Ваш ребенок перешагнул порог школы. Ведущим видом деятельности становится учеба. Времени для игр становится меньше. Серьезным подспорьем в противопожарном воспитании становятся школьные уроки по ознакомлению с окружающим миром, на которых интегрировано преподаются Основы безопасности жизнедеятельности. А раз в четверть — учебная эвакуация, во время которой Ваш малыш сумеет запомнить опасные и безопасные пути в школе.
- Ребенок должен знать, что играть со спичками нельзя
- Ребенок должен уметь вызывать пожарных
- Ребенок должен знать, как действовать в случае пожара дома
- Ребенок должен иметь базовые знания о пожарных знаках и первичных средствах пожаротушения
- Ребенок должен уметь погасить простейшие возгорания
- Ребенок должен знать, как безопасно подогреть себе на плите еду, как безопасно пользоваться электроприборами
- Беседа: Знаки пожарной безопасности
- Беседа: Первичные средства пожаротушения
- Беседа: Дорога до школы — пожар в общественном транспорте
Также в школе проводится (или должна проводиться) внеурочная работа по формированию противопожарных знаний. Если совсем повезло со школой — обязательно будут устраиваться веселые утренники и тематические беседы по пожарной безопасности. Возможно, на некоторые из них придет и инспектор, курирующий школу, в форме, с огнетушителем. Поверьте, ребенку это будет очень интересно, и при этом — познавательно. Такие мероприятия проводятся по специально разработанным схемам, в соответствии с возрастом.
Но это не снимает с родителей обязанностей по обучению детей безопасному обращению с огнем. У младшего школьника накоплен определенный опыт, пусть и теоретический — что такое пожар, кто такие пожарные, что именно запрещено лично ему и почему. Он уже имеет собственное мнение по ряду вопросов, способен высказывать суждения. При этом дети младшего школьного возраста очень наблюдательны. При обсуждении безопасности Вашей квартиры или дачи не исключено, что ребенок увидит те проблемные места, которые не увидели Вы, например, оголившаяся проводка или малозаметные трещины в дачной печке.
Младшеклассник чаще остается дома один. Расширяется список разрешенных предметов и действий. Зачастую он сам вынужден согреть себе еду на плите, включает телевизор. Вместе с тем, находясь дома один, он может затеять опасную игру. Также он может оказаться перед необходимостью самостоятельно действовать при появлении признаков пожара.
Ваш ребенок не только готов, но и очень хочет обсуждать проблемные ситуации, поэтому вполне имеет смысл поиграть с ним в игру «Что ты будешь делать, если…». Проанализируйте с ним все возможные ситуации возгораний в квартире, на даче, у соседей. В случае затруднения, подскажите ему правильный вариант.
Ваш ребенок теперь более самостоятелен и предприимчив. У него больше свободы передвижения, и он может в поисках интересных приключений забраться на стройку, на свалку. Он может разводить костер за гаражами. Первая проба самостоятельного, тайком, запуска петард тоже, как правило, приходится на этот возраст. Опасайтесь самодеятельных опытов по химии, запусков ракет с настоящим горючим и морского/воздушного боя с горящими танками и самолетами вероятного противника.
Эту проблему надо решать с двух сторон. Во-первых, у ребенка не должно быть бесконтрольного времени, а во-вторых, он не только должен знать запрет и его основания, но и отчетливо представлять себе последствия своего шага. Например, он знает, что на стройку ходить играть нельзя, и что этот запрет основан на том, что там можно упасть в яму, там находятся взрывчатые и горючие вещества. Но еще полезно, чтобы ребенок осознавал, что он Вам дорог, что его травма будет болезненна для всей семьи, а за сгоревшие материальные ценности семье придется еще и деньги выплачивать. А это скажется на исполнениях ожиданий ребенка в плане подарков и развлечений.
Так как ребенок, находясь дома один или гуляя, может стать свидетелем возгорания, он должен твердо знать свои «полномочия». Под влиянием положительных в целом примеров из фильмов и книг, ребенок может не растеряться и броситься тушить пожар или спасать находящихся в горящем здании. Таких примеров масса. Хорошо ли это? С одной стороны, да — личность состоялась. А с другой? Пожар — всегда риск.
Сейчас принята иная концепция поведения граждан в случае возникновения пожара. Человеческая жизнь принимается неоспоримой ценностью, и риск отводится профессионалам, для которых он является оговоренным условием труда, а с другой стороны — при должной выучке и экипировке сведен к минимуму. Это-то и надо донести до сознания ребенка. Здесь вопрос решается не на уровне эмоций, а на уровне разума: у пожарного есть оснащение, он обучен действовать в дыму и пламени, а чем раньше вызвать пожарных, тем меньше им придется рисковать.
Вот здесь и уместно поговорить об опасных факторах пожара. Для школьника начальных классов уже доступны понятия «дым ест глаза» (наверняка есть уже опыт семейных посиделок у костра, поездки на шашлыки), «ожог» (наверняка за несколько лет в семье или в окружении хоть мелкий бытовой, но случался ожог), «обрушение» (спасибо телевидению). Беседа: Первая помощь при ожогах
Поэтому мероприятия по тушению пожара уже могут представать перед ребенком в истинном и полном свете — это бой, в котором могут быть погибшие и раненые.
Следовательно, ребенок должен усвоить три истины:
- Самому можно тушить только возгорание масла на сковороде или если начала тлеть прихватка. Беседа: Тушение мелких возгораний
- Самому тушить более серьезное возгорание нельзя, так как потеряешь время для вызова пожарных и пострадаешь сам.
- Надо вызывать пожарных, если нет возможности здесь и сейчас сообщить взрослым. Беседа: Ребенок вызывает пожарных
На даче младшеклассник может оставаться с бабушкой все лето, и уже восприниматься ею как помощник по огороду и хозяйству. Беседа: Дача — печка, керосинка, старая проводка
А отсюда — ослабевающий контроль, так как расширяется и среда обитания ребенка, его уже трудно удержать на участке.
Игры в индейцев и «войнушку» со стрельбой горящими стрелами, лесные костры, попытки запуска ракет — это все виды опасных развлечений младшего школьника на даче. Беседа: Забавы на природе
Между тем младший школьник уже ощущает себя находящимся на следующей социальной ступени по сравнению с детьми, еще не посещающими школу. У первоклассников, особенно девочек, любимой игрой становится игра «в школу», где «учениками» становятся как игрушки, так и младшие дети в семье, младшие друзья. Ненавязчиво предложите им провести урок пожарной безопасности.
Младшеклассник трудолюбив и любит добиваться результата.
Меньше времени остается на семейное чтение и рисование, так как все его свободное время поглощено уроками и общением с новыми товарищами.
Но практика показывает, что для ребенка 7-10 лет очень важно иметь время, когда он может побыть наедине с собой, занимаясь тихими играми. Ему нравится точность, он с удовольствием раскрашивает раскраски с мелкими деталями (особенно девочки), разгадывает ребусы и кроссворды. Это своеобразный «предохранитель» нервной системы ребенка, когда он концентрируется на действиях, требующих молчаливого сосредоточения.
Книги и настольно-печатные игры уже не требуют того, чтобы родители обязательно принимали участие в чтении или игре. Поэтому они становятся хорошим средством организовать свободное время. Конечно, если Вы найдете время присоединиться, ребенок будет Вам очень благодарен.
Дети в этом возрасте начинают интересоваться компьютерными играми. Ничего плохого изначально в этом нет — вопрос в дозировке и содержании. Если ребенок настроен играть, хотя бы потому, что играют в компьютерные игры все его товарищи — постарайтесь подобрать ему компьютерную игру с пожарной тематикой.
Итак, ребенок 7-10 лет, ученик начальных классов
- готов правильно вести себя при возгорании, задымлении, возникновении пожара;
- готов правильно вызвать пожарных в случае, если признаки пожара есть, а взрослых рядом нет;
- знает опасные факторы пожара и понимает их вред, умеет оказывать первую помощь при ожоге;
- умеет правильно пользоваться электроприборами, знает признаки неисправности электроприборов;
- знает основные причины пожара в транспорте и правила безопасного поведения при пожаре;
- знает причины пожара в общественных местах, знает правила безопасного поведения при пожаре и панике, знает правила коллективной эвакуации из общественных зданий;
- знает правила безопасного поведения в лифте;
- знает правила обращения с препаратами бытовой химии;
- знает правила обращения с газовыми приборами в быту;
- знает правила обращения с различными печами и каминами;
- знает причины возникновения пожаров в лесу и их разновидности. Знает, как не допустить возгорания и пожара в лесу;
- может увидеть и остановить пожароопасную игру дошкольников;
- понимает, что пожарные — живые люди, имеющие свои семьи, но готовые рисковать жизнью для спасения других.