Так, 19 октября 1963 года на Челябинской нефтебазе №1 произошёл пожар, который мог уничтожить весь объект и расположенные рядом склады. Из-за халатности работников 60-кубовую цистерну с бензином перекачали в разобранный трубопровод: из-за ремонта его разобрали, но по смене не сообщили об этом. Бензин затопил насосную станцию и по тоннелям распространился по всей территории резервуарного парка. Главный механик нефтебазы принял решение – откачать скопившийся бензин насосом с электрическим приводом. Но вместе с бензином затянуло щебёнку.
В итоге из-за искры произошёл страшнейший взрыв, которым снесло крышу насосной. В траншеях по всей территории резервуарного парка вспыхнул бензин, фонтаны огня били из-под земли: в общей сложности возникло 16 очагов пожара!..
Силами гарнизона, собранного по третьему номеру пожара, была подготовлена пенная атака. Ветеран пожарной охраны, заслуженный работник МВД СССР, Почётный гражданин Челябинской области Абрам Львович Каплан как будто заново переживает тот эпизод своей жизни и службы:
Пена заполнила смотровые колодцы, создалось впечатление, что пожар ликвидирован. Главный инженер Главнефтеснаба кинулся к распределительному колодцу, пытаясь заглянуть внутрь. Я с трудом «оторвал» его от горловины колодца, и в это время произошёл второй взрыв: нас обоих отбросило на несколько метров…
Начальнику отдела службы и подготовки Управления пожарной охраны УВД Челябоблисполкома майору Каплану А.Л. обожгло лицо. Главный инженер ценою обгоревших бровей и ресниц офицера пожарной охраны остался жив. При этом всю пену выбросило из колодцев, на территории базы снова возникли огненные «фонтаны».
И тогда помимо пенной атаки челябинские огнеборцы применили новый метод тушения сложного пожара – разбили огненную площадь на отдельные участки, засыпая колодцы сыпучими материалами. Штаб пожаротушения организовал доставку последних со всех близлежащих карьеров: сотрудники ГАИ все самосвалы из карьеров стали направлять на пожар. Также был вызван аварийный поезд ЮУЖД со специальными балластными платформами. Прибыли на помощь и курсанты военного автомобильного училища.
Сразу все траншеи потушить не удалось. Начали засыпать колодцы через один. В общем, постепенно, но всё же стихия была побеждена! – продолжает вспоминать ветеран, свидетель тех событий. – Несмотря на всю серьёзность аварии, ни во время взрыва, ни во время тушения пожара, никто не погиб…
А это происшествие стало самым серьёзным ЧП на объектах нефтегазовой отрасли в истории Южного Урала.
Уже в декабре, по итогам ликвидации этого пожара, пять человек были награждены медалями «За отвагу на пожаре», ещё ряд участников отметили грамотами МВД. За смелые и правильные действия в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации своей первой медалью «За отвагу на пожаре» был награждён и Абрам Львович Каплан. Стоит отметить, что до него в Управлении пожарной охраны эту столь высокую награду никто не получал.