Контент МЭШ и подготовка к тренировке по организованной эвакуации при пожаре. Какая связь?

Контент МЭШ и подготовка к тренировке по организованной эвакуации при пожаре. Какая связь?

img
В работе образовательной организации важна системность. Ивентологический подход, когда событийный ряд воспитательных мероприятий проходит яркой чередой, освещая то или иное значимое событие, тоже необходим в школе, как составляющая активизации познавательного интереса. Заметьте, именно интереса, и это еще не познавательная деятельность. Когда появляется системно-деятельностный подход, тогда можно говорить о формировании ключевых компетенций, под которыми понимают целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, способности личности справляться с самыми различными задачами. В нашем случае – реализующихся в области безопасности. Представляем актуальный опыт московской школы №2101 по подготовке к весенним тренировкам по организованной эвакуации. Особенность – в системной работе по изучению пожарной безопасности в течение года, а также применение единых блоков онлайн-тренажёров из контента библиотеки МЭШ.

Валиев Роман Тельманович,
заместитель директора по воспитанию, социализации и безопасности ГБОУ г. Москвы Школа №2101

В школе формирование культуры безопасного поведения тесно связано с воспитательной работой в целом. Для управленческой команды и педагогического персонала нашей школы одним из значимых направлений жизни детско-взрослого коллектива является открытость инновационным технологиям, в том числе и в области безопасности. Важно понимать, что все наши действия выполняют триединую задачу (обучение, воспитание, развитие) и несут социально-педагогическую миссию. Деятельность по формированию КБЖ отличается от любой другой позитивной педагогической работы, что учит одновременно не допускать ЧС и грамотно в них действовать.

Безопасная среда в образовательной организации складывается как сумма мер технического, организационно-предупредительного, кадрового и психолого-педагогического направлений. Таким образом, можно сказать, что это - это совокупность условий деятельности образовательной организации, определяющих безопасное функционирование, и готовность персонала и обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) при взаимодействии образовательной организации с вспомогательными службами и общественными организациями, правоохранительными структурами, органами местного самоуправления.

В каждом из направлений создания безопасной образовательной среды есть факторы управляемые и неуправляемые в той или иной степени. Задача управленческой команды – минимизировать объем неуправляемых факторов безопасности. И если меры безопасности технического характера всегда очевидны, например, есть исправная пожарная сигнализация, помещения оснащены качественными огнетушителями и т.д., то меры, связанные с компетенциями и ценностями людей, всегда требуют более тщательной проработки.

В наше непростое время, с одной стороны, особую актуальность приобретает потребность в слаженных действиях всей образовательной организации при возможной экстремальной ситуации любого характера. Под слаженностью понимается в данном контексте совокупность готовности как персонала, так и обучающихся действовать разумно, решительно и рационально, не поддаваясь панике, четко осознавая возможное развитие ситуации и свои шаги в этом процессе, то есть то, что по определению Л.В. Эюбовой принято называть «адаптационной мобильностью».

С другой стороны, современные тенденции обмена информацией обучающего характера диктуют необходимость шире внедрять интерактивные и цифровые методики.

В данной статье хотелось бы поделиться комплексной методикой подготовки обучающихся и педагогического персонала к грамотным действиям при проведении эвакуации. Особенностью данной подготовки в 2022/23 учебном году стало использование ресурса МЭШ.

Как правило, в соответствии с графиками проведения учебных эвакуаций из зданий образовательной организации, одна из тренировок приходится на весну, что дает возможность соединить ее в логическую цепочку с празднованием Дня пожарной охраны России. В этом есть вектор героико-патриотического воспитания: пожарно-спасательные формирования и МЧС России в целом являются образцом повседневного героизма и всегда вызывают повышенный интерес у обучающихся всех возрастов.

Практический навык организованной эвакуации отрабатывался с использованием подвижной коллективной игры «Мы дружной вереницей уйдем от красной птицы», разработанной и апробированной непосредственно в нашей школе, а затем достаточно широко представленной в различных методических рекомендациях с участием наших коллег, в том числе в изданиях ВДПО.

Для поддержания мотивации изучать пожарную безопасность традиционно использовался ресурс школьного музея «С чего начинается Родина» с тематическими занятиями по истории Пожарной охраны на Руси и в России. Проводились экскурсии в близлежащие пожарные части №4, №21 и №28 Западного округа г. Москвы, на Пожарно-техническую выставку, но эта активность не может дать полного охвата всего контингента школы.

В 2022\23 учебном году удалось добиться единого подхода к подготовке обучающихся начальной школы и 5-6 классов с помощью контента, предложенного Всероссийским добровольным пожарным обществом на платформе МЭШ.

Наиболее ярким примером может служить блок заданий, обозначенных как тренажёры. Они позволяют в интерактивной форме не только проверить знания детей о пожарной безопасности, но и конкретизировать их. В марте 2023 года ряд педагогов нашей школы уже приступил к проведению различных форм занятий с использованием данных тренажёров. При разработке единого комплексного подхода было решено, в первую очередь, проработать тематику правил эвакуации, представлений о первичных средствах пожаротушения, а также расширять кругозор обучающихся и проводить патриотическую работу путем ознакомления с героикой труда российских пожарных-спасателей.

Таким образом, был определен круг тренажёров, соответствующих поставленным задачам.

Формат занятия педагогам было предложено выбирать самостоятельно – классные часы, внеурочная занятость, введение занимательного материала платформы МЭШ в сценарий урока по предмету. Оснащение каждого класса нашей школы интерактивными досками позволяет выполнять интерактивные задания коллективно, с общим обсуждением и проговариванием проблемных ситуаций.

Например, такой тип тренажёра, как «Восстанови стихотворение» – это несколько коротких стихотворений, объединённых одной общей темой пожарной безопасности. И его применение может быть педагогически целесообразным как на занятиях по функциональной грамотности, осознанному чтению, так и в рамках досуговой деятельности в группе продленного дня. Игру с восстановлением стихотворения педагоги в ряде случаев использовали и на уроке русского языка в ходе работы по звуко-буквенному анализу. Проблема «как мы это говорим и как мы это пишем?» является важной при формировании орфографической зоркости.

Примером может служить Игра «Восстанови стихотворение. Первичные средства пожаротушения» Данный тренажёр ознакомит с первичными средствами пожаротушения и действиями при возгораниях.

Интересно, что педагог, проводивший это занятие, использовала сочетание классических наглядных форм работы – дети имели возможность посмотреть, как выглядит электропровод в аварийном состоянии с соединением изолентой, что такое обычная бытовая парафиновая свеча, как выглядела керосиновая лампа. Удивительно, но для современного городского второклассника эти предметы не являются хорошо знакомыми, и это с точки зрения безопасности – неплохо, если предположить, что провода теперь в квартирах и организациях находятся исключительно в кабель-каналах, соединяются не изолентой, а разъемами, а осветительные приборы открытого горения заняли свое место исключительно, как у нас – в школьном музее.

Игра «Восстанови стихотворение. Вызов пожарной охраны» – это несколько коротких стихотворений, объединённых одной общей темой алгоритма вызова пожарно-спасательной службы. Данный тренажёр ознакомит с ситуациями, когда необходимо срочно вызывать пожарных и даст возможность запомнить короткий номер телефона вызова пожарных.

Игра «Восстанови стихотворение. Профессия пожарный» – это несколько коротких стихотворений, объединённых одной общей темой специфики работы пожарного. Данный тренажёр расширит представления о героике нелегкого труд сотрудников пожарно-спасательных подразделений.

Аналогично широк спектр применения цикла мини-игр «Загадки Филина», также представляющие собой задание, в основе которого лежит стихотворение, но здесь надо угадать ответ и заем внести его в отведенные клетки на игровом поле. Соответственно, опытный учитель может использовать загадки и в процессе урока для активизации познавательной деятельности в ходе словарной работы. Так, например, в рамках формирования первичных представлений об опасных факторах пожара и мерах борьбы с возгораниями интерес представляет задание Игра «Загадки Филина. Пожарная безопасность. Первичные средства пожаротушения».

Это несколько загадок, объединённых одной общей темой ознакомления со способами прекращения горения. Загадки помогут хорошо запомнить информацию о бытовых подручных средствах пожаротушения.

Так как в масштабах подготовки школы к тренировочной эвакуации  важно единство в проведении базового инструктажа, то оказалось целесообразным включение в рекомендованный список достаточно большого стихотворения, детально описывающего основные правила для обучающихся в случае сигнала пожарной тревоги в школе. В отличие от остальных заданий данного типа, здесь стихотворение действительно объемное, поэтому мы рекомендовали вовлекать в выполнение задания нескольких обучающихся поочередно.

Игра «Восстанови стихотворение. Общественные места» – это несколько коротких стихотворений, объединённых одной общей темой правильных действий при пожарной тревоге и эвакуации в школе. Данный тренажёр ознакомит с правилами действий при сигнале пожарной тревоги в здании школы и способом вызова спасательных служб при возгорании.

В качестве дополнительного познавательного материала можно использовать тренажёры-викторины. Для их выполнения требуется гораздо больше времени, чем для восстановления стихотворений или разгадывания загадок, поэму рациональнее на их основе строить досуговую деятельность, классный час, а не включать в сценарий урока, хотя в практическом применении мы получили у опытного учителя сбалансированный урок математики с применением викторины «Пожарные цифры».

Викторина «Пожарные спешат на помощь» доступна обучающимся начальной школы. Для более старшего возраста применима викторина «10 фактов о пожарных, которыми ты точно удивишь друзей».

Таким образом, применение ресурсов МЭШ возможно не только при разработке педагогом предметного урока, но и при решении задач по подготовке к мероприятиям комплексной безопасности, что способствует устойчивому функционированию в школе безопасной образовательной среды как педагогического пространства комплексного формирования личности безопасного типа, что достигается, в том числе, средствами социально-педагогической работы и внеурочной деятельности.

 

Поделиться:
img
кандидат педагогических наук, автор более 100 научно-методических публикаций в области культуры безопасности жизнедеятельности