На фоне этих вызовов третий сезон уникального проекта «Учимся сами, обучаем ИИ», организованного Всероссийским добровольным пожарным обществом (и Министерством цифрового развития Мурманской области при поддержке Главного управления МЧС России по Мурманской области, становится настоящим маяком безопасности в цифровом океане возможностей.
Технологии, как огонь: друг или враг?
Огонь… Сколько тысячелетий он служит человеку? Он согревает нас холодными ночами, помогает готовить пищу и освещает путь во тьме. Но стоит потерять контроль над этим элементом – он превращается в разрушительную силу. Нейросети и искусственный интеллект сегодня напоминают этот самый огонь: они могут стать верными помощниками или обернуться угрозой.
Подростки – самая уязвимая аудитория в этом отношении. Их жажда нового часто идёт рука об руку с недостатком опыта. Нейросети поражают их воображение своими возможностями: реалистичные изображения, ожившие фотографии, правдоподобные тексты… Но где граница между реальностью и иллюзией? Как распознать фейк среди множества данных? Как защитить себя от манипуляций?
И это, действительно, серьезно. Ведь, нейросети легко генерируют поддельные фотографии или видео, фейковые факты и несуществующих людей с их цитатами. При работе с платформами ИИ есть риск утечки личных данных. Реалистичные фейки могут влиять на восприятие реальности у молодых людей.
Данные аспекты – одни из ключевых на занятиях Всероссийского просветительского онлайн проекта «Учимся сами, обучаем ИИ». Ведь задача программы – не только научить подростков работать с технологиями будущего, но и привить им культуру безопасности. Другими словами, отрабатывая с участниками их навыки взаимодействия с искусственными нейронными сетями, подростков также учат критически относиться к информации из интернета, проверять её достоверность и защищать свои данные.
Безопасность в цифровом мире – основа культуры безопасности
Одна из ключевых целей проекта – формирование у подростков культуры безопасности жизнедеятельности через призму работы с нейросетями. Ведь вопросы безопасности касаются не только цифрового пространства, но и реальной жизни, а мир интернета полон скрытых ловушек. Фальшивые новости, поддельные фотографии или видео могут легко запутать неподготовленного человека, а для подростков это может стать настоящим испытанием.
В рамках проекта участники учатся: распознавать фейки в текстах и изображениях, критически оценивать информацию из интернета, защищать свои личные данные при работе с платформами ИИ.
На вебинарах приводят яркие примеры: нейросеть создает изображения огнеборцев на пожарах. Всё выглядит очень правдоподобно… кроме одного нюанса – таких людей, как и пожаров, которые они тушат, никогда не было! Эти генерации становятся поводом для обсуждения того, как легко технологии могут создавать ложную реальность.
При этом, безопасность в цифровом мире – только часть большой и сложной картины.
Безопасность жизнедеятельности: технологии на страже жизни
Как связаны искусственный интеллект и пожарная безопасность? На первый взгляд кажется, что эти понятия далеки друг от друга. Но если задуматься глубже – связь очевидна.
ИИ уже сегодня помогает спасателям прогнозировать пожары и анализировать чрезвычайные ситуации. Однако важно помнить: ни одна технология не заменит человеческой внимательности и ответственности.
В связи с этим на практических занятиях онлайн-курса в рамках проекта подросткам объясняют: как использовать нейросети для создания полезных материалов по безопасности; почему распространение ложной информации о ЧС может быть опасным; какая ответственность лежит на тех, кто работает с данными о реальных происшествиях при этом распространяют фейки.
Эти знания помогают формировать у молодёжи культуру осознанного отношения к безопасности, в том числе цифровой.
Психология подростков: обучение через творчество
Необходимо также понимать, что подростки склонны доверять визуальной информации больше всего остального. Для них картинка часто важнее текста или цифр. Именно поэтому программа проекта, включая и предстоящий третий сезон, разработана таким образом, чтобы учитывать особенности их восприятия. К примеру, практические задания, в раках которых участники выполняют творческие проекты с использованием нейросетей.
Не менее важный этап - творческие конкурсы. Задания, особенно по истории пожарной охраны страны и ВДПО, стимулируют развитие критического мышления через создание собственных материалов.
Отдельно хочется отметить психологическую поддержку участников. В проекте принимает участие Инна Воронова – кризисный психолог, член Международной профессиональной ассоциации психологов, которая помогает подросткам разобраться в сложных вопросах взаимодействия с технологиями.
Инна Юрьевна подчёркивает: «Для подростков важно понимать границы между реальным миром и виртуальной реальностью нейросетей. Это умение становится основой их безопасности».
Проект - мост к будущему
Третий сезон #УчимсяСамиОбучаемИИ включает три этапа.
Первый - отборочный конкурс, в рамках которого участники направляют заявку и эссе на тему «Огонь нейросетей». В творческом сочинении ребята делятся своими мыслями о роли технологий в современном мире. Это помогает выявить их интересы и уровень подготовки.
Второй этап – просветительский. Подростки изучают основы работы с генеративными нейронными сетями через онлайн-курс «Искусство взаимодействия с генеративными нейронными сетями». Вебинары, которые проводят специально приглашенные спикеры, проходят раз в неделю по пятницам. При этом тем, кто не успевает или не может принять в них участие, предоставляется доступ к видеозаписям мероприятий.
Третий, он же финальный этап – создание уникального видеопроекта с использованием технологий ИИ. Причем задание не ограничивает участника в выборе нейронных сетей.
Каждый этап продуман до мелочей благодаря команде экспертов: специалистов по информационным технологиям, промпт-инженеров, учёных-культурологов, кризисных психологов и многих других, включая представителей высших учебных заведений МЧС России.
Будущее начинается здесь
#УчимсяСамиОбучаемИИ уже показал свою эффективность: сотни подростков из разных регионов России освоили основы работы с генеративными нейронными сетями и научились применять их для решения практических задач как в личных целях, так и для просветительской деятельности в области культуры безопасности жизнедеятельности.
Так, были созданы уникальные материалы по пожарной безопасности. Некоторые ребята даже стали создавать свои компьютерные программы, используя полученные знания на онлайн-курсе.
Однако самое главное достижение проекта – это формирование у подростков культуры осознанного поведения в интернете.
Другими словами, #УчимсяСамиОбучаемИИ становится причастный к созданию нового поколения граждан России - ответственных пользователей информационных технологий с высоким уровнем культуры безопасности.
Приглашаем всех заинтересованных в изучении возможностей генеративных нейронных сетей присоединиться к проекту #УчимсяСамиОбучаемИИ.
Пусть ваш путь к новым знаниям станет началом большого путешествия к безопасному будущему