Патриотизм и безопасность. Грани общей проблемы. Часть 1

Патриотизм и безопасность. Грани общей проблемы. Часть 1

img


Первая помощь, безопасность жизнедеятельности, навыки выживания, патриотизм … Понятия, которые сегодня вошли в нашу жизнь стопроцентной реальностью. Можно ли воспитать, подготовить человека к этой реальности? Об этом наш разговор с инструктором-методистом, заместителем председателя Центрального совета Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», членом Российского общества первой помощи, профессиональным специалистом и авторитетным экспертом по проблемам безопасности Сергеем Витальевичем Тетюхиным.

Специальная военная операция после жестокой и безнадежной авантюры бандеровцев под Курском оказалась совсем рядом. Все чаще так называемые «прилеты», достававшие сначала только приграничные районы, теперь переместились ближе к центру европейской части страны. Работает наша противоздушная оборона, работают современные средства электронного подавления. И все-таки, риск оказаться под огнем стал для граждан реальностью. Есть ли необходимость делать на все это поправку в системе обучения первой помощи, и, в целом, в вопросах культуры безопасности? У нас (я имею в виду наше поколение – советское) на памяти уроки начальной военной подготовки для мальчишек и курсы сандружинниц для девчонок. И, прямо будем говорить, была от этого польза: и рану могли перевязать, и поломанную конечность зафиксировать, а самое главное - знали: не убегать надо, а спокойно постараться помочь товарищу, попавшему в беду, хотя бы уже тем, что немедленно вызвать помощь. Ваше мнение, Сергей Витальевич?

Да, конечно! Только вот вопрос ваш получился слишком объемным. Давайте попытаемся его структурировать. Если говорить о культуре безопасности жизнедеятельности, то я бы не стал разделять задачи по формированию этого блока знаний и объема навыков на мирное и военное время. Это в системе государственного управления есть задачи военного и мирного времени. Они существенно различаются в силу определенных, прежде всего, экономических причин. Есть система РСЧС, которая действует в мирное время, и есть система гражданской обороны, которая должна включаться в военное время. Мы сейчас говорим о другом: о конкретной сумме знаний, которая есть у каждого человека, а где завтра этому человеку придется жить-выживать, в каких условиях, очень сложно предположить. Никто еще 10 лет назад не предполагал, что дело дойдет до такого противостояния, открытого вооруженного конфликта. Даже в 2013 году, до того как случились все эти события на Украине, приснопамятные, обыватель не мог себе даже представить, что майдан и прочее с ним связанное, приведет к такой тяжелой эскалации конфликта, что будут обстрелы, в том числе и жилых кварталов, с гибелью мирных жителей.

Донецк после обстрела ВСУ

Поэтому я бы все-таки говорил о тех базовых навыках, которые мы должны все-таки дать человеку, потому что сам он их не приобретет. Даже в дикой природе волчица натаскивает волчат, лисица натаскивает лисят, они ведь не рождаются с врожденными навыками выживания, точно так же и с людьми, только на еще более высоком, сложном уровне. Базовая культура безопасности - она просто должна у человека быть. Независимо от того, придется ли ему столкнуться  с опасностью военных действий, будет ли этот человек защищать свою Родину и брать оружие в руки. Или он всю жизнь проживет спокойно, в мирной обстановке. Думаю, от этого базовый комплекс знаний и навыков не меняется.

Другой вопрос - условия военного времени, давайте уж все называть своими именами: война есть война – они привносят свои особенности. Они требуют более детальной проработки каких-то направлений. Нельзя же сравнивать первую помощь в условиях мирного времени и в условиях военного. Да, мы можем сталкиваться с остановкой сердца, но в военное время там все значительно серьезнее. И очень сложно сравнивать ту же остановку сердца в условиях мирного времени  или любой другой травмы, например, с поражениями военного времени: минно-взрывными, огнестрельными. Конечно, это требует дополнительной подготовки! Но уже, подчеркиваю, к существующему базису.

Я хотел бы продолжить эту мысль: человек не рождается с навыками выживания, помощи ближнему. Больше того, наша психика устроена таким образом, что с определенного момента мы стараемся не думать о возможных опасностях, рисках. Само наше подсознание старается нас уберечь от этих вот мыслей, от этого потенциального стресса. Поэтому наивно рассчитывать, что культура безопасности сформируется сама по себе. Нет, этому надо учить целенаправленно, заниматься, зачастую, людей надо даже заставлять получать эти исключительно важные знания. И весь опыт той работы, с учетом работы той же детско-юношеской школы безопасности как общественного движения, показывает: чем раньше начинаешь, тем выше эффективность.

Чем раньше, тем лучше?

Вне сомнения, потому что психологический барьер, вроде пословиц «не буди лихо, пока оно тихо» при подобных установках подсознания не дает нам моделировать чрезвычайные ситуации: буду думать о пожаре - случится пожар, буду думать о ДТП - попаду в ДТП – это подход взрослый, основанный на жизненном опыте. У детей таких барьеров подсознания нет.

Мы стараемся не замечать того, что нам не нравится, что может представлять угрозу. Преодолеть это можно только целенаправленным обучением. Когда человек понимает и знает, что делать - это другой уровень и другой подход.

В вашей жизни были такие примеры?

Я рос еще в 70-е годы прошлого века. Мы по-другому воспитывались. У нас были другие нарративы. Мы были всей общественной моралью настроены на помощь, спасение. И это не считалась каким-то подвигом.

Да, и тогда были там отдельные случаи. Испугались, побежали, бросили в беде, но все-таки это были единичные случаи, а, в целом, я считаю, мы были ориентированы именно на взаимопомощь и не только своим близким, не только своим друзьям. Кучу народа спасли в реках, в озерах, везде спасали и тогда это не преподносилось, как заслуги, скажем,  системы образования или чрезвычайного ведомства, которого в принципе не было Да, были пожарные, но пожарные не занимались спасением утопающих. Да, был ВОСВОД, но потом: где ВОСВОД, а где мальчишки, которые купаются в реке или в озере, конечно же, без всяких взрослых. Тем более я не помню из своего детства, чтобы к нам приходили целевым назначением пожарные или те же спасатели ВОСВОДА.

Зато я помню прекрасно, как к нам приходили и проводили уроки мужества ветераны Великой Отечественной войны. Тогда еще достаточно много было живых участников боевых действий. Эти люди приходили, а вот чтобы к нам пришел, как сейчас, ходят в школы сотрудник отдела надзорной деятельности с занятиями… Дружина юных пожарных была в школе, продавались в обязательном порядке какие-то марочки, трех или пяти копеечные, не помню. А вот ходить в ВДПО - мы ходили, я помню, но занятия по пожарной безопасности с нами проводили сами школьные учителя. И не было в то время никакого предмета ОБЖ. Начальная военная подготовка у нас была. В то же время, с огнетушителем я познакомился в школе и испытал его на противне не один раз. То есть каким-то чудесным образом, в те времена квалификации школьного учителя хватало на то, чтобы детям дать некие основы безопасности жизнедеятельности, попытаться сформировать ту самую культуру безопасности. Да, во многих вещах мы, конечно, были малограмотными, но, тем не менее, некая общая культура безопасности была. Ну, хотя бы в части той же пожарной безопасности.

Начальная военная подготовка, которую сейчас пытаются интегрировать в школьный предмет ОБЖ. Нет, это был совершенно отдельный предмет, и там мы тоже говорили о некоторых аспектах безопасности, но все-таки начальная военная подготовка - это целиком и полностью про войну. Да, это был тир стрелковый, Это работа с противогазом. К восемнадцати годам, когда меня призвали на срочную военную службу, я очень прилично стрелял. По крайней мере, армейские офицеры к моим умениям добавить не смогли ничего, к тем умениям, которые были получены в школе, в школьные годы. Я надевал любой тип противогаза. Пуговицу умел пришивать, хотя это немножко из другой серии. Но тоже существенно,  тоже важный момент: выживания. И навыки, допустим, выживания в природной среде - то, что всегда красной нитью проходило в деятельности «Школы безопасности».

Не секрет, что «Школу безопасности» - всероссийскую систему  дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности, как детско-юношескую организацию, создали на базе туристических объединений, и, конечно, туристам всегда эта тематика была близка, гораздо ближе, чем пожарная безопасность или та же самая безопасность в техногенной среде, какие-то элементы спасательного дела. А туризм - это их область, поэтому в «Школе безопасности» всегда выживанию в природной среде уделялось большее внимание. Помню, что, заканчивая школу, я все эти навыки имел, потому что ходили мы в походы, учили нас разводить костры и добывать воду, какие-то элементарные базовые знания и умения у нас были. Хотя жил я в городе, а не в селе, и до леса у нас было достаточно далеко. Ходили мы и в походы. Действующее тогда законодательство, можно, конечно, с современных позиций назвать несовершенным, но оно все же позволяло организовывать многодневные походы с детьми - с ночевками в природной среде, с полевыми лагерями. А сейчас, когда мы пытались анализировать ситуацию несколько лет назад, то выяснилось, что организация детского полевого лагеря регламентируется шестьюдесятью двумя (!) подзаконными актами различных уровней. Специально сидели люди, имеющие юридическое образование, пытались собрать всю возможную информацию, что может иметь отношение, что может, так или иначе, регулировать детский отдых в природной среде… Думаю, что ни школьный учитель, ни организатор ОБЖ из обычной школы просто не найдет всех этих нормативных документов, потому что это требует многих месяцев упорной работы. Естественно, в этих условиях люди, которые занимаются туристическим бизнесом, отказываются от детских групп, потому что невозможно соблюсти требования, которые, зачастую, противоречат друг другу.

В одном приказе написано, что полевой лагерь обязательно должен быть огорожен, в другом документе написано, что на землях лесного фонда недопустимо возведение никаких сооружений, даже временных. Это просто условные примеры жизни, а таких взаимоисключающих требований их десятки, поэтому люди просто отказываются. «Да, взрослые группы мы водим, а заниматься, с детьми, извините, нет, это не к нам», - вот то, что говорят специалисты в области туризма, природной среды. А что же говорить про школьных педагогов? Ну и тогда встаёт вопрос, а как же всё-таки детей чему-то научить? Особенно, приблизив обучение к практике.

НАША СПРАВКА
Тетюхин Сергей Витальевич, родился 6 июня 1967 года в Люберцах (Подмосковье). После окончания школы  и службы в армии, поступил в Московский институт инженеров транспорта. После окончания институт в 1991 году, работал на различных должностях инженерно-технического профиля. В 2009 году поступил на работу в журнал «Гражданская защита» (ведомственное издание МЧС России). Много писал на темы развития гражданской обороны и деятельности специальных подразделений ГОЧС. В 2014 году закончил Академию гражданской защиты МЧС России по специальности – «Государственное и муниципальное управление).
С 2014 года участвует в работе Всероссийского детско-юношеского движения «Школа Безопасности». Избран заместителем председателя Центрального Совета организации, руководил Московским областным отделением «Школы Безопасности». В 2016 году закончил Федеральный институт развития образования. В настоящее время – педагог дополнительного образования высшей категории. Более 10 лет занимается обучением первой помощи. Член Российского общества первой помощи.

Вернемся к теме  первой помощи. Есть совершенно конкретные шаги, и они не такие сложные. Начинать-то надо не с детей, начинать надо с педагогов. Научить педагогов. Во-первых, научить, во-вторых, каким-то образом мотивировать заниматься этой деятельностью. Какая мотивация? Наверное, в современных условиях это, прежде всего, деньги. Некие денежные компенсации. Был момент, когда воспитательная функция ушла из образовательных организаций. И классное руководство стало никчёмной обузой для педагогов. Классное руководство - всё-таки нужная система взаимодействия для детского коллектива, для его правильного формирования, и, самое главное, для взаимодействия с родительской общественностью. Но учителя занимались этим, скажем так, из-под палки. Потому на государственном уровне было принято решение, что нет, эта работа – важна, и, в результате, воспитательные функции стали возвращаться в общеобразовательную школу, в том числе и классное руководство. Добавили денег - учителя с большей охотой стали этим заниматься. Насколько качественно - это вопрос компетенции педагога и к его моральным установкам. Не хватает педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности, даже в столичном регионе. Позиция департамента образования Москвы: все школы столицы укомплектованы учителями ОБЖ, больше того, во многих школах есть еще и отдельные ставки преподавателей-организаторов ОБЖ, а еще есть кадетские классы, и, насколько я знаю, во многих, есть еще и ставка воспитателя кадетского класса. Если к этому прибавится педагог ПНВП, будем называть это привычной нам терминологией – первоначальная военная подготовка, то в школе появляется достаточно приличная команда людей, которые, как минимум, должны сами быть обученными в области безопасности и передавать эти знания целенаправленно детям. Но беда в том, что эти люди, зачастую, сами не обучены. Даже в Москве, при этих бюджетах серьезных, которыми располагает департамент образования, не готовят учителей ОБЖ. Больше того, профильные кафедры в двух крупнейших столичных педагогических вузах - МГПУ и МПГУ - они много лет бездействовали, потому что набор бакалавров и магистров не проводился. В этом году, после длительного перерыва, насколько я знаю, возрождается магистратура по ОБЖ - это повышение квалификации, А бакалавриата нет, то есть начальная подготовка не ведется. Считается, что ОБЖ может преподавать любой человек, но только имеющий педагогическое образование. К сожалению, других людей, даже профессиональных спасателей-практиков, не допускают в школы к детям по закону.

НАША СПРАВКА
Обращаем внимание читателей, что аббревиатура ОБЖ употребляется исключительно в силу привычки. С 1 сентября 2024 года согласно постановления Правительства Российской Федерации школьный предмет «ОБЖ» –«Основы безопасной жизнедеятельности» переименован в «Основы безопасности и защита Родины». Министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов сообщил на Общероссийском родительском собрании, что программа предмета будет усилена модулем начальной военной подготовки, а к преподаванию будут привлекаться участники специальной военной операции, завершившие службу. Ожидается, что рассказы о воинских обязанностях и воинской службе, сформируют у детей представление о том, какую роль играет оборона страны для ее мирного социально-экономического развития.

По своей работе в общественной организации очень много бываю в школах и общаюсь с учителями. Успех там, где учитель –личность. Конечно, фактор индивидуальности важен, но я вижу проблему именно в такой плоскости: без квалифицированных учителей не будет у нас ни ОБЖ, ни НВП, ни защиты Родины, точно так же, как и патриотического воспитания - все начинается со школы!

Вроде бы все понимают, что такое патриотическое воспитание, но организовать эту работу на базе общеобразовательной школы могут единицы. Потому что голого энтузиазма мало, нужны еще и знания. Патриотизм, если это, конечно, не «ура-патриотизм», воспитывается на конкретных примерах, на делах. Конкретные примеры есть в истории, их надо элементарно знать, а конкретные дела – их, как минимум, надо уметь организовать, повести за собой, включив в эту работу детей и подростков.

В тесном взаимодействии с МЧС России, Арктический форум -2023

Вот из опять-таки нашего «светлого коммунистического прошлого»: о ДОСААФе было написано на каждом заборе. Практически все мы прошли, так или иначе, через ДОСААФ. Я вроде бы не домосед, а заместитель председателя общественной организации общероссийской, вся моя жизнь в общении с людьми, но я не вижу ДОСААФа, хотя я  по стране много езжу. Автошколы ДОСААФ всегда были, они с советского времени выжили, поскольку имели регулярное финансирование. По поводу радиошкол не знаю, потому что вроде уже стучать не надо азбуку Морзе. Сандружинниц тоже готовил ДОСААФ…

Как член Всероссийского общества первой помощи, я активно работаю в Московском областном отделении этой общероссийской общественной организации. Мы знаем всех, кто работает в этой области: общественные объединения есть, есть коммерсанты, основной бизнеса которых – обучение первой помощи. Должен сказать, что на территории Московской области существует сегодня интересный положительный практический опыт взаимодействия различных организаций в области безопасной жизнедеятельности детей и подростков.

Надеемся, что проблемы, которые были подняты сегодня, интересны нашему читателю. А потому наш разговор будет продолжен.

Продолжение следует
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Теги