Продолжение
Начало 17.10.2024
Интерес нашего собеседника к первой помощи, к проблемам выживания, да, в конечном счете, и к патриотическому воспитанию, во многом связан с многолетним активным участием Сергея Витальевича Тетюхина в работе Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».
Продолжаем разговор об этом: что сейчас происходит в «Школе безопасности», а так же других общественных организациях, которые в последние годы активно работают в области развития навыков безопасности среди детей и подростков?
Изначально движение «Школы безопасности», развивалось за счет туристов, потому что основными организаторами учебного процесса и соревнований были детско-юношеские туристические организации. В 2024 году – юбилей – 30-летие всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности». В современном виде «Школа безопасности» создавалась совместным решением министров образования и МЧС именно как практическая составляющая предмета ОБЖ – теперь уже ОБЗР. К тем считанным часам, а точнее – всего один час в неделю в школьной программе, этот важный, если хотите социально-значимый предмет изучения просто требует некой практической добавки, пусть даже за счет внеурочной деятельности. Но, тем не менее, внеурочная деятельность должна держаться не только на голом энтузиазме. Ведь была же система, когда в учреждениях дополнительного образования предусматривались штатные единицы, которые занимались именно «Школой безопасности». То есть «ШБ» представлялась именно как программа дополнительного образования для детей. Да, это не обязательно, да, это по желанию, но та цель, которую ставили в своё время Сергей Кужугетович Шойгу и руководство Минобразования того времени - она отчасти была достигнута: в течение буквально полутора-двух лет была создана общероссийская массовая организация для детей и юношества. По крайней мере, у любого ребёнка или у родителей, заинтересованных в том, чтобы их ребёнок занимался по направлению безопасности, появилась возможность прийти и начать заниматься. Да, на базе школы, по учебнику, в основном, практиковалось изучение теоретической части, реже - какая-то практика, если есть педагог-энтузиаст. А вот в системе дополнительного образования возможность появилась: приходи, учись, занимайся. И это было в каждом районе, поскольку везде работали центры детского туризма, и везде была введена «Школа безопасности», как практикум предмета ОБЖ(ОБЗР).
На первоначальном этапе это было хорошо, но в какой-то момент наступила стагнация – все свелось к секционной деятельности, то есть появился небольшой достаточно узкий круг детей, заинтересованных этой тематикой. Они регулярно участвуют в соревнованиях. А чтобы участие было успешным, естественно, надо заниматься с педагогами. Так первоначальный «широкоформатный» посыл выродился в систему довольно узкоспециальных соревнований. Система сохранила признаки массовости: есть уровень школа, район, город, область, межрегион, Россия. Но это система соревнований. И дети, которые в них участвуют, да, их много и они получают достаточно серьезные практические навыки, но вот остальные дети, их подавляющее большинство, остаются «за бортом», вне этой соревновательной системы, и, соответственно, без дополнительной учебы.
Настал момент, когда сложившаяся ситуация перестала устраивать всех, и в 2012 году «Школа безопасности» была перерегистрирована в Минюсте. В руководство организации пришли новые люди, новые силы, была поставлена задача: от чисто соревновательной деятельности перейти к работе образовательной, целенаправленной, повседневной. То есть соревнования - это прекрасно, это здорово, как любой спорт. Но должно быть и продолжение урока в практической, массовой плоскости.
Организация всеохватывающего образовательного процесса потребовала новых подходов. Например, у нас появилась программа мобильных отрядов «Школы безопасности». Это те самые объединения дополнительного образования, поскольку вся их деятельность происходит во внеурочной форме. Дети-старшеклассники занимаются с профессиональными спасателями, пожарными, психологами, полицейскими, специалистами из чрезвычайного ведомства, добровольцами.
В «Школе Безопасности» много работают спасатели, пожарные и другие специалисты чрезвычайного ведомства. Это люди, которые свою профессиональную деятельность осуществляют в области защиты населения и территории, они приходят к старшеклассникам, занимаются с ними. Старшеклассники, на подготовку которых мы делаем основной упор, они уже сами идут проводить занятия в начальную школу и больше того – в детские сады. Вот то, о чем мы говорили: чем раньше начинаем заниматься безопасностью жизнедеятельности - тем выше эффективность!
Например, студенты профильного факультета безопасности жизнедеятельности вузов проводили занятия в старшей и подготовительной группах детских садов - это была достаточно массовая программа. Так в подмосковном Долгопрудном все детские сады были охвачены этими занятиями. В целом, по Московской области в детских садах было проведено свыше 200 занятий. Специфика проведения практических занятий с детьми дошкольного возраста заключается в имитации реальной ситуации и отработке навыков выхода из неё. Ребёнок с помощью преподавателя должен найти и отработать верный алгоритм поведения в опасной ситуации с заданными параметрами. Круг вопросов, который можно предложить детям, определяется их возрастом и уровнем подготовленности. Так, для детей старшей и подготовительных групп можно предложить занятие по пожарной безопасности, в ходе которого в игровой форме изучить простейшие требования и меры пожарной безопасности. В отличие от взрослых дети не боятся моделировать чрезвычайные ситуации, охотно говорят о них и пытаются самостоятельно найти правильные решения. В данном случае хорошо работают смысловые связки антонимов: можно-нельзя, хорошо-плохо, польза-вред. Игровая форма занятий обеспечивает вовлеченность детей в процесс и, как следствие, развитие простейших практических навыков безопасного поведения.
Отзывы были на 100% положительные. Причем надо понимать, что это не были какие-то системные занятия, это были занятия разовые. Очень большая Московская область, очень много детских садов и очень мало, по большому счёту, активистов «Школы безопасности», которые в этой программе участвуют. Но даже после разовых занятий приходили в детские сады родители, звонили и спрашивали, что же происходит с их детьми? Дети после занятий начинали буквально требовать от родителей соблюдения элементарных норм и правил той же самой пожарной безопасности.
- Мама, у нас есть огнетушитель? Нет? Мама, почему в машине нет огнетушителя? Мама, ты нарушаешь правила, нельзя ездить на машине без огнетушителя.
- Папа, почему у нас на балконе картонные коробки лежат? Их надо немедленно убрать. Что значит «они нужны»? У нас же балкон не остеклён, дядя сверху бросит окурок, от него загорятся коробки, загорится балкон, и мы все сгорим, сгорит наша квартира…
И это реакция детей в шесть лет. Говорят, надо с осторожностью заниматься безопасностью жизнедеятельности с детьми младшего возраста, тем более дошкольного, мол, можем детей напугать. Категорически не согласен! Совсем по-другому работает детская психика. Нет у детей этого барьера на подсознательном уровне. Легко и с удовольствием дети обсуждают вопросы, связанные с личной безопасностью. А чем старше становится человек, тем сложнее и сложнее с ним обсуждать эту тематику, уже не говоря о каких-то практических занятиях, действиях. Мы, например, часто сталкиваемся на массовых мероприятиях, когда молодые люди, не только женщины, но и мужчины говорят «нет, нет, я даже трогать не буду, что вы, какая первая помощь пострадавшим, я даже не прикоснусь к незнакомому человеку, несмотря на все меры безопасности, предосторожности»...
Или - «я не хочу трогать огнетушитель. Ну как, вы же никогда не пробовали, а если случится пожар? Я же не один буду на пожаре - вот это делегирование полномочий: кто-нибудь, только не я. У детей этого нет, дети с удовольствием идут за этими знаниями.
Мы очень часто на вводных занятиях именно для малышей, для первоклассников проводим такой опрос: а давайте, ребята, попробуем назвать те опасности, которые нас подстерегают в обычной жизни. Надо сказать, что в школьной программе в предмете окружающий мир, там тоже предусмотрены элементы безопасности жизнедеятельности, просто их там совсем немного. И есть очень хорошая практика, малыши, вновь пришедшие в школу, вместе с родителями, составляют некий маршрут безопасности, то есть безопасная дорога из школы домой. Развивая эту тему, предлагаем детям, первоклассникам попробовать перечислить те опасности, которые могут их подстерегать в обычной жизни, не в условиях специальной военной операции, не в условиях стихийного бедствия масштабного, нет – в обычной жизни, между школой и домом, на родном дворе, где все гуляют и играют. Или вот шоссе, которое приходится переходить по дороге в школу… И дети начинают буквально засыпать нас вариантами. Заполняется, заполняется школьная доска, ее не хватает, чтобы все перечислить, и это не вызывает никакой отрицательной реакции у детей. Наоборот, они включаются с большим оживлением, с большим интересом, и с таким же интересом они продолжают обсуждение. А вот какие риски из этих опасностей первостепенные, какие-то, может быть, надуманные, какие-то, может быть, не имеют серьёзных, далеко идущих последствий, и их достаточно легко предотвратить каким-то образом – это и становится новой темой для обсуждения.
Сергей Витальевич, почти 20 лет назад я оказался на церемонии награждения победительницы конкурса «Маршрута безопасности» в Японии, когда императрица награждала девочку за победу в подобном конкурсе.
Здесь вы имеете в виду: интересует ли наша деятельность представителей власти? Соревнования «Школа безопасности» всероссийского уровня у нас проходят ежегодно. Правда, глава МЧС нас не всегда посещает, но на открытии и на закрытии соревнований, на награждении обязательно присутствуют руководители чрезвычайного ведомства в ранге начальников департаментов. Наш профильный департамент – гражданской обороны. Всегда генерал приезжает сказать детям приветственное слово, вручить награды. Если где-то это происходит в регионе, обязательно бывают представители региональной администрации.
А что касается награждения, то очень хорошая инициатива, уже многолетняя, это номинация «Дети - герои», когда награждение отличившихся проводятся в Совете Федерации.
Валентина Ивановна Матвиенко лично награждает общественными наградами детей, которые, без преувеличения, совершили подвиг в мирное время - спасли человеческую жизнь!
Справедливо говорят: героизм ребенка - это почти всегда недосмотр взрослых. Но ребенок-то героизм проявил, он совершил свой поступок, и он вправе получить свою минуту (и даже не минуту) славы! И поэтому, правильной была эта инициатива сенатора Юрия Леонидовича Воробьева о проведении церемонии награждения в Совете Федерации. Добавлю, что теперь такие церемонии проходят и в каждом субъекте Российской Федерации.
Вернёмся всё-таки к обучающему процессу. Вы по-прежнему идете в класс или всё-таки собираете учителей?
Ну, честно скажу, так получилось, что в Центральном Совете «Школы Безопасности», который возглавляет Надежда Михайловна Ершова, я отвечаю именно за блок задач - вопросы обучения, и в последнее время деятельность свою сосредоточил именно на занятиях с педагогами. Во-первых, на профильном факультете педагогического вуза. Раньше это был Московский областной педагогический университет, потом он получил федеральный статус, стал федеральным государственным университетом просвещения, и там есть профильный факультет безопасности жизнедеятельности. В общем, все те годы, когда в Москве профильные факультеты и кафедры свою работу практически остановили, этот факультет жил и готовил школьных преподавателей ОБЖ.
Хотя я и не являюсь сотрудником педагогического университета, но, тем не менее, моя деятельность в последние годы тесно связана с этим факультетом. Я занимаюсь со студентами факультативно, плюс там мы организовали студенческий отряд «Школы Безопасности» - юношей и девушек, которые принимают участие во всех наших массовых мероприятиях. Ну а поскольку это столичный регион, то и все мероприятия «Школы Безопасности» федерального уровня обеспечиваем, в основном, мы. Очень активный руководитель, замдекана факультета Денис Валерьевич Ковалёв. С ним уже много лет мы пытаемся формировать культуру безопасности у студентов, ну и, конечно, давать им специализированные знания, которые бы позволили потом в школе организовать эту работу.
В Московской области мы организовали ассоциацию, и не просто организовали, а зарегистрировали в Министерстве юстиции, ассоциацию учителей ОБЖ. Это общественная организация, которая объединяет не только преподавателей ОБЖ – у нас формат открытый, то есть любой педагог может в эту ассоциацию вступить. Важен круг его интересов, а это, конечно, безопасность жизнедеятельности во всех ее проявлениях. И по линии ассоциаций тоже большую работу мы проводим. Например, силами ассоциаций и вышеупомянутого факультета проводятся олимпиады по предмету ОБЖ в Московской области. И теоретическая часть, и практическая часть проводятся силами профильного факультета и ассоциации, при участии, естественно, «Школы Безопасности». В последнее время, кстати, к нам стали присоединяться и представители ВДПО, есть такой положительный опыт. Не только организация соревнований, конечно, деятельность ассоциации ограничивается: постоянны какие-то учебные семинары, практические занятия, но, учитывая специфику Московской области, достаточно много занятий проводится в дистанционном формате. Но и практические занятия мы тоже проводим, потому что многим вещам невозможно научить «по телевизору».
Ежегодно в России дети получают более 3 миллионов травм. По расчетам специалистов, около 70% причин смертности детей (1-14 лет) и 85% причин смертности подростков (15-19 лет) являются предотвратимыми. Чтобы снизить количество смертей и травм детей, необходимо их вооружить соответствующими знаниями в области безопасности жизнедеятельности, а также сформировать устойчивое положительное отношение к нормам безопасности.
Да, можно попытаться научиться вязать узлы верёвочные «по телевизору», а вот проводить сердечно-лёгочную реанимацию пострадавшему ну никак ты не научишься, не попробовав на специальном оборудовании всё это руками. Поэтому практикуем и практические занятия, и дистанционный формат. Так вокруг объединения начало создаваться некое общественно-государственное партнерство: здесь и школьная педагогическая общественность, и сотрудники высшей школы, и профильный факультет, и общественные организации, такие, как «Школа безопасности», Всероссийский студенческий корпус спасателей (Московское областное отделение).
На практике получилось, что все-таки инициатива была «снизу» и исходила от общественности.
Тема, которую мы попытались обсудить с заместителем председателя Центрального совета Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», членом Российского общества первой помощи, профессиональным специалистом и авторитетным экспертом по проблемам безопасности Сергеем Витальевичем Тетюхиным, настолько многогранна, что попытка изложить все даже в двух публикациях, едва ли выполнима. И, безусловно, наш разговор будет продолжен.
А вот несколько тезисов в качестве итога: самая эффективная и многократно проверенная форма организации – личная инициатива. При этом задача общественников (общественных организаций) – привлечь к проблеме внимание, найти ресурсы, подключить заинтересованных специалистов. В конце концов, речь идет не только о безопасности наших детей – о безопасности общества в целом!