Сохранить традицию: пожарная тема гжельских мастеров

Сохранить традицию: пожарная тема гжельских мастеров

img
Борьба с огнем, героика противопожарной службы на протяжении уже многих веков находит отражение в произведениях художников, скульпторов, поэтов и писателей. И все-таки есть художественное направление, где пожарная тематика, пожалуй, наиболее развита. Это, как не странно, керамика, выполненная в манере замечательных мастеров подмосковного городка Гжель. Точнее даже – целой территории, охватывающей в свое время около 30 деревень, объединенных в «Гжельский куст» в 60 километрах от Москвы по направлению железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сегодня это территория Раменского района Московской области.


Деревня Гжель издавна славилась своими глинами. Первые упоминания о ней относятся еще ко времени Ивана Калиты. А уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому особые глины из гжельской волости велено было доставлять в Москву для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Развивался промысел и на месте. До середины XVIII века гжельские мастера  делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывалось  25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермилы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц, зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской.

Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.  На смену ему  пришла фарфоровая смесь.  Она называется шликер. В глину подмешивают кварцевый песок, каолин, и особый минерал – полевой шпат. Только с этими добавками обычная глина становится знаменитым тонким фарфором. Глина для гжельской керамики  -  особый знаковый компонент. Промысел появился именно благодаря уникальным глиняным залежам в этих местах.    

Периодом наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях стала вторая четверть XIX века. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. В это время в Гжели было создано несколько крупных иконостасов и склепов из керамики.
Гжель стала кузницей кадров: многие знаменитые мастера и создатели собственных фарфоровых и фаянсовых фабрик начинали в Гжели простыми рабочими.

В те годы в Гжели было более 50 заводов и 30 живописных мастерских, работавших с керамикой. В это время там работали заводы Кузнецова, Новых, Храпунова, Барминых, Тереховых-Киселёва, Козлова, Дунашовых, Сафронова и многих других.

Но, так уж устроен мир – вслед за активным развитием приходит застой, упадок. Случилось это и в Гжели.

В начале XX века керамическое производство было сосредоточено в руках заводчиков-Кузнецовых. После революции все было национализировано. И только кустари-живописцы продолжали сохранять традиции художественного промысла.

В 20-30 годы прошлого столетия предпринимались попытки организовать в Гжели промышленное производство керамики. Была даже открыта Керамическая школа. Выпускались изделия агитационной направленности.

Однако только в середине XX века, в послевоенные годы начался третий этап возрождения промысла, которому на тот момент было уже свыше 670 лет. Именно тогда окончательно утвердился фирменный гжельский стиль: использование кобальтовых красок на белой глине. Тогда же был сформирован специальный атлас мазков.

Многие десятилетия работы Гжельских мастеров – художников пользуются большим спросом как в России, так и за ее пределами. Охотно выполняли они и тематические заказы.

Нет, наверное, ни одной пожарно-технической выставки, ни одного музея пожарной охраны в стране, где, так или иначе, не были бы представлены самые разнообразные  керамические изделия, выполненные гжельскими мастерами. Их отличительная черта – тонкий белый фарфор, расписанный синей краской.

- Мы многие годы плодотворно работали с гжельскими мастерами, развивая именно противопожарную тематику фарфоровых изделий. – Рассказывал мне член Геральдического совета МЧС России и ЦС ВДПО, бывший руководитель центра общественных связей главного управления пожарной охраны страны Владимир Михайлович Севастьянов. – Фигурки исторических брандмейстеров, пожарные каски самых разных размеров, бочечные хода, пожарные автомобили. Множество различных сувениров, которые пользовались спросом и массово приобретались.

Много образцов гжельской продукции было и в кабинете самого Владимира Михайловича. Сегодня, когда Севастьянова уже нет с нами, возникает вопрос: а кто поддерживает связи с замечательными мастерами-умельцами? Сохраниться ли в будущем «пожарная тематика» гжельского фарфора?

К этой теме мы обязательно вернемся.

Фото автора.

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Теги