Так уж получилось, что история современной поисково-спасательной службы России, складывалась буквально у меня на глазах. Работая сначала в молодежной газете, в Гостелерадио Кабардино-Балкарской республики, а затем и собственным корреспондентом ТАСС по КБР, мне приходилось общаться с сотрудниками контрольно-спасательных служб Кабардино-Балкарского республиканского и Эльбрусского советов по туризму и экскурсиям. Часто бывал на туристических базах и в альпинистских лагерях, много раз даже располагаться приходилось в уютных комнатках КСП «Шхельда» в ущелье Адыл-Су в Приэльбрусье. Тогда же познакомился и с будущими первыми спасателями МЧС России.
Профессия «спасатель» появилась сравнительно недавно – чуть больше тридцати лет назад. Фактически произошло это 27 декабря в 1990 года, когда Совет Министров РСФСР принял постановление о создании Российского корпуса спасателей. Юридически Министерство труда утвердило профессию спасателя в ряду других профессий в 1992 году. А еще через три года был принят и Федеральный Закон Российской Федерации № 151-ФЗ (22.08.1995 ) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Кто такой спасатель? Простой ответ на этот вопрос едва ли затруднит современного человека. Уже по самому названию профессии можно легко определить, что именно эти люди первыми прибывают на помощь в экстремальных ситуациях и помогают устранить их последствия. Поисковые и аварийно-спасательные бригады разбирают завалы после взрывов и обвалов, работают в зонах наводнений и пожаров, местах падения самолетов и экологических катастроф, производят поиск пропавших людей в море, горах или лесу. Спасатели занимаются разными видами деятельности, в зависимости от сложившейся ситуации. Среди основных специальностей можно выделить такие: пожарный; водолаз; врач; альпинист; водитель. Подавляющее большинство спасателей владеют целым набором различных специальностей и профессиональных навыков.
Почти всегда от спасателя требуется мгновенная реакция и хорошая выучка, чтобы принять верное решение и спасти человека, оказать ему первую медицинскую помощь и доставить в больницу. Часто приходится долгое время выполнять опасную и трудную работу: убирать химические загрязнения, разбирать завалы, восстанавливать критически важную инфраструктуру.
Как же происходил набор самых первых спасателей в начале 90-х? Исключительно на основе личного знакомства, проверенного в совместных походах, восхождениях и спасработах. По-другому быть не могло: каждый профессиональный спасатель должен быть абсолютно уверен в надежности и соответствующей подготовке как идущего впереди, так и того, кто страхует сзади. Личные качества, вкупе со спортивной квалификацией, становились проходным баллом для зачисления в спасатели.
Однако одних спортивных достижений и навыков туриста или альпиниста было мало. Убедились в этом еще в 1988 году, когда чуть ли не большинство спасателей-общественников помогали ликвидировать последствия страшного землетрясения в Армении. Все понимали: нужны навыки работы с аварийно-спасательным инструментом, знания и постоянное совершенствование технологий спасения.
Головным учебным центром поисково-спасательной службы страны на многие годы стал 40-й Российский центр подготовки спасателей (в составе 179-го, а ныне Ногинского спасательного центра МЧС России). Именно в этом государственном образовательном учреждении профессионального дополнительного образования и проводилась подготовка, переподготовка, повышение классной квалификации спасателей и спасателей международного класса. Здесь же готовили промышленных альпинистов, пиротехников, водолазов, парашютистов-спасателей, водителей автомобилей всех категорий. Первичная подготовка проходила непосредственно в спасательных подразделениях на местах.
Чтобы объективно оценивать и контролировать профессиональную подготовку спасателей, во исполнение Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» правительство утвердило «Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» и обязало Межведомственную комиссию по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (образована постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г., №507) утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, а также единые образцы свидетельства на право ведения аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями определенных видов аварийно-спасательных работ, удостоверения спасателя и жетона спасателя.
Были учреждены и нагрудные знаки МЧС России – «Спасатель» международного, первого, второго и третьего классов. Новые знаки отличия стали свидетельством совершенствования спасателями своего профессионального мастерства, добросовестного исполнения служебных обязанностей, подтверждением их знаний и умений.
Первоначальная подготовка спасателей проводится в два этапа: обучение в образовательных учреждениях и обучение в составе аварийно-спасательного формирования. При этом обучение граждан, впервые принятых на работу в аварийно-спасательные службы (формирования) на должность спасателя, проводится по месту работы, начиная со дня назначения на должность. Обучение в образовательных учреждениях (имеющих лицензии на право образовательной деятельности) организуется и проводится по подготовке, переподготовке и повышению квалификации спасателей.
Обучение в образовательных учреждениях, включает подготовку по трем предметам:
медицинская подготовка – 64 часа;
противопожарная подготовка – 30 часов;
психологическая подготовка – 20 часов.
Всего – 114 часов.
В системе МЧС России первоначальная подготовка граждан, принятых на работу в поисково-спасательные формирования на должность спасателя, проводится в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России, разработанной на основе Программы первоначальной подготовки спасателей РФ и утвержденной Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу в 1999 году.
Кроме трех упомянутых предметов обучения, данная программа включает специальную (техническую), тактико-специальную и физическую подготовку, подготовку по связи, по радиационной, химической и биологической защите, по топографии. Программа предусматривает 140 часов обучения в составе поисково-спасательного формирования и 146 часов – в образовательных учреждениях.
Сегодня подготовкой и повышением квалификации спасателей успешно занимаются в Красной Поляне, где находится Центр подготовки спасателей Южного регионального поисково-спасательного отряда. В перечень основных задач подразделения входит:
- ведение образовательной и научно-методической деятельности;
- разработка новейших технологий ведения ПСР, отработка и дальнейшее внедрение их в работы поисково-спасательных формирований МЧС России;
- аттестация спасателей, прошедших обучение в учебно-тренировочном центре.
Подготовка спасателей ведется по следующим образовательным программам: спасатель, спасатель 3 класса, спасатель 2 класса, спасатель 1 класса, спасатель международного класса, матрос-спасатель, судоводитель маломерных моторных судов, горная и альпинистская, горнолыжная, водная, спелеологическая подготовка спасателей. В Центре проходят обучение граждане иностранных государств.
Большую роль в подготовке профессиональных спасателей для Сибири и Дальнего Востока сыграл и Центр подготовки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда. Уникальный тренажерный парк, опытные преподаватели, обладающие огромным практическим опытом, позволили центру сразу же заявить о себе, как о современном учреждении дополнительного профессионального образования.
Арктический спасательный научно-учебный центр «Вытегра» (АСУНЦ «Вытегра») стал базой для подготовки спасателей северных регионов. Здесь же создана научная база для развития спасательных технологий для районов Крайнего Севера, полярной зоны страны.
Проектная «мощность» учебно-тренировочного центра Северо-Кавказского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России – 300 слушателей в год. Начинали по четырём программам: первоначальная подготовка спасателя, ликвидация последствий ДТП, горная подготовка и промышленный альпинизм. С 2014 года несмотря на скромные возможности материальной базы и немногочисленный штат, за счёт оптимизации учебного процесса и благодаря инициативе, неравнодушии и преданности делу, коллективу УТЦ удалось подготовить свыше 3 тысяч спасателей. Высокая квалификация преподавателей - практиков позволяет сегодня вести специальную подготовку уже по 12-ти программам. Среднее количество обученных в год превысило 480 человек.
В МЧС спасатель является основной боевой единицей, от его работы зависит функционирование всей системы. Он должен профессионально выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы самостоятельно или в составе отделения; всегда быть готовым к своевременному реагированию на чрезвычайные ситуации; совершенствовать свою физическую выносливость и профессиональную подготовку; по сигналу сбора вовремя прибывать на пункт дислокации; спасать людей, которые терпят бедствие, помогать пострадавшим, ликвидировать чрезвычайные ситуации и их последствия; содержать в исправности штатное специальное оснащение; соблюдать меры безопасности и утвержденные технологии проведения спасательных работ.
Профессия спасатель МЧС не предусматривает обязательного высшего образования. Для того чтобы работать в спасательной службе на рядовых должностях, достаточно иметь полное среднее образование, хотя лучше, конечно, получить какое-либо техническое или военное образование. Если же человек хочет занять руководящую должность, то ему нужно будет получить высшее образование в одном из вузов системы МЧС РФ, к которым относятся, например: Академия гражданской защиты. Это основной учебный центр Министерства, где готовят управленцев высшей категории и повышают их квалификацию. В его состав входят 2 института, 6 центров, ряд факультетов и кафедр. Для подготовки школьников 10-11 классов здесь создан Кадетский пожарно-спасательный корпус.