Среди славных дочерей – защитниц Отечества на фронтах были и женщины так или иначе связанные с пожарной охраной: одни ушли на фронт из пожарных подразделений, другие, завершив войну, оказались в пожарной охране.
Когда в начале 90-х годов в Высшей инженерной пожарно-технической школе (ныне АГПС МЧС России) приняли решение собрать и издать воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, ни у кого не было сомнений в том, кому поручить такое ответственное дело. Куратором проекта стала Галина Александровна Филатова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Она долгие годы работала в учебном заведении и практически со всеми была знакома.
По словам Галины Александровны, работа над книгой была сложной. Она встречалась с ветеранами по нескольку раз, сама обрабатывала тексты и печатала их на машинке. Заметки ветеранов получались совершенно разные и по содержанию, и по объёму. Кто-то просто перечислял основные вехи своего военного пути, а кто-то размышлял о превратностях военного лихолетья, о долге солдата. У каждого были свои вёрсты: «Фронтовые дороги пулемётчика» (А. Угорелов), «На войне была связистом» (Л. Пискунова), «Учебный пожарный караул действует» (П. Демидов), «Воспоминания зенитчика» (Е. Шахов), «Боевые будни авиаторов-однополчан» (А. Малышев)… Эти и другие рассказы ветеранов – ныне бесценные страницы летописи военной поры.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию отрывок этой теперь уже уникальной летописи. Запись воспоминаний Веры Андриановны Филькиной, которая прошла войну командиром мужского саперного взвода.
Моя судьба
Не знаю, есть ли еще такое светлое чувство, которое может сравниться с чувством фронтовика, прошедшего через тяготы войны и дожившего до этого священного дня – 9 мая 1945 года. Я считаю, что это второй мой день рождения. Я встретила его на территории Чехословакии. За спиной оставались, пройденные пешком, бесчетные километры дорог Австрии, Венгрии, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины, Подмосковья. Предстоял тяжелый будничный рабочий день войны. Накануне моему саперному взводу, состоящему из 35 мужчин различных возрастов, восьми национальностей, поставлена была задача продолжить разминирование проселочной дороги на подступах к Праге. Ранее считалось, что она не заминирована, однако при пересечении многими взводами дорожного полотна были обнаружены мины нового типа. Прежде такие противником не применялись. Оболочка этих мин была бумажная, пропитанная асфальтом, что осложняло их поиск и обезвреживание. Вдруг появился связной и сообщил, что мой взвод вызывают к командиру роты. Я распорядилась прекратить разминирование, выставить предупреждающие надписи и указатели «Внимание! Опасно! На дороге и на обочинах, противотанковые мины». Затем поставила часового, приказав ему не покидать поста до особого распоряжения. Построив взвод, направилась на вызов командира роты. По пути все пытались сообразить, какая моя оплошность или провинность моих подчиненных могли послужить причиной вызова и внутренней готовности к очередному разносу начальства. Невеселые размышления мои были прерваны шумом и возгласами, неожиданно раздавшимися за спиной. Обернувшись, увидела картину, которая меня озадачила и даже испугала. Идущие за мной бойцы прыгали, плясали, обнимались, бросали вверх пилотки, неистово кричали. Строй потерял порядок. Я хотела усмирить людей, выяснить причину их ненормального поведения, но связной удержал меня и сказал, широко всем лицом улыбаясь, что это он виноват. По секрету поделился с солдатами новостью: война окончилась. Всех собирают в бригаду на митинг. Так дошло до меня известие о победе.
Правда, нужно заметить, что война для моего взвода закончилась чуть позже. 11 мая на нас наткнулась блуждающая группа недобитых фашистов, и был неравный бой. Некоторые бойцы были ранены, убиты, а я сама попала под обстрел. По счастью, на выручку нам подоспели другие бойцы нашей части, и враг вскоре капитулировал, сдался. Но, тем не менее, день 9 мая вспоминается как светлый, счастливый, самый радостный день не только в войне, но и во всей моей жизни. Он был для нас днём Победы всей страны над нацистским врагом, символом окончания страданий народа.
А вот впечатление от первых дней пребывания моего на фронте в качестве офицера. Я, молодая девушка, принимала взвод, где накануне был убит командир. Взвод состоял из 35 мужчин восьми национальностей, значительно старше меня, с большим жизненным и боевым опытом. Поначалу они приняли меня за медсестру. На мой вопрос «Ваше оружие» все начали показывать свое нательное белье. Так выяснилось, что бойцы практически не одеты, потому что нижнее белье использовалось ими для чистки оружия. Я велела командирам отделения уточнить положение дел и доложил вышедшему начальнику, что уверенный взвод принять не могу в силу необеспечности всем необходимым. Помолчав, командир батальона Ковалев приказал командиру роты, обеспечить взвод Филькиной всем необходимым согласно ее заявке.
Ближе познакомившись с бойцами взвода, поняла, что я для них была как актриса из красивого кинофильма. Шинели и все обмундирования, выданные в училище, были пошиты по мне из добротного материала, на плечах у меня красовались погоны, введенные к моменту выпуска. Узнав, что я окончил училище в столице, солдаты долго расспрашивали меня про Москву. После беседы в ту же ночь мы приступили к разминированию минного поля. Я, присев на брёвнышко, наблюдала, как идёт работа. Ближе к рассвету обнаружилось, что сидела на трупе убитого и замёрзшего немецкого солдата. От страха вскочила и тут же пригнулась, так как рядом просвистело несколько пуль.
Все это происходило близ хутора Высокого в Днепропетровской области. Утром стрелковые части пошли в наступление на этот населенный пункт, который до этого безуспешно штурмовали 16 раз. Наступление развивалось успешно. В это время наш взвод уже выполнял задачу передвижного отряда заграждения на случай прорыва танков противника. Их появление допускалось в другом месте, но неожиданно танки появились именно перед нами. Согласно приказу наш взвод должен был устанавливать мины на пути движения вражеских машин. Четыре наших пароконные повозки помчались из укрытия навстречу атакующему противнику. На трёх повозках находились противотанковые мины, на четвёртой взрыватели к ним. Под огнём мы приступили к установке мин. Удалось это с помощью лотков, прикреплённых к повозкам сзади. По ним пятикилограммовые мины спускались на поле. Вдруг снаряд угодил в повозку со взрывателями, и она взлетела на воздух. Что делать? Оставалась надежда, что фашисты не догадаются об отсутствии взрывателей в минах. Мы продолжили минировать, но танки приближались. В головной повозке ездовой Орешков, ранее служивший в артиллерии, развернул коней в сторону стоявшей неподалеку пушки, расчет которой погиб. Он бросил мне вожжи, спрыгнул с повозки, зарядил орудие, прицелился и выстрелил в упор по идущему на нас головному танку. Танк загорелся. Остальные остановились, не решились двигаться по разбросанным нами минам. Они хорошо были видны на поле эти деревянные прямоугольные ящики. Тут открыла огонь и наша артиллерия. Несколько танков было подбито, остальные повернули назад. Атака противника сорвалась. Высота у хутора Высокого осталась в наших руках. Наши части пошли вперед.
Второй боевой эпизод, особо запомнившийся мне – форсирование Южного Буга в районе села Новый Быт Криворожской области. Ночью нашим взводам была наведена паромная переправа через эту реку. Всю ночь мы переправляли на правый берег, на котором был захвачен плацдарм, людей и боевую технику. Причем мой взвод первым из 16 взводов батальона достиг берега, занятого противником. Поэтому с рассветом я была назначена комендантом переправы. Представьте себе в апреле незнакомую реку шириной около ста метров. Шел затяжной холодный дождь. Река от него вздулась, поднялась. В довершении ко всему — непрерывный огонь противника. Я находилась на пароме вместе с бойцами, которые его обслуживали. Вдруг вражеским снарядом перебило трос, и паром понесло по течению реки с находящимся на нем пехотой и танком Т-34.
Разрывом следующего снаряда паром буквально подбросило. Он зацепился за сваю разрушенного моста и стал крутиться на одном месте. Орудийный огонь противника все усиливался. По команде «За мной! Снять паром со сваи!» прыгаем с сапёрами в холодную воду, другие быстро натягивают запасной трос и меняют сломанный шест. Нечеловеческими усилиями освобождаем паром и благополучно причаливаем к берегу. Техника и бойцы спасены, переправа продолжала действовать.
Однажды уже в мае, в районе Чубручи в Молдавии, мы вместе со взводом делали ночью проходы в минных полях противника для наших разведчиков. Присев у стога сена, чтобы лучше следить за работой саперов, я заметила, что неподалеку от меня много таких же стогов. Заинтересовалась таким обилием, выяснила, что под сеном были замаскированы танки и танкетки противника, о чем немедленно было доложено руководству. Внезапная атака немцев сорвалась. При минировании полосы у переднего края противника около села Троицкого Криворожской области, моим взводом были обнаружены немецкие резиновые надувные лодки.
Под покровом ночи всей ротой выносили мы их в свое расположение, заклеивали поврежденные места, вскоре организовали переправу и успешно переправили на другой берег свою пехоту. Находка наша была очень кстати, так как, отступая, противник все плавсредства и приготовленные для их сооружения материалы уничтожил, вплоть до телеграфных столбов, ворот и тому подобное. Переправа, о которой я рассказываю, работала только ночью, потому что на противоположном высоком берегу еще оставалась немецкая артиллерийская батарея, открывавшая по нам огонь при малейшем движении через реку. Тогда я была дежурной по переправе. Вдруг появился какой-то вышестоящий крупный начальник и приказал, чтобы переправлялись даже днем. Напрасно я доказывал ему, что этого не надо делать, что нас засечет вражеская авиаразведка, что она скорректирует огонь немецкой артиллерии и будут большие потери. При выполнении полученного приказа подтвердилась моя правота. Восемь лодок с бойцами было уничтожено. Лишь троих солдат из них нам удалось спасти. Румынский самолет разведчика, именуемый нами «рама», снизившись, трижды пролетел над рекой, добивая тонущих людей из пулемета. Четвертый раз он снизился настолько, что казалось, вот-вот коснется колесами воды. Я даже различила очки и улыбку на лице летчика. С самолета уже не стреляли, по-видимому, израсходовали все патроны. С расстоянии 50-70 метров из заранее приготовленного пистолета, я в ярости расстреляла по нему весь магазин. Из мотора самолета завился дымок. После зенитчики, бывшие на той стороне плацдарма, говорили, что они его подбили. Не знаю, может быть, так оно и было. Но для меня в тот момент главным стало то, что стервятник загорелся.
Запомнилась по-другому еще одна переправа через Тиссу в Венгрии у города Сегет. По нашей стороне реки там по близости оказалась лодочная станция академической гребли. До войны, отдыхая в санатории, где была такая же станция, я вместе со всеми девчонками овладела столь экзотической спортивной дисциплиной и хорошо представляла себе, как сложно управлять этими узкими, неустойчивыми лодками. Но выбирать было не из чего, рассказала и показала бойцам, как надо себя вести в такой лодке, как сохранять равновесие. К счастью, они проявили сообразительность и дисциплинированность, резких движений избегали. В течение трех часов на лодках по трое переправился весь взвод, и мы закрепились на противоположном берегу. А потом, когда подошла пехота, я вернулась назад, провела соответствующий инструктаж, и лодки стали интенсивно курсировать туда-сюда, переправляя людей через водную преграду. Немцы нам не препятствовали, сами тихо ушли в тыл. В общем, какой только навык не пригодится в жизни!
Наша справка
Вера Андриановна Филькина
Родилась в пос. Болшова Мытищинского района Московской области (ныне микрорайон г. Королёв). Ещё до поступления в МВИУ она имела боевой опыт – окончив спецкурсы, радисткой была заброшена в тыл врага.
После успешного выполнения специального задания была направлена в Московское военное инженерное училище в Болшево. После выпуска отличница Вера Андриановна была оставлена в училище инструктором – начальником понтонной переправы, но вскоре добилась отправки на фронт. Особо отличилась в 1944 году при форсировании реки Днестр, когда под огнём противника, окружившего переправу, организовала успешную переправу десантной группы и всего своего взвода. Тогда была удостоена первого ордена “Красной Звезды”, за личное мужество отмечена ещё одним аналогичным орденом и двумя медалями «За отвагу». Также награждена орденом “Отечественной войны” I степени.
День Победы встретила под Прагой. Последний бой приняла 11 мая 1945 года. Будучи не раз ранена, осталась жива.
На дорогах войны подобрала беспомощного ребенка, трехлетнюю девочку, которую воспитывала 10 лет, пока не отыскались её родные. Последнее годы работала в МЧС России, проживала в городе Москве, умерла в возрасте 90 лет.
Время берет свое. Давно уже нет с нами бывшего командира саперов Веры Андриановны Филькиной. Сегодня в Академии ГПС МЧС России уже не осталось фронтовиков – участников Великой Отечественной войны. Однако память о них – в экспозиции музея, а главное – в душах курсантов и слушателей.
Вечная память героям Великой Отечественной воны!
Слава женщинам, вынесшим страшные испытания!
И, конечно же, сегодня – с Международным женским днем 8 марта!