Как и в истории отечественной Гражданской обороны имелись переломные моменты, так и в истории других государств и их институтов случались подобные новые точки отсчёта - 23 ноября 1980 г. в Италии в Ирпинии произошло землетрясение магнитудой 6,9 и повлекшее за собой смерть 2483 человек, 7,700 раненных и примерно 250000 потерявших кров.
Тогда итальянцы столкнулись с той же проблемой что и мы в Чернобыле и Спитаке - действия служб были недостаточно эффективны, появлялись медлительность и оплошность на самом высоком, управленческо-организационном уровне. По этой причине уже в следующем году были обозначены штатные государственные органы ответственные за защиту населения (Министр внутренних дел, префект, правительственный уполномоченный в области, мэр) и орган ответственный за чрезвычайную защиту населения - Чрезвычайный правительственный комиссар. Также были обозначены их соответствующие компетенции.
В 1982 г. был официально утвержден пост министра по координации гражданской защиты, своего рода «постоянный комиссар», готовый вмешаться в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Это позволило избежать определения уполномоченного лица каждый раз и создания организационной машины с нуля. Министр по координации гражданской защиты пользуется силами Департамента гражданской защиты, также созданного в 1982 году как часть канцелярии премьер-министра. Итальянцы, вместо того, чтобы создавать специальное министерство с бюрократической структурой и равным рангом с другими министерствами, решили создать небольшой надведомственный орган, способный координировать все силы для действий при ЧС, которыми располагает страна.