Крупнейшая за последние десятилетия железнодорожная катастрофа произошла 9 мая 2013 года в Белой Калитве. Сход цистерн с топливом, последовавшие взрыв и пожар отправили в больницу почти 30 человек, еще 300 провели ночь на улице. В городе введен режим чрезвычайной ситуации.
Катастрофа, по данным железнодорожников, произошла глубокой ночью – в 01:45 МСК. Как сообщили в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги, на станции Белая Калитва сошел с рельсов локомотив, который транспортировал 68 цистерн с различными химическими веществами. Вслед за локомотивом с рельсов сошла 51 цистерна. В нескольких из них был пропан. Последовал взрыв. По данным очевидцев, фрагменты вагонов взлетали на несколько десятков метров, достигая высоты шестого этажа. После взрыва начался пожар: загорелось масло, которое находилось в ряде емкостей. Кроме того, по данным спасателей, из одной поврежденной цистерны произошла утечка метиленхлорида.
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ по Ростовской области получил сигнал о ЧП в 02:02, на место происшествия немедленно отправились огнеборцы, врачи, полиция. На ликвидацию пожара ушло более пяти часов – полностью огонь удалось потушить в 07:15.
Жертв удалось избежать, однако, по последним данным областного минздрава, за медпомощью обратились порядка 30 человек. Это – локомотивная бригада и местные жители.
Фактически же взрыв затронул 2 700 горожан: выселены жители домов, находящихся в окрестностях железнодорожного вокзала. Во всех прилегающих к железнодорожному вокзалу домах взрывной волной выбило стекла. Больше других пострадал дом по адресу ул. Привокзальная, 375.
Причины крушения:
Причиной схода грузового поезда №2035 по станции Белая Калитва явилось нарушение локомотивной бригадой в составе машиниста Дойчева, помощника машиниста Рябова и машиниста Гафинец требований пункта 100 приложения №6 к ПТЭ, приказа начальника Северо-Кавказской железной дороги от 14.07.2011 №142/н «О максимально допустимых скоростях движения поездов», в части превышения установленной скорости следования и отвлечения от управления локомотивом из-за потери бдительности.
В ходе расследования выявлены системные нарушения в управлении локомотивным хозяйством и организации профилактической работы командного и инструкторского состава Приволжской дирекции тяги, которые привели к грубым нарушениям локомотивной бригады при ведении поезда №2035 и, как следствие, к сходу подвижного состава в указанном поезде,квалифицированным как крушение.