Фролов Козьма Дмитриевич

Фролов Козьма Дмитриевич (1726-1800), русский гидротехник, включённый в отечественные энциклопедические издания благодаря заслугам в различных областях знаний.
По окончании горнозаводской школы (Екатеринбург, 1744) работал на Березовских промыслах, в Олонецкой губернии, в Финляндии. С 1763 – на Змеиногородском руднике (Алтай), где спроектировал и внедрил комплекс гидросиловых установок, позволивших механизировать большую часть трудоемких производственных процессов. Участвуя в пусковых испытаниях паровой машины Ползунова (1766), предложил в целях пожарной безопасности вынести паровую трубу машины за пределы здания, усмотрев ненадежность имевшей место противопожарной разделки.

Впервые в мировой практике предложил оригинальную гидравлическую систему противопожарной защиты зданий и сооружений рудника, изготовив действующую модель (1769). Поток воды из специального водоёма вращал водяное колесо, вал которого посредством кривошипно-шатунного механизма соединялся с поршневым насосом, оснащённым всасывающим и напорным клапанами. Работа насоса обеспечивала заполнение напорных водопроводных труб, проложенных на двух уровнях. Подземный трубопровод шёл вдоль строений и имел в зоне каждого из защищаемых объектов выпускной штуцер с присоединенным рукавом и насадком («шприцем» типа пожарного ствола), другой трубопровод располагался на некоторой высоте и имел отверстия, из которых «также как из шприцев... обливать можно». Описанная система представляет собой прообраз современной системы противопожарного водоснабжения, совмещённой с дренчерной установкой пожаротушения. К сожалению, это изобретение не было реализовано на практике, однако материалы, подтверждающие приоритет русского учёного в идее создания указанных систем противопожарной защиты, хранятся в Госархиве Алтайского края.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью