Глубоководные подводные аппараты

Глубоководные подводные аппараты – специальные технические средства, предназначенные для проведения подводных научных исследований, поисковых операций, всевозможных ремонтных и спасательных работ. К Г.п.а. относятся аппараты с глубиной погружения свыше 600 м. По функциональному назначению Г.п.а. могут быть разделены на океанографические для научно-исследовательских наблюдений и аппараты для поисково-спасательных и монтажно-демонтажных работ. В зависимости от предназначения они оборудуются системами поиска и на-ведения на объект, различного рода захватами и инструментами для выполнения работ. Г.п.а. бывают обитаемые и необитаемые. Обитаемые Г.п.а. управляются экипажем (2–6 чел.), находящимся в прочном герметическом корпусе, имеют системы жизнеобеспечения, средства связи и навигации, органы управления манипуляторами, средства энергоснабжения (аккумуляторы) и средства аварийного спасения. Форма прочного корпуса Г.п.а. в зависимости от глубины погружения и предназначения бывает цилиндрической (гидростаты) с подкреплением наружной обшивки шпангоутами, сферической или полусферической (батисферы). В качестве материала корпуса используются сталь, алюминий, титан, а также армированный стеклопластик. Прочный корпус Г.п.а. имеет входной люк, иллюминаторы, а у спасательных аппаратов в нижней части корпуса есть стыковочный узел и шлюзовая камера. С ростом глубины использования Г.п.а. меняются конструкция и форма прочного корпуса, растёт его масса. До глубины 2 000 м оболочка корпуса подкреплена шпангоутами. Г.п.а. для больших глубин имеют толстостенный прочный корпус, выполненный из легированной стали методом ковки. Так, толщина стенок батискафа «Триест», на котором 23.01.1960 была достигнута рекордная глубина 10 919 м, составляет 105 мм. Для придания положительной плавучести прочному корпусу Г.п.а., предназначенному для погружения на глубину свыше 6 000 м, необходимо наличие дополнительного объёма, заполненного легковесным заполнителем (чаще всего бензин с плотно-стью 0,7–3). Автономность обитаемых Г.п.а. – от 8–12 ч до 2–4 недель, скорость 6–12 км/ч, на некоторых имеется всплывающая рубка для аварийного спасения экипажа. Прочный корпус Г.п.а. снаружи закрыт проницаемым лёгким корпусом, служащим для придания аппарату гидродинамических характеристик, размещения дви- жительно-рулевого комплекса, исполнительных устройств манипуляторов, светильников, телевизионной и научной аппаратуры. Между прочным и лёгким корпусами находятся балластные цистерны и сбрасываемый в аварийных ситуациях балласт. Необитаемые Г.п.а. – привязные, буксируемые – управляются по кабель-тросу с пульта, расположенного на судне-носителе. Они двигаются в толще воды либо перемещаются по дну. Оборудованы телевизионной аппаратурой, светильниками, имеют стабилизацию глубины, манипуляторы, их навигационная система связана с навигационной системой судна-носителя, передача электроэнергии – по кабель-тросу (погружение до 100 м). Самоходные аппараты снабжены движительно-рулевыми комплексами, управляющимися по заданной программе. Необитаемые Г.п.а. используются в основном при поиске и обследовании затонувших объектов и для подводного бурения. Развитие Г.п.а. идёт по пути создания специализированных необитаемых аппаратов.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью