Лесные горючие материалы

Лесные горючие материалы – растения лесов, их морфологические части и растительные остатки различной степени разложения, которые могут гореть при лесных пожарах. Живой напочвенный покров, произрастающий в природной среде, представлен следующими видами растительности: лишайники – почти не регулирующие своей влажности. Содержание влаги в них определяется физическими законами увлажнения и высыхания (аналогично лесной подстилке и опаду). Наиболее пожароопасный тип живого напочвенного покрова, горение по которому может распространяться уже на 2-3 день после выпадения осадков; мхи – с помощью ризоидов активно впитывают влагу, но не регулируют её испарение. Пожароопасность мхов несколько ниже, чем у лишайников, но значительно выше, чем у большинства высших растений. Из этой группы растительности наиболее пожароопасными являются «беломошники», произрастающие в сухих условиях; высшие растения – интенсивно поглощающие влагу из почвы, изменяющие интенсивность транспирации, поддерживающие свою влажность в необходимом для жизни интервале. Представлены различными видами трав, кустарничков и кустарников. Степень их пожароопасности может значительно различаться как между различными видами, так и в течение пожароопасного сезона.

Все лесные горючие материалы условно можно разделить на 3 класса, в которых растительные горючие материалы (р. г. м.) разделены на 7 групп:
Класс «Проводники горения»:
группа I, вид горючего материала – опад, лишайники, мхи; тип горения – преимущественно пламенное;
группа II, вид горючего материала – лесная подстилка, торф; тип горения – тление;
группа III, вид горючего материала – валежник, пни, крупные порубочные остатки, торф; тип горения – здоровая древесина горит преимущественно пламенно, гнилая – тлеет;
Класс «Поддерживающие горение»:
группа IV, вид горючего материала – травы, кустарнички, плауны, сеянцы древесных растений; тип горения – пламенное;
группа V, вид горючего материала – подрост и подлесок; тип горения – преимущественно пламенное, хвойные горят интенсивней, чем лиственные;
группа VI, вид горючего материала – хвоя, листва, несущие их веточки и мелкие сучья полога древостоя; тип горения – преимущественно пламенное, хвойные горят интенсивней, чем лиственные;
Класс «Задерживающие горение»:
группа VII, вид горючего материала – некоторые виды трав, кустарничков, кустарников и деревьев; самостоятельно не горят из-за высокого влагосодержания или особенностей химического состава.

Способность задерживать распространение горения на участке у живых растений зависит, прежде всего, от запасов зеленой вегетирующей массы и её влагосодержания, а также от соотношения проводников горения и задерживающих горение лесных горючих материалов. Практически для всех растений характерны сезонная динамика влагосодержания с максимумом в весеннее время и минимумом в осеннее и незначительные суточные изменения влагосодержания. В полуденное время у растений снижается влагосодержание, которое к вечеру опять увеличивается и достигает своего максимума в ночные часы. Минимальный запас сухих растительных горючих материалов, когда возможно распространение горения, составляет 0,1-0,2 кг/м2. Предельное влагосодержание, при котором прекращается горение, для них составляет 25-28%.

Литература: Курбатский Н.П. Исследование количества и свойств лесных горючих материалов // Вопросы лесной пирологии. Красноярск, 1970;

Конев Э.В. Физические основы горения растительных материалов. Новосибирск, 1977.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью