Слово учителю: урок по теме «Пожар» строится достаточно традиционно: на этапе постановки темы и целей озвучиваются основные причины пожара, известные с 1 класса, правила вызова пожарных. С опорой на страницу учебника обсуждаются действия при пожаре.
На этапе новых знаний даётся определение пожара как неконтролируемого процесса горения вне планового очага.
Учебник даёт общие представления о ситуации пожара глазами детей. Далее на стр. 23 учебника «Окружающий мир» А.А. Плешакова приводятся правила пожаробезопасного поведения. Класс читает их вслух по цепочке, затем ставлю проблемный вопрос: «Какая ещё причина пожара, связанная в том числе и с детскими шалостями, здесь не названа?». Ответы обучающихся: «Петарды».
Предлагаю разгадать «Загадки для детей о пиротехнике».
В загадке 1 упоминаются «чудо-огоньки». В отличие от привычного формата «Загадки мудрого Филина» в блоках «Викторины и тесты» ответ методом подбора найти нельзя (там часто подсказкой служит количество букв в слове). Дети рассуждают: «Свечи и бенгальские огни сразу отпадают, так как их никак, даже осторожно, зажигать на ёлке нельзя. А вот гирлянда может оказаться неисправной, её надо использовать с осторожностью, как и любой электроприбор». Тем не менее, в выпадающей карточке ответа авторы викторины предостерегают именно от бенгальского огня.
Вопрос 2 отгадывается без труда, так как вариант с палкой из костра современным городским детям не близок. А спичка не должна в норме давать искры.
Вопрос 3 ситуативен. Тополиный пух ассоциируется с летним периодом, а викторина про новогодние увеселения. Но интересно, что детям сложно поверить, что правильным ответом третий раз подряд будет ответ «бенгальские огни». И они после некоторых сомнений выбирают тополиный пух или костёр.
Вопрос 4 не вызывает затруднений, так как молния даёт не разноцветное пламя, а бенгальские огни в 4-ый раз выбирать «Уже не смешно», как выразились обучающиеся. Карточка ответа разработана очень подробно, фактически это статья учебника об опасностях петард.
Вопрос 5 снова ответ «Петарда, потому что космический корабль не летает на порохе, там специальное ракетное топливо, а Летучий корабль в сказке летал на волшебных словах».
Вопрос 6 вызывает активный смех, дети с удовольствием повторяют «…летит Дед Мороз!»
Вопрос 7 вызывает возражения: «Салют не только Новый год, а на все большие праздники! А вот как раз на Новый год салюта нет, просто все запускают петарды, а салют – это торжественно в официальные праздники в праздники запускают для всех специальными установками»
Вопрос 8. «У йо-йо ничего внутри не спрятано, а мышку дергать за хвостик жестоко». Поэтому выбирается хлопушка, хотя сейчас данный вид новогоднего увеселения практически не встречается, в основном о нём представления из фильмов и книг («Детство Никиты», описание празднования вокруг ёлки).
Вопрос 9 тоже составлен с юмором, дети радуются предположению о висящих на ёлке подушке и ватрушке.
Подводим итоги вместе с финальной карточкой теста, что пиротехника опасна и лучше от неё отказаться, хотя и предложил её использовать сам Петр Первый. На этой проблемной ситуации предлагаю разобраться вместе: «Вокруг любого явления возникают свои легенды, поверья и заблуждения. Давайте проверим, знаем ли мы правду о петардах?»
Данная викторина требует ответа «верю» или «не верю», поэтому занимает мало времени. Дополнительной информации содержится много, в частности, о применении бамбука для изготовления фейерверков. Все вопросы носят развивающий характер, напрямую к пожарной безопасности они не относятся.
На этапе рефлексии обращаю внимание на сравнение теста с загадками и фактов о фейерверках. Ответы обучающихся: «В правдивых фактах не сказано ничего об опасности пиротехники, там говорится только о её истории, но это очень интересно»
Ещё раз проговариваем правила безопасного использования пиротехники.