3 класс. Окружающий мир. Раздел «Безопасность» (7ч). Урок «Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте»

Фрагмент урока «Пожарная безопасность в общественном транспорте».

Слово учителю: в программе по предмету «Окружающий мир» в 3-м классе тема общественного транспорта рассматривается с точки зрения вклада пассажира в обеспечение безопасности дорожного движения, причём имеется ввиду вопросы из области Правил дорожного движения.

Возгорания в городском пассажирском транспорте происходят, и это факт. Чаще всего это неисправность самого транспортного средства – автобуса, троллейбуса, реже – трамвая. В метро периодически происходят задымления. Поэтому было решено фрагмент урока посвятить и этой проблеме. Для урока был выбран тест из серии образовательных викторин «Пожарная безопасность в общественном транспорте»

После разбора страниц учебника и ответов на задания стр. 13 «Окружающий мир» А.А. Плешакова обращаю внимание обучающихся на одно из правил поведения в общественном транспорте – сообщать водителю о забытых вещах, потому что там могут оказаться опасные предметы и взрывчатые вещества.

Ставлю проблемный вопрос: «Какими словами вы обратите внимание водителя, ведь в автобусе много людей?», и по мере обсуждения понимаем, что может возникнуть паника.

Следующие вопросы: «Как надо себя вести, если вдруг в салоне общественного транспорта возникла паника?», «Что, кроме возможной, но ещё не точно установленной опасности, которую может таить забытая сумка, может быть реально опасно? И тоже приведёт к панике?» Ответы обучающихся: «Дым, пожар, возгорание, взрыв».

Подвожу класс к необходимости изучения правил не только вежливого пассажира (как вести себя в транспорте, на этом сделан упор и в 1-ом, и во 2-ом классе), не только соблюдения правил перехода дороги после высадки из транспорта, ожидания транспорта, но и пожарной безопасности.

«Злоумышленник может, конечно, оставить в салоне опасное приспособление. А как вы думаете, может невольно оказаться в роли такого злодея самый обычный человек? Что опасного, вызывающего пожар он может перевозить в автобусе?» Ответы обучающихся: «Газовый баллон для дачи, канистру с бензином, например, для газонокосилки». Интересно, что современный мир диктует и новые варианты: «У него в кармане взорвался смартфон».

Сообщаю факт: «От ответственности пассажира за безопасность других людей тоже зависит возникновение пожара в салоне транспорта. Но бывает, что подводит сама техника. И нам, пассажирам, остается только действовать быстро и уверенно».

Предлагаю пройти тест и узнать, готовы ли мы к безопасным поездкам в транспорте и к внезапным происшествиям в нём?

Во вступительном слайде теста уже содержится вопрос: «Чем отличается общественный транспорт от других помещений с массовым пребыванием людей в случае возгорания?»

Ответы обучающихся: «Транспорт в этот момент может ехать! Много народу, кто сидит, кто стоит, не сразу выберутся с мест у окошка».

Вопрос 1 содержит перечисление всех опасных факторов общественного наземного транспорта, включая замкнутость пространства и возможность отравления продуктами горения, что характерно и для помещений магазина или почты. Дальше возникает спор, что опаснее – автобус на бензине или электробус?

Класс выбирает все варианты ответа. Ответ им понравился, так как он соответствует той цели, с которой мы проходим тест – действовать быстро и правильно при возгорании с общественном транспорте.

Вопрос 2 обсуждается, и дети принимают решение, что точно исключена роль начальника транспортной компании, он далеко. Кондуктор далеко не всегда присутствует. Пассажиров много, все начнут предлагать своё. Значит, водитель.

Вопрос 3 о первоочередных действиях при возгорании в салоне. Третьеклассники вполне логично исключают покинуть салон – ведь наш трамвай на картинке мчится на полном ходу. Открывать двери на ходу тоже бессмысленно. Решают, что надо одним кричать водителю (попутно уточняем название «водителя трамвая» – вагоновожатый), другим звонить в 112, при этом надо знать, а где вообще находится трамвай сейчас. Настаиваю на самом главном действии – так как в этом вопросе нет выбора нескольких ответов, я это знаю, а ученики – ещё нет. Решаем сразу кричать вагоновожатому, и не так, как Рассеянный с улицы Бассейной: «Глубокоуважаемый вагоноуважатый», а сказать чётко: «Возгорание под задними сиденьями, идёт дым».

Вопрос 4 для внимательного пассажира. Где находится огнетушитель в транспорте? Многие дети его видели точно в начале салона между сиденьями, повернутыми спиной друг к другу, и аналогично в конце. Некоторые вспомнили, что в метро огнетушители в углу вагона в старых поездах и под сиденьем в новых. В маршрутке ребята видели у водителя огнетушитель рядом с его сиденьем.

Приходится уточнить, что мы говорим сейчас именно о наземном городком транспорте – троллейбус, автобус, трамвай. Выбираем «в начале и в конце салона».

Вопрос 5 тоже на внимательность, так как на картинке и показан запасный выход из окна, с молоточком. Карточка ответа рассказывает и о люках аварийного выхода в крыше и в полу автобуса. Личный опыт детей тоже даёт возможность это вспомнить на примере экскурсионного автобуса.

Вопрос 6. «Как выходить из электротранспорта, если есть опасность электрозамыкания на корпус?» показался сложным даже мне не в плане выбора способа – прыжком или иначе, а как заранее это предугадать? С троллейбусом для детей всё оказалось понятнее, некоторые имели неприятный опыт удара током при высадке из троллейбуса или слышали об этом. А вот электробус – новый вид транспорта, и его способность ударить током пока не ясна на эмпирическом опыте. Но сама формулировка ответов детей повеселила, они стали изображать выход из троллейбуса ползком.

Вопрос 7 очень интересный, современному поколению любителей смайликов и эмодзи понравилось угадывать изображения, и этот вопрос по смыслу совпал с мотивирующим вопросом данного фрагмента урока, что тоже очень удачно.

Финальный вопрос 8 о метрополитене, хотя все остальные вопросы мы рассматривали на примере наземного транспорта. Сравниваем трамвай, троллейбус и метро – что общего? Они используют электричество от проводов (электробус на батарейках). Если аварийная остановка поезда, что сделают службы метрополитена? Обесточат контактный рельс. Обращаю внимание обучающихся, что именно поэтому нельзя спрыгивать на пути за оброненной вещью, нельзя пытаться покинуть поезд метро самостоятельно. Эвакуация будет проходить по сигналу машиниста. Для внесения занимательности предлагаю детям сымитировать, как могло бы прозвучать объявление машиниста на оставление поезда, чтобы не возникло паники, но и никто не остался бы в опустевшем и ставшим опасным вагоне.

Карточка ответа тоже предупреждает о контактном рельсе, хотя то, что идти, может, придётся очень далеко, в темноте, в сырости и перешагивая через шпалы – тоже верно.

В качестве вывода класс формулирует еще одно правило безопасности пассажира в общественном транспорте: «Не провози пожароопасные предметы и вещества. При обнаружении задымления, запаха горящей изоляции или пламени сразу сообщи водителю и готовься к организованной эвакуации».

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить