4 класс. Окружающий мир. Великая Отечественная война. Битва под Москвой

Фрагмент урока, посвященный обороне г. Москвы, всенародному характеру Великой Отечественной войны.

Слово учителю: данный класс считается сильным, с хорошо развитыми общеучебными компетенциями, способностью рассуждать, поддерживать дискуссию. Возможно, в другом классном коллективе такой урок сложится иначе.

Тема Великой Отечественной войны в программе начальной школы представлена на уроках Окружающего мира и Литературного чтения. При этом наблюдаются две проблемы. Во-первых, недостаточно представлен вклад Пожарной охраны, в том числе школьников-добровольцев, женщин, участников Комсомольско-молодёжных полков противопожарной обороны. Во-вторых, данная тема требует особых способов мониторинга качества результатов усвоения, чем обычное тестирование.

Использование материалов портала ВДПО.рф позволило построить урок с акцентом на противопожарную деятельность школьников в годы Великой Отечественной войны, особенно, с учетом региона школы – вклад Пожарной охраны и жителей-добровольцев в Оборону Москвы в 1941-1942 гг.

Образовательная викторина «Пожарные в Великой Отечественной Войне» охватывает все основные направления выбранной темы. 9 вопросов позволяют в течение 15-20 минут урока раскрыть новый материал с одновременным мониторингом имеющихся знаний.

Можно построить урок иначе – после сообщения новых знаний с помощью презентации предложить обучающимся проверить свои знания. Материал для объяснения новой темы можно посмотреть здесь: С. Тетюхин «Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны»

Как строится фрагмент урока по теме «Битва под Москвой с использованием образовательной викторины? Удачно, что в данном типе контента, в отличие от викторин «Кто хочет стать пожарным смелым» ответ появляется здесь и сейчас, и можно сразу же сверяться с ним и строить объяснение материала. Именно поэтому образовательные викторины пригодны и на этапе объяснения нового материала.

Вопрос 1. Когда произошел первый авианалёт на Москву, совершённый авиацией нацистской Германии во время Великой Отечественной войны? Викторина предлагает на выбор 3 даты. Предлагаю классу подумать, прежде чем ответить, и обратить внимание на дату начала Московской битвы (Контрнаступления советских войск под Москвой). Становится очевидно, что это не 1943 год. Обучающиеся выбирают между датой начала Великой Отечественной войны и 22 июля, то есть спустя месяц. После высказывания предположений выбираем 22.07.1941, проверяем по появившемуся ответу. Дети делают вывод, что, скорее всего, самолёты того времени не были настолько мощными, чтобы совершить налёт на Москву со своей территории, и месяц фашисты приближались в столице, оборудуя аэродромы на захваченных белорусских и украинских землях.

Вопрос 2. В каком городе первым был создан Комсомольско-молодёжный противопожарный полк? Викторина предложила: Москва, Ленинград, Сталинград. Для современного четвероклассника из этих топонимов понято только Москва. Дополнительные вопросы нужны для установления тождества Ленинград – Санкт-Петербург. Сталинград вообще малопонятен, некоторые слышали про Сталинградскую битву, но в целом географического понимания и привязки к современности нет, но после дополнительной демонстрации памятника на Мамаевом кургане складывается общее представление о Волгограде-Сталинграде как городе на Волге, «для нас земли за Волгой нет».

Тем не менее, выбирают между Москвой и Ленинградом, ответ показывает, что создание Комсомольско-молодежных противопожарных полков началось с Москвы, а продолжилось в Ленинграде и других городах примерно в те же дни.

Здесь важно не упустить педагогический момент: обратить внимание детей не только на факт, упоминающийся в вопросе, но и на его формулировку: в каком городе ПЕРВЫМ… Первым – в Москве.

Вопрос 3. Правда ли, что среди пожарных в годы Великой Отечественной войны было много женщин? Особенность вопроса в том, что иллюстрация как бы подсказывает ответ «заменили полностью».

Обращаю внимание на предыдущий вопрос и свой комментарий к нему – что такое Комсомол, с какого возраста туда принимали. В 14 лет подросток обучается в школе в 8-ом классе.

Ставлю проблемный вопрос: «Могли ли полностью заменить мужчин женщины и подростки?» Предлагаю подумать, и обучающиеся делают вывод, что отпадает вариант про «единичные случаи», так как в первой части урока по общим вопросам всенародного характера Великой Отечественной войны, в частности Обороны Москвы, уже говорилось, что женщины активно заменяли на заводах, шахтах и других «неженских» должностях мужчин. То есть женщины однозначно и по логике, и по факту на архивном фото – в Пожарной охране в 1941 году – появились массово. Но было ли это заменой 100%? Обучающиеся обсуждают вопрос, высказывая суждения: «Наверняка же были мужчины, которые по состоянию здоровья не смогли уйти на фронт! – Да. Но тогда как они могли справляться с нагрузками пожарного? – Значит, очень крутые профессионалы остались, их не стали брать на фронт даже добровольцами, чтобы они помогли наладить работу новичкам!»

Класс выбирает ответ: «Влилось много женщин и подростков».

Вопрос 4 тоже требует внимательного прочтения формулировки, так как перечисляются в вариантах ответов разные виды бомб, все из которых фашистами применялись в годы войны, но вопрос задан именно о том, «…чтобы вызвать в городской застройке как можно больше пожаров?»

Ответ здесь достаточно очевиден, и можно сосредоточиться на внешнем виде зажигательной бомбы, что делает понятными меры борьбы с такими боеприпасами – она небольшая по размерам, её можно схватить щипцами, это не тяжело, в том числе подростку.

Вопрос 5. Как советские ученые помогли в борьбе с зажигательными бомбами? Иллюстрация показывает не ученых, а жительниц дома в защитных приспособлениях, выполняющих действия по тушению зажигательной бомбы. Во-первых, на данной фотографии как раз уместно показать, как выглядела уже упавшая зажигательная бомба, то, о чём говорили в вопросе 4. Во-вторых, вопрос ещё и на внимательность и логику. Так как первоначально вариант «В свободное время выходили на тушение пожаров» выбирает весь класс, но есть желание выбрать 2 варианта, и на втором мнения разделяются – изобретен специальный огнетушитель или состав? Интересно мнение четвероклассников: «Конечно, специальный огнетушитель, так как пропитывать конструкции уже некогда, мы на даче пропитывали, чтоб не гнили доски, это было долго».

Соответственно, правду о работе ЦНИИПО (Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны), мы узнаем только из карточки-вкладыша ответа, более того, там указана информация к фото, и для детей становится очень интересным, что имена, фамилии девушек сохранились, как и имя автора фотографии. С учетом того, что данный урок по предмету «Окружающий мир», задаю вопрос, связанный с ранее изученными темами о сельском хозяйстве: «Почему такое ценное вещество, как удобрение, вообще рассматривалось как материал для огнезащиты?». Обучающиеся делают очень взрослый вывод: «Видимо, потому что много сельскохозяйственных полей уже «топтали» фашисты, и они стали полями сражений».

Вопрос 6. Из какой ткани изготавливали защитные рукавицы для пожарных-добровольцев, в которых тушили зажигательные бомбы?

При выбранном формате урока (когда знакомство с новым материалом проходит в процессе работы с викториной), данный вопрос является проверкой внимательности, так как при рассмотрении фотографии в вопросе 5 мы уже обсудили, что за странные, пугающего вида колпаки на девушках. Надо отметить, что иллюстрация подобрана удачно – так как действие на фото 5, в отличие от фото 6, происходит на ярком свету, виден ландшафт обычного уютного двора, фото не пугающее. И к восприятию фото 6 дети уже морально готовы – им понятно, что именно там происходит. Можно как дополнительное пособие принести на урок брезентовые рукавицы или просто кусок брезента – для современного ребёнка это не самый знакомый материал.

Вопрос 7 достаточно интересен, так как о громкоговорителях на улице большинство детей имеет отчетливое представление. Механические устройства разной направленности современному четверокласснику мало знакомы. Даже идея портативного фонарика сразу не отвергается, так как справа отходит трубочка, и по аналогии с паяльной лампой, горелкой несколько детей предположили именно так. Мысль о полевой портативной кофемолке была отвергнута почти сразу, хотя именно кофемолку им напомнила ручная сирена в первую очередь. Но сам ответ содержал некую подсказку – даже не зная размер, уже на портативность данное устройство претендовать не может.

Вопрос 8 Кем трудился на одном из московских заводов Герой Великой Отечественной войны Николай Францевич Гастелло до поступления на службу в авиацию? Данный вопрос для обучающихся 4 класса может быть только как поле для догадок, носит информационно-образовательный характер. С детьми более старшего возраста можно было бы развить мысль о том, что героизм Н. Гастелло ещё более значим, так как герой, будучи профессиональным пожарным, наверняка осознавал, какой страшной смертью погибнет, направляя горящий самолёт на вражескую колонну техники.

Вопрос 9. Какой известный советский композитор в годы Великой Отечественной войны стал пожарным-добровольцем? Данный вопрос в 4-ом классе также однозначно развивающий, а не уточняющий знания. Он важен с точки зрения раскрытия всенародного характера Великой Отечественной войны. Также данный вопрос «прокладывает мостик» к следующей теме – о героической обороне г. Ленинграда, так как данный композитор жил и трудился там. К сожалению, тайминг урока не позволил дать прослушать фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, но это можно сделать на уроке, посвященном Блокаде Ленинграда, тем самым актуализируя знания, полученные на этом уроке, в частности, Комсомольско-молодежный противопожарный полк сражался с огнём и в г. Ленинграде.

Далее, по завершении вопросов, викторина показывает финальную информацию, которая и является выводами данной части урока.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить