Учитель: Сегодня мы завершаем большой раздел нашей программы по математике. Мы научились работать с натуральными числами, в том числе очень большими. Приведите пример, когда мы сталкиваемся с многозначными числами?(Ответы обучающихся: Даты, глубины морей, высота крупных гор измеряются в десятках тысяч. Расстояния, в том числе при путешествии по России.)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир многозначных чисел в игре. Перед нами образовательная викторина
В викторине 6 вопросов по принципу «веришь – не веришь». Мы вправе выбрать то, что представляется нам правдоподобным – так как обладать точным знанием по этим позициям мы вряд ли можем. Мне хочется, чтобы вы сегодня попробовали рассуждать, оценивая большие числа.
Вопрос 1. Учитель: Вам есть с чем сравнить. 30 кг – вес, который имеют некоторые ребята в классе. Как вы думаете, для пожарного снаряжения это много или мало? (Ответы обучающихся: Такого быть не может, им же надо бегать, тащить спасённого человека, а вот со мной на спине это было б сложно, меня уже и папа не сажает на плечи, как в детсаду.).
Учитель: Тем не менее, мы видим, что это правильный ответ. Для сравнения – это 3 ведра воды, если нести их одновременно. Русские женщины на коромысле носили 2 ведра, если коромысло надеть на одно плечо, третье в руке. Но вы прав – это не просто перемещаться. При этом пожарный должен выполнять множество задач и быть динамичным. Какой напрашивается вывод, не относящийся к математике? (Ответы обучающихся: Пожарные России – настоящие богатыри, а для нас это мотивация к занятиям спортом и физической культурой.)
Вопрос 2. Учитель: За секунду через пожарный рукав может пройти до 100 л воды. Верно? Нам с вами даже сравнить не с чем. Как вы думаете, каких данных нам не хватает для решения этой задачи? (Ответы обучающихся: А он широкий? Я слышал, они разные по толщине. Через широкий больше пройдёт. Мы не знаем скорость!)
Учитель: Давайте посмотрим – обычный пожарный рукав у пожарного крана в нашей школе. Его диаметр 51 мм. Он и изображён на фото. Но вы оказались правы в рассуждениях! И карточка ответа это подтверждает: «Через пожарный рукав за секунду может пройти до сотни литров воды. Точное значение зависит от мощности используемого оборудования и диметра пожарного рукава».
Вопрос 3. Учитель: Рассуждать о максимальной температуре, которую может выдержать защитная одежда, мы можем. Какие вообще температурные значения вам известны? (Ответы обучающихся: 00 С – температура таяния льда, 1000 С – температура кипения воды, 36,60 С – нормальная температура тела человека, при 370 С уже вызывают врача и не идут в школу.)
Учитель: Опять же, есть с чем сравнить по фото в викторине. На фото 2 и фото 3 – абсолютно разные виды снаряжения. Почему? Какое из них более защищает от высокой температуры? Почему надо иметь несколько вариантов? (Ответы обучающихся: Очевидно, на разных пожарах может быть разная температура: при пожаре на нефтяной скважине, автозаправке, температура выше, чем при горении сарая.)
Учитель: Итак, у нас есть понимание, что на пожарах температура пламени, всей обстановки в очаге пожара может различаться в зависимости от того, какие материалы, в каком количестве горят, закрытое это или открытое пространство. Остается выяснить с помощью дополнительных открытых источников температуру горения. Оказывается, даже дрова в костре – это уже как минимум 5000 С. Температура при горении топлива на открытом воздухе – до 9000 С. Значит, в нашем насыщенном автозаправками, гаражами мире пожарные должны иметь более надёжную защиту. Выбираем ответ – наше предположение верно, такой теплоотражательный костюм выдерживает и до 12000 С, правда, не долго.
Вопрос 4. Учитель: Вопрос из разряда интересных фактов, но в области практической математики важны как примеры исчисления времени. Так как у нас традиция – все географические объекты, упоминаемые в задачах, находить на глобусе и карте, находим Люхуангоу.
Вопрос 5. Учитель: Этот вопрос не приблизит нас к знаниям о современной российской Пожарной охране, но поможет ориентироваться в ленте времени. Как вы думаете, в каком веке вышел на свободу поджигатель?
Вопрос 6. Учитель: (Ответы обучающихся: Однозначно в XIX веке, так как в XVIII ему уже было 16 лет, и даже если это происходило в первый год XVIII века, в 1700 году, то +100 лет это уже 1800 год, то есть XIX век.)
Учитель: Вопрос о скорости надевания боевой одежды пожарного имеет точный ответ, существует норматив надевания боевой одежды пожарного. Давайте попробуем надеть обычную куртку. И это только куртка! Некоторым в школьной раздевалке не мешало бы знать эти цифры, а то не в секундах, а в часах можно измерять их процесс одевания-раздевания, отсюда и опоздания.)
Учитель: Давайте на минутку вспомним первый вопрос и соотнесём с вопросом 6. (Ответы обучающихся: 30 кг за 20 секунд надеть на себя…)
Учитель: Мы прошли викторину о пожарных. Обратите внимание на название портала, в котором мы работали онлайн. (Ответы обучающихся: ВДПО.рф.)
Учитель: Напоминаю, что ВДПО – это Всероссийское добровольное пожарное общество, и это его официальный портал. Вы должны уметь работать с источниками информации, проводя оценку их достоверности информации. Как вы думаете, данные в викторине «ПоЖЖЖарные цифры» достоверны? Или, как говорят учёные, валидны? (Ответы обучающихся: Сайт ВДПО.рф является достоверным источником информации по вопросам пожарной безопасности).