5 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность дома

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 5 класс
Тема занятия Безопасность дома.
Цель Закрепить имеющиеся знания об опасностях возгораний электроприборов и бытового газа.
Расширить представления о бытовых опасностях и источниках опасности в современном жилище.
Опорные знания Опасность неправильной эксплуатации электроприборов: возможно возгорание.
Опасность бытового газа: при утечке возможен взрыв, открытый огонь конфорки может стать источником возгорания.
Формирующиеся ценности: Умение предвидеть и предупреждать опасности.
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование представлений о правилах безопасной эксплуатации бытовых электрических и газовых приборов;
  • уважение права на безопасность других жителей многоквартирного дома;
  • стремление расширить свои компетенции в области обеспечения безопасности.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с. Параграф 15, с. 89-97.

Образовательные викторины:

«Если загорелся телевизор»
«Электроприборы: правила безопасного поведения»
«Электроприборы: электрошнуры»
«Газовое оборудование: какой ты богатырь»
Игра «Робот»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Фактически на данном уроке обобщается на более высоком уровне всё то, что в начальной школе говорилось об опасности электроприборов и бытового газа. На с. 92 приведена таблица по наиболее часто встречающимся (по мнению авторов учебника) бытовым электроприборам – рассмотрены потенциальная опасность и меры предосторожности при обращении с электрообогревателем, феном, утюгом и группой гаджетов. Следует понимать, что в данный список не внесены настольные лампы, удлинители, кухонные электроприборы, а также локальные приборы типа сушилок для обуви. На с. 97 предлагается дополнить этот список самостоятельно с родителями.

Поэтому для актуализации имеющихся знаний следует использовать образовательную викторину «Электроприборы: правила безопасного поведения»

Учитель: В вопросе 2 речь идёт о необходимости прочитать инструкцию перед началом использования прибора, это же советует и учебник, на этот момент следует обратить внимание детей.

Бытовой газ рассматривается очень кратко. Напоминается о существовании газа в баллонах и поступающего по трубопроводам и опасности взрыва бытового газа. Поэтому целесообразно актуализировать представления об опасности бытового газа с помощью образовательной викторины «Газовое оборудование: какой ты богатырь»

О газовом оборудовании есть смысл говорить в тех населённых пунктах, где он используется. В некоторых высотных районах подводки магистрального газа нет вообще, тогда можно ограничиться только блоком информации учебника. Обратите внимание – в каждом вопросе есть фото газовой плиты, но все они – разных моделей. Можно задать обучающимся вопрос на внимательность.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

На этапе сообщения новых знаний учитель конкретизирует имеющиеся знания с помощью учебника.

Закрепление происходит с использованием викторин:

Они позволяют рассмотреть более узкие вопросы обращения с электроприборами и действиями в случае возгорания. По телевизору необходимо довести до сведения обучающихся, что аналогичные меры борьбы адекватны при возгорании любого бытового электроприбора. Следует понимать, что возгорание телевизора современного типа будет происходить несколько иначе. В основном это проблема не самого аппарата, а место контакта розетки и вилки.

Так как в учебнике тема заявлена как «современное жилище», то особого внимания и дополнения материала потребуется от учителей населённых пунктов, использующих дровяные и мазутные печи для обогрева жилища. На эти вопросы ответит задание, предлагаемое для подведения итогов урока, но для населённых пунктов с печным отоплением оно потребует более подробного рассмотрения как основное.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

На с. 97 приведено интересное задание. Предлагается провести исследование, сравнив отопление печью и электричеством и сформулировать правила безопасности при печном отоплении.

Для этого можно предложить обучающимся уточнить правила безопасности печного оборудования с игрой «Робот»

Сущность игры – управление роботом Кики, который наводит порядок в деревенском доме с печью. При обнаружении проблемной точки (например, трещина в печи), программа выдаёт задание по типу викторины. Предлагая выбрать способ устранения ситуации – починить, закрыть, потушить и т. д. После того, как выбор сделан, с помощью нажатия соответствующей кнопки викторины появляется карточка с правильным ответом, что «роднит» игру «Робот» и образовательные викторины.

Помимо этого, в задании обучающиеся закрепят знания и по основной теме урока.

Задание является итоговым, потому что носит ярко выраженный игровой характер. При недостатке времени можно предположить его к самостоятельному выполнению в рамках творческого домашнего задания.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: В старину жители Англии говорили: «Мой дом – моя крепость», имея в виду, что жилище давало относительную безопасность от внешних угроз в виде холода, дождя, лесных разбойников. Есть и у нас похожая поговорка: «Дома и стены помогают». Но многое зависит и от нас, нашего отношения к жилищу. В параграфе 15 учебника по ОБЖ мы рассмотрим источники опасности современного жилища.

Как вы думаете, какие самые главные опасности могут угрожать целостности нашего жилища? Давайте сейчас не будем фантазировать по поводу цунами и землетрясений, их в нашем регионе нет. Но существуют вполне управляемые нами опасности. (Ответы обучающихся: Пожар, потому что мы можем принять меры пожарной безопасности, использовать качественные электроприборы, по правилам пользоваться газом или печкой. Воровство можно постараться пресечь надёжными дверями, сигнализацией, не распространением информации о наличии дома ценных вещей.)

Учитель: На этот счёт в русском языке есть ещё одна поговорка по теме нашего урока: «Вор оставит хотя бы стены, а пожар – ничего». Какие источники пожара могут быть в современном жилище? Даже если члены семьи не имеют вредных привычек и не шалят с огнём? (Ответы обучающихся: Короткое замыкание, взрыв бытового газа.)

Учитель: В начальной школе вы уже много узнали об этом. Давайте вспомним с помощью викторины «Электроприборы. Правила безопасного применения»

Нас ждут 11 вопросов, которые не составят труда, если вы были внимательны в начальной школе. Обратите внимание – нам предлагают посмотреть на электроприборы под необычным ракурсом. Давайте прочитаем заглавный слайд. Что вас удивило? (Ответы обучающихся: Что бытовые приборы представлены как семья, как будто это сценарий мультфильма.)

Учитель Обратите внимание, во втором вопросе мы выбрали ответ «Прочитать инструкцию». Это очень важно и в реальной жизни, и понадобится вам при выполнении домашнего задания. А что совсем нового мы узнали из этой викторины? (Ответы обучающихся: В начальной школе не говорили про разницу между приборами, работающими от розетки, и приборами на батарейках.)

Учитель: «А у нас в квартире газ». Кто помнит автора слов? ((Ответы обучающихся: Сергей Михалков.)

Учитель: Какие правила безопасности при обращении с бытовым газом вы знали, а какие для вас оказались новыми в этой викторине?

К сожалению, взрывы бытового газа в жилых домах происходят достаточно часто. Не всегда это вина людей непосредственно при обращении с приборами. Иногда это изношенные трубы, краны. Поэтому газ требует постоянного внимания специалистов газовой службы.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Сейчас по учебнику вам надо ещё раз уточнить, что нового можно узнать о безопасном обращении с газом и электроприборами в быту.

Работа с учебниками.

Учитель: Теперь предлагаю посмотреть, как вам удалось освежить имеющиеся знания и какие новые представления вы приобрели. Долгое время самым опасным электроприбором считался телевизор. Это было связано с конструкцией старых телевизоров – лампы накаливания, помещённые вместе с проводами в деревянный ящик. Вам сейчас понять трудно, но первые телевизоры действительно имели деревянный корпус. Лампы перегревались, поэтому телевизор не рекомендовалось включать более чем на 2 часа. Сейчас конструкция и материалы изменились. Но телевизор остался электроприбором, использующим напряжение 220 В, и опасность возгорания осталась: пластмассовый корпус тоже способен гореть, ещё и с выделением ядовитых газов.

Учитель: Применимы ли эти советы к другим приборам: компьютеру, настольной лампе, утюгу? (Ответы обучающихся: Да, любой прибор надо выключить и только после этого заливать водой. Если использовать плотную ткань, то она не должна быть синтетической. Остальные советы касаются возгорания вообще, когда надо эвакуироваться, оповестить пожарных и соседей, оказать себе помощь при ожоге и обязательно читать инструкции к приборам.)

Учитель: Важная часть всех электроприборов, работающих от розетки? (Ответы обучающихся: Шнур!)

Учитель: Уход и обращение с электрошнурами требуют навыков. Мы только что говорили о телевизорах новейшей модели, менее опасных в плане возгорания. Но часто причиной пожара является неисправность именно шнура. Итак, викторина «Электроприборы: электрошнуры»

Учитель: Мы повторили правила безопасности, а что узнали нового? (Ответы обучающихся: Назначение изоляции проводов.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Ещё раз повторим, какую информацию надо сообщать при вызове экстренных служб при пожаре. (Ответы обучающихся в соответствии с алгоритмом, приведённым на с. 79.)

Учитель: Теперь вы знаете о пожарной безопасности в жилище всё и можете сами наводить порядок. Играем в робота МЧС по имени Кики.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить