Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Обратите внимание на так называемый «треугольник огня». Если вы поймете его суть, то сразу станут понятны все методы борьбы с огнём и методы профилактики возгораний.
Материал портала ВДПО.рф «Действия при возгораниях»
Что важно не допустить? (Ответы обучающихся: Чтобы вместе встретились кислород, повышенная температура и горючий материал.)
Учитель: Посмотрите памятку на с. 105, а затем на экран. Какими методами можно прекратить горение? Как это связано с треугольником огня? (Ответы обучающихся: Вода и плотная ткань прекращают доступ кислорода к горючему материалу и понижают его температуру.)
Учитель: Обратите внимание на цифры: сколько времени у нас есть на то, чтобы принять решение. Это важный термин – «Время быстрого реагирования», его нет в учебнике. Но давайте посмотрим на пояснительный текст с. 105, как учебник трактует этот шаг, в каких выражениях? Кто догадался?(Ответы обучающихся: На с. 105 есть слова «немедленно», «Не теряйте драгоценное время», а на экране в материале есть термин «время быстрого реагирования», это 1-2 минуты.)
Учитель: Да, у нас будет 1-2 минуты на оценку ситуации, принятие решения и действие – тушим или уходим.
Сейчас мы с вами попробуем представить самый неприятный вариант развития событий. Вы оказались дома одни. Произошло возгорание. Ваши действия? Можно опираться на с. 105-106, можно посмотреть ситуации, показанные в материале на экране. (Ответы обучающихся по выстраиванию алгоритма.)
Учитель: Какая довольно курьёзная ситуация рассмотрена в материале ВДПО? Как она может произойти? (Ответы обучающихся: Например, на улице часто горят урны из-за брошенного туда окурка, но дома такое возгорание может возникнуть, если бросить спичу после зажигания газовой плиты или свечей на торте.)
Учитель: При борьбе с возгораниями используют подручные и первичные средства. Это термины, и они в жизни встречаются часто. Чем они отличаются друг от друга, мы узнаем из викторин.
Образовательные викторины:
Учитель: Что общего у этих средств? Чем они отличаются? (Ответы обучающихся: Все они позволяют перекрыть доступ кислорода к материалу, который горит. Ими легко воспользоваться до приезда пожарных, не надо особых навыков. Но первичные средства разработаны специально, как легкодоступные и не требующие особых знаний. Например, огнетушитель, который можно купить в любом магазине и на нём указана схема применения. А подручные – выполняют ту же задачу, но все они являются веществами и предметами, изначально предназначенными для других задач. Но в критической ситуации мы применяем стиральный порошок вместо порошкового огнетушителя или песка из ящика возле пожарного щита. Плотное одеяло – вместо асбестового полотна.)
Учитель: Чем опасен дым? Почему так много внимания уделяется не только борьбе с огнём, но и защите от дыма?(Ответы обучающихся: Дым затрудняет дыхания, обжигает гортань и лёгкие, вызывает отравление организма.)
Учитель: Обратите внимание, дым уменьшает дальность видимости, что приводит к потере ориентации в пространстве. Поэтому действовать надо быстро, так как при малом задымлении есть возможность воспользоваться первичными или подручными средствами тушения, а также произвести быструю эвакуацию.