5 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Вызов «112»

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 5 класс
Тема занятия Службы, которые всегда приходят на помощь.
Опорные знания Номер вызова экстренных служб «112».
Недопустимость вызова экстренных служб из шалости.
Цель Сформировать представления о существовании экстренных служб, их компетенций в различных экстремальных ситуациях.
Сформировать прочный навык правильного вызова экстренных служб: номер телефона и порядок сообщения информации.
Формирующиеся ценности: Уверенность в заботе государства о безопасности граждан.
Ответственность за свои действия.
Уважение к профессии пожарного-спасателя.
Планируемые результаты
Личностные:
  • умение вызывать службы экстренной помощи: знать номер телефона, уметь передать информацию по алгоритму «Причина – адрес – фамилия – телефон для связи».
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Изображение или модель дискового телефона.
Фото с соревнований эстафеты юных пожарных с телефоном, имеющим ручку.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с. С. 79-82.

Образовательные викторины:

«Кто хочет стать пожарным смелым: Действия при пожаре»
«Вызов пожарных: помоги подразделению прибыть на место пожара»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данная тема должна быть хорошо усвоена обучающимися в курсе начальной школы, поэтому на мотивирующей части урока учитель должен сосредоточиться на выявлении и актуализации знаний. Важно подвести детей к пониманию: чтобы вызывать помощь, надо иметь 2 фактора: кого вызывать (то есть должна существовать специальная система помощи, и до появления пожарной охраны как организации, тушили пожар всем миром) и как вызывать (то есть до изобретения адресной коммуникации просто кричали «Пожар!», били в колокол, а когда появилась возможность сообщить именно в пожарную часть – то и появились телефонные номера специализированных служб).

Ответы обучающихся должны в процессе коллективного обсуждения сложиться в вывод, что и раньше были способы оповещения в случае пожара колоколом, но это звучало для всего населённого пункта.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть урока строится на прохождении викторины «Кто хочет стать пожарным смелым: Действия при пожаре»

Этот тип викторин не даёт развернутого ответа, и прохождение её после ознакомления с материалом учебника позволит обучающимся выявить свои пробелы в знаниях, которые затем будут восполнены при прохождении образовательной викторины в заключительной части урока.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

В качестве мониторинга усвоения материала используется образовательная викторина «Вызов пожарных: помоги подразделению прибыть на место пожара»

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Телефон стал привычным атрибутом нашей жизни. Вы будете удивлены, но изначально средства проводной связи были задуманы для экстренного оповещения, а не для общения. (Ответы обучающихся: Вызвать врача, полицию, в случае пожара.)

Учитель: Верно. Но человеческая цивилизация насчитывает несколько тысячелетий, а уличные оповещатели прямой связи с пожарной командой появились во второй половине XIX века. Разве раньше никто не болел и не было пожаров? (Ответы обучающихся: Раньше для оповещения населения о возникшем пожаре использовался колокольный звон, который был слышен во всём населённом пункте. Где не было колоколен, использовали трещотки или громко били палками, кричали. Врача так не вызывали. В случае грабежа кричали: «Держи вора!», «Караул, грабят».)

Учитель: А почему рациональнее сообщать о происшествии непосредственно тем, кто поможет? Вы сами уже упомянули эти причины в ответах на предыдущий вопрос (Ответы обучающихся: К этому времени появились пожарные команды, а до этого тушили все жители-соседи, отстаивая свои дома.)

Учитель: Самые первые телефоны работали без номеров, вызов принимала телефонистка. Надо было покрутить ручку, чтобы сработал сигнал на телефонном узле, и сказать: «Буду сообщать о пожаре». Тогда телефонистка вручную переключала на пожарную часть. Вы не поверите, но этот способ существует и сейчас. Как вы думаете где? В эстафете юных пожарных! По традиции, в этом соревновании до сих пор крутят ручку старинного телефонного аппарата.

Демонстрация фото.

Учитель (с опорой на изображение, макет или музейный предмет): Кто из вас знает, по какому телефону вызывали пожарных в эпоху проводных телефонов? Этот номер встречается в стихах того времени, на старых плакатах. У Маршака мы читаем: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер «01». Это было связано с устройством дискового телефона. Набрать цифру означало вставить палец в отверстие диска с соответствующей цифрой и вести палец к ограничителю. То есть каждой цифре в механизме набора соответствовало определённая длина пути. Цифры на диске были расположены в неправильном порядке – начиная с 1, даже 2-3… и в конце 0. Это не случайно. Получалось, что ограничитель диска стоял между цифрами 0 и 1.

А теперь подумаем, чем опасен дым, кроме того, что он затрудняет дыхание? Вот вы просто у костра в турпоходе или жарите шашлыки с родителями. И дым попал в глаза. Давайте вспомним поговорку про особенность дыма и его воздействие на глаза человека (Ответы обучающихся: Дым ест глаза.)

Учитель: Как связана эта информация между собой? Влияние дыма на глаза и расположение цифр диска относительно ограничителя? (Обучающиеся выдвигают предположения.)

Учитель: Человек наощупь находит ограничитель. Сразу под ним цифра 0, и это долгое движение пальца. Затем опять ограничитель – мы же до него «доехали» пальцем. И короткое попадание в отверстие цифры 1. Почему нельзя было расположить 0 и 1 как в ленте счёта, подряд? (Ответы обучающихся: Человек наощупь мог бы набрать 00 или 10 и потерять время.)

Учитель: По аналогии были созданы и другие короткие номера: «02» – полиция, «03» – скорая помощь, «04» – служба газа. Как вы думаете, почему у службы газа телефон не «02»? Он тоже опасен, вы это проходили на уроках Окружающего мира в 3 классе. (Ответы обучающихся: Видимо, газификация жилых домов прошла позже, чем заработали эти основные телефоны.)

Учитель: Да, магистральный газ пришёл в каждый дом далеко не сразу, хотя наша страна является лидером по его залежам и добыче. Сегодня мы узнаем, как вызов пожарно-спасательных подразделений работает в наши дни.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: По какому телефону сейчас мы вызываем экстренные службы? И какие?

Прочитайте с. 79 учебника. (Ответы обучающихся: В мобильном телефоне есть опция «Вызов экстренных служб». Это телефон «112», по которому можно вызвать специалистов по всем экстренным ситуациям.)

Учитель: А можно ли по нему заказать пирог? Если вы голодны очень. Это же тоже экстренный случай? (Ответы обучающихся: Нет, имеются ввиду ситуации, связанные с угрозой жизни, в учебнике на с. 79 они перечислены.)

Учитель: А теперь обратимся к с. 80. Что уже знакомое мы там видим? (Ответы обучающихся: Телефоны «01», «02», «03», «04», но они приобрели цифру 1 в начале номера.)

Учитель: Это связано с техническими возможностями мобильных телефонов. Но пользователям мобильных телефонов проще – они нажимают кнопки, это гораздо быстрее, чем набирать номер на дисковом телефоне.

Можно ли вызвать экстренные службы при отсутствии денег на счёте мобильного телефона? Есть ли перерыв у службы «112» и других экстренных служб? Это вы узнаете на с. 81 учебника.

Сейчас мы проверим, всё ли вы запомнили вместе с викториной «Кто хочет стать пожарным смелым: Действия при пожаре».

При этом мы сможем повторить всё то, что проходили в начальной школе о пожарной безопасности.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Ещё раз повторим, какую информацию надо сообщать при вызове экстренных служб при пожаре. (Ответы обучающихся в соответствии с алгоритмом, приведённым на с. 79.)

Учитель: Надо ли здороваться, спрашивать у диспетчера, как его дела, есть ли минутка внимания на вас? (Ответы обучающихся: Нет, в данной ситуации нельзя терять время. Но кричать, нервничать тоже нельзя, это отнимает время. Говорить надо чётко и по делу.)

Учитель: Обсуждаем задания, приведённые на с. 81-82 учебника.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить