Учитель: Телефон стал привычным атрибутом нашей жизни. Вы будете удивлены, но изначально средства проводной связи были задуманы для экстренного оповещения, а не для общения. (Ответы обучающихся: Вызвать врача, полицию, в случае пожара.)
Учитель: Верно. Но человеческая цивилизация насчитывает несколько тысячелетий, а уличные оповещатели прямой связи с пожарной командой появились во второй половине XIX века. Разве раньше никто не болел и не было пожаров? (Ответы обучающихся: Раньше для оповещения населения о возникшем пожаре использовался колокольный звон, который был слышен во всём населённом пункте. Где не было колоколен, использовали трещотки или громко били палками, кричали. Врача так не вызывали. В случае грабежа кричали: «Держи вора!», «Караул, грабят».)
Учитель: А почему рациональнее сообщать о происшествии непосредственно тем, кто поможет? Вы сами уже упомянули эти причины в ответах на предыдущий вопрос (Ответы обучающихся: К этому времени появились пожарные команды, а до этого тушили все жители-соседи, отстаивая свои дома.)
Учитель: Самые первые телефоны работали без номеров, вызов принимала телефонистка. Надо было покрутить ручку, чтобы сработал сигнал на телефонном узле, и сказать: «Буду сообщать о пожаре». Тогда телефонистка вручную переключала на пожарную часть. Вы не поверите, но этот способ существует и сейчас. Как вы думаете где? В эстафете юных пожарных! По традиции, в этом соревновании до сих пор крутят ручку старинного телефонного аппарата.
Демонстрация фото.
Учитель (с опорой на изображение, макет или музейный предмет): Кто из вас знает, по какому телефону вызывали пожарных в эпоху проводных телефонов? Этот номер встречается в стихах того времени, на старых плакатах. У Маршака мы читаем: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер «01». Это было связано с устройством дискового телефона. Набрать цифру означало вставить палец в отверстие диска с соответствующей цифрой и вести палец к ограничителю. То есть каждой цифре в механизме набора соответствовало определённая длина пути. Цифры на диске были расположены в неправильном порядке – начиная с 1, даже 2-3… и в конце 0. Это не случайно. Получалось, что ограничитель диска стоял между цифрами 0 и 1.
А теперь подумаем, чем опасен дым, кроме того, что он затрудняет дыхание? Вот вы просто у костра в турпоходе или жарите шашлыки с родителями. И дым попал в глаза. Давайте вспомним поговорку про особенность дыма и его воздействие на глаза человека (Ответы обучающихся: Дым ест глаза.)
Учитель: Как связана эта информация между собой? Влияние дыма на глаза и расположение цифр диска относительно ограничителя? (Обучающиеся выдвигают предположения.)
Учитель: Человек наощупь находит ограничитель. Сразу под ним цифра 0, и это долгое движение пальца. Затем опять ограничитель – мы же до него «доехали» пальцем. И короткое попадание в отверстие цифры 1. Почему нельзя было расположить 0 и 1 как в ленте счёта, подряд? (Ответы обучающихся: Человек наощупь мог бы набрать 00 или 10 и потерять время.)
Учитель: По аналогии были созданы и другие короткие номера: «02» – полиция, «03» – скорая помощь, «04» – служба газа. Как вы думаете, почему у службы газа телефон не «02»? Он тоже опасен, вы это проходили на уроках Окружающего мира в 3 классе. (Ответы обучающихся: Видимо, газификация жилых домов прошла позже, чем заработали эти основные телефоны.)
Учитель: Да, магистральный газ пришёл в каждый дом далеко не сразу, хотя наша страна является лидером по его залежам и добыче. Сегодня мы узнаем, как вызов пожарно-спасательных подразделений работает в наши дни.