5 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Ядерные объекты и их опасности

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 5 класс
Тема занятия Ядерные объекты и их опасности.
Опорные знания Фрагментарная информация о катастрофе на Чернобыльской станции, трагедии Хиросимы, существовании атомной бомбы.
Изученный материал параграфа 28 за 5 класс об авариях на химических производствах.
Цель Познакомить с понятием радиационной опасности и её основными источниками.
Формирующиеся ценности: Ответственность человечества за использование достижений технического прогресса.
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование представлений о радиационной опасности, источниках радиации в мирное и военное время;
  • чувство благодарности героическим ликвидаторам ЧАЭС.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Деревянная метровая линейка.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с. С. 201-204.

Образовательные викторины:

«26 апреля – День памяти Чернобыльской трагедии»
«10 фактов о катастрофе на Чернобыльской АЭС»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Материал учебника даётся в рамках раздела «Производственные аварии…» и построен на рассмотрении только проблем радиационной опасности, но у обучающихся могут быть представления и о трагедии ядерной бомбардировки Хиросимы. Однако основной акцент на уроке должен быть сделан на так называемый «мирный атом» и ошибки при его эксплуатации. Атомная энергетика считается наиболее благоприятной для экологии при штатном функционировании АЭС. Тепловые электростанции (ТЭС) работают на топливе, что загрязняет атмосферу дымом. Гидроэлектростанции (ГЭС) при строительстве требуют затопления земель, имеющих иное назначение (лес, деревня, поле). Таким образом, 100% экологически чистой энергетикой могут являться только солнечные батареи и ветрогенераторы.

В области мирного использования атомной энергии учитель может привести пример атомных ледоколов, использования малых доз радиации в медицине при лечении онкологических заболеваний. Данная информация носит характер дополнительной, развивающей и выдаётся учителем в зависимости от конкретной обстановки в классе, уровня познаний и интересов детей.

Введение интерактивного контента может использоваться в начале урока как мотивирующая разминка. В отличие от большинства тем учебника, где имеется некоторое знание из курса начальной школы, тема радиационной безопасности, ядерных объектов для пятиклассников новая. Представления могут быть общего характера, навеянные художественными произведениями и компьютерными играми, отрывочными сведениями, полученными из информационных источников.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Вводятся термины «Радиационно опасный объект», «Радиационная авария».

Рассматривается кейс ЧАЭС. Даются правила поведения в зоне повышенной радиации.

Материал, связанный с ЧАЭС, рассматривается с помощью интерактивного контента.

В данном контенте представлены фамилии пожарных, боровшихся с пожаром на ЧАЭС, этапы ликвидации. Викторина интересна тем, что у детей систематизируются знания и представления по данному вопросу, они увидят качественно и педагогически тактично подобранный фотоматериал.

Викторина построена в формате выбора ответа «верю – не верю».

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Заключительная часть урока строится как рефлексия обучающихся об ответственности человечества в целом за изобретения, за применение научно-технических достижений только во благо человечества и экологии.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы говорили, что достижения человеческой цивилизации иногда оборачиваются простив своего же изобретателя. На примере какой отрасли хозяйства мы это рассматривали? (Ответы обучающихся: Человек строит химические предприятия, чтобы производить современные материалы, удобрения, но при аварии опасные вещества попадают на землю, в воду и в воздух.)

Учитель: А как открытие новых технологий наоборот, помогли сохранить природу? (Ответы обучающихся: до открытия химиками способа получения пластмасс, искусственных волокон людям приходилось массово вырубать леса для получения древесины или обжига кирпича на дровах, расширять пастбища и пахотные земли за счёт вырубки леса)

Учитель: Верно. Когда люди стали производить искусственный мех на химических фабриках, они прежде всего задумались о сохранении жизни пушных животных. Но при крупных авариях на таком производстве могут пострадать как природные объекты, так и животные. Какой вывод мы сделали на прошлом уроке? (Ответы обучающихся: Необходимо неукоснительно соблюдать правила безопасности, инструкции, быть внимательными работниками, не нарушать технологические процессы.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об аналогичной ситуации. И если химией люди интересовались и делали в ней открытия ещё со времен средневековых алхимиков. То радиация, атомные реакции – это открытия ХХ века. Да, мы все знаем, что любое открытие, любая технология может использоваться как во благо людей, так и во зло. Помните, мы ещё в начальной школе говорили о том, что огонь может быть и другом, и врагом. Сегодня у нас в центре внимания – использование атомной энергии для нужд человечества, а не для производства атомной бомбы, об этом мы на уроках ОБЖ будем говорить в следующих классах.

Есть понятие «мирный атом». Он используется в медицине, на транспорте, в электростанциях. Существуют на всей планете и хранилища отработанного ядерного топлива от атомных ледоколов, атомных электростанций. При неумелом обслуживании или при мощных стихийных бедствиях эти объекты могут нарушить свою герметичность, тогда радиация попадает в окружающую среду, вызывая радиоактивное заражение местности и лучевую болезнь у людей.

Какой пример вы можете привести? (Ответы обучающихся: Чернобыльская атомная электростанция, Фукусима.)

Учитель: Ознакомьтесь с материалами учебника. Нам необходимо запомнить два важных термина: «радиационная авария» и «радиационно опасный объект».

Работа с учебником.

Учитель: ЧАЭС, любая другая атомная станция, чем являются с точки зрения потенциальной опасности? (Ответы обучающихся: Радиационно опасным объектом.)

Учитель: Как называется ситуация, сложившаяся на ЧАЭС в 1986 году и на Фукусиме в 2011 году? (Ответы обучающихся: Радиационная авария, радиационная катастрофа.)

Катастрофа на ЧАЭС памятна не только масштабным радиоактивным заражением, но и героизмом наших пожарных, учёных, которые смогли в кратчайшие сроки потушить пожар, прекратить распространение радиоактивной пыли, построив объект «Укрытие», или, как его называют, «Саркофаг». Многие имена героев вошли в память нашего народа. Им посвящены стихи, картины. Появилось слово «ликвидатор» – этих людей, потерявших здоровье от воздействия радиации, наше государство поддерживает медицинским обслуживанием.

Но вокруг ситуации ЧАЭС родилось и множество легенд.

Мы с вами узнаем о них из образовательной викторины «10 фактов о катастрофе на Чернобыльской АЭС»

Вам предстоит просто оценить факты, многие из которых вы узнали сегодня из учебника и викторины, что-то узнали от родителей, из книг и фильмов. Давайте развеем ложные мифы.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Предлагаю обсудить, надо ли человечеству так рисковать, развивая химическую и другие виды промышленности? Может, следует вернуться к жизни в природе? Как вы думаете, получится ли гармония с природой, сбережение природных ресурсов, если мы откажемся от инженерных изобретений? Например, представьте себе жизнь без холодильника, без плиты?

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить