6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Первая помощь при ожогах

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 6 класс
Тема занятия Первая помощь при переохлаждении, обморожении и ожоге.
Закрепить полученные в 5 классе компетенции по оказанию первой помощи при ожоге.
Цель Закрепить полученные в 5 классе компетенции по оказанию первой помощи при ожоге.
Опорные знания Общие правила оказания помощи (курс «Окружающий мир», 5 класс).
Оказание помощи при ожоге (курс «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс).
Формирующиеся ценности: Умение грамотно оказать первую помощь себе и окружающим – ценно для общества.
Желание прийти на помощь пострадавшим – это сопереживание, сочувствие, милосердие.
Готовность уверенно и грамотно действовать в непривычной обстановке.
Аккуратность при выполнении любой деятельности.
Ответственность за жизнь и своё здоровье и здоровье близких.
Планируемые результаты
Личностные:
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные:
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 175 с. С. 152-153.

Образовательные викторины:

Материал «Первая помощь»
Плакат «Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда»
Образовательная викторина «Как оказать первую помощь при ожоге?»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Новым в сравнении с 5 классом является выделение степеней ожога, так как в 5 классе говорилось об ожогах глубоких и поверхностных.

Все остальные сведения по оказанию помощи стандартны и являются повторением изученного в 5 классе. Целесообразно снова пройти образовательную викторину «Как оказать первую помощь при ожоге?» (если она уже была в 5 классе).

Если не рассматривали, то в любом случае она актуализирует имеющиеся знания.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Углубление знаний обучающихся можно провести с опорой на учебник и материал портала ВДПО.рф «Первая помощь»

Плакат «Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда»

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Итоги урока можно провести в формате деловой игры с наложением нетугой повязки на кисть руки и проговариванием действий, включая обязательное планирование посещения травмпункта или вызова Скорой помощи.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: В 6 классе мы закрепляем и повторяем правила оказания первой помощи. Напоминаю, что для обычных граждан, не являющихся дипломированными медицинскими работниками и сотрудниками силовых структур, действует единый алгоритм помощи по утвержденным нормам. В первую очередь – это не медицинская помощь, а первая. Она полностью исключает применение лекарств, уколов. И обязательным финалом процедуры оказания первой помощи является обращение в медицинское учреждение. Тогда зачем нам знать правила оказания первой помощи? (Ответы обучающихся: Чтобы помочь человеку дождаться профессионалов. При тяжелой травме он может умереть от боли или потери крови, задохнуться.)

Учитель: Ожог, как вы помните из курса Окружающего мира и ОБЖ за 5 класс, считается наиболее болезненной травмой. И очень опасной, так как воздействие высокой температуры на наши ткани вызывает биохимическую реакцию в организме. Ожог, в отличие от пореза, ссадины, перелома – это повреждение всего организма, вызванное выбросом токсинов в кровь.

Предлагаю пройти образовательную викторину «Как оказать первую помощь при ожоге?» и освежить в памяти то, что мы знаем об этой травме.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Посмотрите внимательно материал учебника на с. 152. Что нового мы узнали? (Ответы обучающихся: Раньше мы подразделяли ожоги на глубокие и поверхностные. Сейчас нам предлагают различать 4 степени поражения.)

Учитель: По каким ещё показателям разделяются ожоги, вы это должны знать из курса 5 класса? (Ответы обучающихся: Термические, химические, электрические, лучевые.)

Учитель: Сегодня мы в первую очередь говорим о термических ожогах. Чтобы это выглядело более понятно, мы посмотрим материал «Первая помощь»

Давайте вместе подумаем, какие ситуации могут вызвать у человека термический ожог? (Ответы обучающихся: Тушить пожар без защитной одежды и рукавиц, неаккуратно обращаться с плитой, утюгом, мангалом; опрокинуть на себя кипящий суп или чайник, брызнуло раскалённое масло со сковороды.)

Учитель: Ожог может вызвать и раскаленный воздух, на пожарах люди очень часто получают ожог верхних дыхательных путей, это тяжелейшая травма, и помочь могут только врачи. Ожог верхних дыхательных путей можно получить при попытке бороться с пожаром, при запоздалой эвакуации. Получают его и пожарные, если не успевают применить специальный изолирующий противогаз. А вот ожог полости рта – это тоже тяжелая травма, но абсолютно и полностью ответственность за нее на самом пострадавшем. Почему? (Ответы обучающихся: Для этого надо взять в рот очень горячую еду или питьё, это личная неосторожность.)

Учитель: Ещё одно проявление неосторожности – загоревшаяся одежда. В какой ситуации это не стечение несчастливых обстоятельств, а реальная ошибка поведения (Ответы обучающихся: Если широкими рукавами попасть на конфорку, если в походе сидеть очень близко к костру, да ещё и в синтетической одежде, нарушение правил розжига костра.)

Учитель: Давайте рассмотрим плакат «Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда»

Что важно сделать сразу же и почему? (Ответы обучающихся: Повалить человека, чтобы языки пламени не попали на лицо и волосы.)

Учитель: С опорой на материалы на доске и в учебнике скажите три основных шага по оказанию помощи при ожоге? Рассмотрим самый обычный вариант, часто встречающийся в быту. Например, попало на руку масло, когда разбивал яйцо на сковороду (Ответы обучающихся: Охладить проточной водой, наложить стерильную слабую повязку, чтобы защитить от дальнейших повреждений, отправиться к врачу. Нельзя протыкать пузыри, нельзя применять мази, йод, зелёнку и другие препараты.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: В заключение я предлагаю попрактиковаться в наложении слабой повязки на кисть руки, так как жизнь показывает, что это наиболее часто встречающееся место получения ожога. Но обязательно проговариваем все действия: «Я обжёгся» – «Я подставляю руку под воду» – «Прошу друга или родных наложить повязку или накладываю её сам» – «Отправляюсь в травмпункт или вызываю медиков».

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить