Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Посмотрите параграф 25. Из заглавия видим, что существует ряд вариантов пожара в природной среде по виду того, что горит. Если даже в нашей местности нет торфяных болот или степей, не значит, что изучать следует выборочно. Мы живём в огромной стране с разнообразным ландшафтом, в жизни люди путешествуют или переезжают в поисках интересной работы или меняют место жительства, значит, знания, полученные в 7 классе, пригодятся на всю жизнь.
Что такое степь? Это известно вам из курса Окружающего мира и географии. Имеет ли она общее с другими пространствами в ландшафте? (Ответы обучающихся: Поле похоже на степь, многие степные районы были превращены в злаковые поля. Пожар, вызванный поджогом травы, и в степи, и в поле будет вести себя одинаково. Будет гореть большое пространство, постепенно продвигаясь вперед.)
Учитель: Да, общее – это вал огня, который будет катиться по полю или степи. На одном месте он не задерживается, т. к. материала для поддержания горения мало. Но этого времени достаточно, чтобы погибли или серьёзно пострадали обитатели нижнего яруса природы – все, кто строит гнезда и домики в траве.
Аналогично происходит пожар и в тростниковых зарослях. Это какая местность? (Ответы обучающихся: Это прибрежная часть суши у пресноводных водоёмов.)
Давайте обратимся к викторине «Палам травы – нет!»
которая позволяет провести сравнение пожара на поле, лугу, а также степного и тростникового пожара: это распространение огня по низовому уровню, гибель богатой флоры и фауны обитателей травяных зарослей, возможность перехода огня на здания, сооружения и лесной массив.
Работа с викториной.
Учитель: Посмотрите материал «Лесные пожары»
Сравните его с текстом учебника, найдите интересные факты. Сравните скорость распространения огня в поле, приведённую в викторине «Палам травы – нет!» и при верховом пожаре. Какой пожар опаснее? (Ответы обучающихся: Скорость одинаковая, но трава сгорает быстро, и огонь идёт дальше, а лес – это деревья, и огонь горит на одном участке долго, развивая высокую температуру, в материале она тоже приведена – до +12000 С.)
Учитель: В какой местности могут быть актуальны опасности перехода одного типа пожара в другой? (Ответы обучающихся: Там, где граничит торфяное болото и лес, или где лес расположен вокруг поля.)
Учитель: Оказывается, такой опасной местностью является и территория приусадебного участка. Но это же не природная территория? (Ответы обучающихся: Деревня или дача могут находиться рядом с полем, степью, лесом, и тогда огонь может перекинуться на них.)
Перед нами образовательная викторина «Жечь нельзя оставить!»
в ней рассматриваются правила пожарной безопасности при разведении костров на приусадебном участке, тем не менее, данный вопрос относится к природным пожарам – по имеющимся многочисленным кейсам, именно неосторожное сжигание мусора, веток на своём участке стало причиной перехода огня на близлежащие природные территории.
в ней рассматриваются правила пожарной безопасности при разведении костров на приусадебном участке, тем не менее, данный вопрос относится к природным пожарам – по имеющимся многочисленным кейсам, именно неосторожное сжигание мусора, веток на своём участке стало причиной перехода огня на близлежащие природные территории.
Интересное построение викторины: всего одна фраза с запятой, но от её правильной расстановки полностью меняется смысл. От запятой будет зависеть, не будет ли у нас как в частушке:
Костерочек разводили
Мы в лесу у озера,
А наутро головешки
Чистили бульдозеры.
Вопрос 3. Учитель: это действительно сложный вопрос. Получается, разводя костёр в ветреную погоду, мы, по сути, принимаем ответственность за внезапно подувший ветер на себя. Это вообще возможно? Стоит ли так поступать? Как избежать влияния ветра на костёр? Чем заменить бочку предлагает карточка ответа? (Ответы обучающихся: Яма – это фактически та же бочка, только в земле.)
Вопрос 5. Учитель: Проблема опасности перехода огня за пределы планового очага – это сущность пожаров с древнейших времен. А вот что нового есть в этом вопросе? Когда эта проблема могла появиться? (Ответы обучающихся: Синтетические материалы появились только в ХХ веке. До этого в костре горели только древесина, ткань и их производные. Например, в огне сгорела библиотека Ивана Грозного и многое другое ценное. А вот ущерба атмосферному воздуху при этом наносилось мало.)
Учитель: Продолжим знакомиться с материалом сайта про лесные пожары. Мы много сказали об опасности перехода огня с костра, который развели у себя на участке, на окружающую местность. Но бывает и наоборот: мощный лесной пожар может полностью уничтожить населённый пункт. Читаем правила поведения «При приближении лесного пожара к населённому пункту».
Учитель: Чтобы этого не произошло, в нашей стране приняты меры по защите и природы от человека, и человека от разбушевавшейся стихии. В викторине про сжигание мусора на садовом участке нам дважды попался термин «Особый противопожарный режим». Что это, сейчас узнаем. Какой нормативный документ мы только что узнали из викторины про пал травы? (Ответы обучающихся: Про ответственность за поджигание сухой травы.)
Учитель: Викторина «Что вам известно про особый противопожарный режим?»
– это материал на опережение. Она насыщена юридическими терминами, но изложена в доступном виде и полностью соответствует теме параграфа 26. Обратите внимание, что в связи с пожарной опасностью природных объектов повышенные требования пожарной безопасности предъявляются ко всем без исключения. Это не только задача пожарных или местных властей – это задача каждого из нас.
Во время особого противопожарного режима посещать лес запрещено. Запрещено даже жарить шашлыки на даче. Как вы считаете, это произвол, ущемление ваших прав на отдых? (Ответы обучающихся: Нет, это забота и о сохранении леса, животных и других составляющих природы, а также и тех людей, которые могут оказаться в эпицентре лесного пожара.)