8 класс. Фрагмент урока химии. Угарный газ

Тип занятия Урок химии. Фрагмент
Класс 8 класс
Тема занятия Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Фрагмент «Почему угарный газ называют тихим убийцей».
Цель фрагмента Показать опасность угарного газа.
Опорные знания Оксиды (Химия, 8 класс).
Опасные факторы пожара (ОБЖ).
Состав воздуха (Окружающий мир).
Дым загрязняет воздух (Окружающий мир).
Формирующиеся ценности: Охрана окружающей среды.
Борьба с загрязнением воздуха.
Соблюдение правил пожарной безопасности и эвакуации при пожаре.
Соблюдение правил эксплуатации бытовых приборов с открытым огнём (печи, газовые приборы).
Планируемые результаты
Личностные:
  • понимание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
  • углубление представлений о материальном единстве мира;
  • понимание основ химической грамотности: способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией;
  • приобретение навыков безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
  • умение анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.
Метапредметные:
  • навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • планирование путей достижения целей на основе самостоятельного анализа, условий и средств их достижения, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа, реализация познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  • соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  • использование на практике основных логических приёмов, методов наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  • организация своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Химия. 8 класс» учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2022. – 207 с.

Образовательная викторина «Почему угарный газ называют «тихим убийцей»?

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Проводится по плану урока.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Задача учителя построить изучение загрязнения воздуха так, чтобы рассказать об угарном газе как вредной примеси и опасном факторе пожара, оплошностях при эксплуатации печи и бытового газового оборудования.

Угарный газ (оксид углерода (II), монооксид углерода) в обычных условиях представляет собой газ без цвета и запаха, легче воздуха. СО или окись углерода – это отравляющий газ, который образуется при неполном сгорании бытового газа из-за недостаточного доступа кислорода.

Угарный газ часто называют «молчаливым убийцей», ведь его невозможно увидеть и запаха он не имеет. Человек не может почувствовать угарный газ. Трёх вдохов достаточно, чтобы получить смертельное отравление. Попадая в кровь, угарный газ блокирует способность гемоглобина разносить по организму кислород. Человек погибает от отравления.

Концентрация в воздухе угарного газа в количестве 0,1 % приводит к летальному исходу в течение часа, при уровне 0,5 % – через 20 минут.

Признаки отравления угарным газом:

  • головная боль, головокружение;
  • шум в ушах;
  • одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • мерцание перед глазами;
  • покраснение лица;
  • тошнота;
  • общая слабость.

Изучение проводится с помощью образовательной викторины

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Проводится по плану урока.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Проводится по плану урока.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Мы познакомились с составом воздуха, которым мы дышим, и что самое важное должны понимать? Можно ли сказать, что воздух – это газ? (Ответы обучающихся: Воздух – это смесь газов, в его состав сходят кислород, азот, углекислый газ, примеси других газов.)

Учитель: Одним из часто встречающихся, но нежелательных в составе воздуха, которым мы дышим, газом является угарный газ. В какой детской сказке он упоминается? (Ответы обучающихся: В сказке «Мороз Иванович» Мороз рассказывает попавшей в его дворец девочке Рукодельнице, что он стучит зимой в окна, чтобы люди были внимательны с печью.)

Учитель: Правильно, так он и рассказывает Рукодельнице: «А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить – истопят, а трубу закрыть – не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно». Это написал русский писатель Владимир Одоевский, когда химических формул люди ещё не использовали так широко, химия как наука только формировалась.

Но люди уже заметили опасность этого газа, потому и дали ему такое название.

А какое есть выражение в русском языке, описывающее поведение человека, получившего отравление угарным газом? (Ответы обучающихся: Бежишь как угорелый.)

Учитель: Признаки отравления угарным газом:

  • головная боль, головокружение;
  • шум в ушах;
  • одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • мерцание перед глазами;
  • покраснение лица;
  • тошнота;
  • общая слабость.

Поэтому человек с высокой дозой отравления уже никуда не бежит, он может потерять сознание и погибнуть. А вот заподозрив неладное, да, люди всей семьёй выскакивали из избы бегом, не успев одеться. Отсюда и выражение.

Углекислый газ вырабатывается не только в дровяной печи при нарушении правил её эксплуатации, но и в бытовых газовых приборах. А где ещё? Подскажу: его формула СО, монооксид углерода. (Ответы обучающихся: Автомобили проверяют на содержание СО в выхлопных газах.)

Учитель: Давайте проверим, что ещё такого мы не знаем про угарный газ, раз его называют «тихий убийца». О природном газе вы знаете из курса «Окружающий мир», это наш бытовой газ, но подробно изучать его состав, формулу мы будем в курсе органической химии. Для ответа на вопросы викторины достаточно имеющихся знаний.

Учитель: Прочитайте внимательно информацию вступительного слайда. Почему «тихий»? (Ответы обучающихся: Не имеет цвета и запаха.)

Учитель: Первый же вопрос нам напоминает особенность бытового газа. Как мы определяем дома утечку? (Ответы обучающихся: Имеет неприятный запах.)

Учитель: Добавка, придающая запах, или, по-научному, одорант для бытового газа называется этилмеркаптан. Слово красивое, запоминать его не обязательно. Это жидкость с отвратительным запахом, достаточно небольшой капли, чтобы мы ощутили этот запах как очень резкий и сильный. Зато сразу сигнал тревоги для нашего носа! Кстати, на разработке по добыче газа никакого резкого запаха нет. Природный газ ничем не пахнет.

Учитель: Вопрос 3 показывает нам происхождение угарного газа. Почему нельзя добавить в него одорант? (Ответы обучающихся: Возникает в момент горения при недостатке кислорода в зоне пламени, и дрова или газ сгорают не полностью, образуя СО. В автомобильном двигателе внутреннего сгорания не полностью сгорает бензин.)

Учитель: Вопрос 4 даёт нам ответ: Да, все виды топлива, даже сжигание макулатуры, может дать нам при недостатке кислорода СО.

Учитель: Внимательно прочитайте ответ к вопросу 5. В нём рассказан медицинский, или анатомо-физиологический смысл отравления угарным газом. Он не просто попадает в наши лёгкие и не даёт дышать. Он разносится с током крови по всему нашему организму, вызывая тяжелые поражения.

Учитель: Соедините информацию вопросов 5, 6 и 7. И теперь мы можем дать ответ, почему же «тихий убийца»? (Ответы обучающихся: Человек во сне, натопив печь, может им надышаться и умереть прямо во сне.)

Учитель: Вопрос 8 показывает, как избежать отравления угарным газом.

Учитель: Что всё-таки делать, если это произошло?

Конечно, лучше, если мы до ситуации девятого вопроса не дойдём, а выполним предписания ответа на вопрос 8.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Задания к параграфу.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить