Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: При пожаре в здании, как правило, огонь не распространяется мгновенно, если это не здание из дерева или с большим количеством деревянных перекрытий. Но есть очень опасный фактор пожара, который причиняет вреда человеку не меньше, чем контакт с открытым пламенем, а распространяется активнее. Что это? (Ответы обучающихся: Дым.)
Учитель: Вспоминаем «Правила эвакуации»
Вопрос 1. Учитель: Мы всё время говорим о том, что надо вызывать профессионалов. (Ответы обучающихся: Выйти и с безопасного места вызвать пожарных. Можно, как на фото, нажать тревожную кнопку по пути.)
Вопрос 4. Учитель: Есть такая шутка, что лучшая картина в любой картинной галерее – это план эвакуации оттуда.
Вопрос 7. Учитель: К сожалению, не только ткань, но и обычный противогаз гражданской обороны не спасет от дыма, поможет только специальный изолирующий противогаз, которым оснащены пожарные. А для эвакуации населения разработаны противодымные колпаки «Феникс», но они не дают возможность работать в дыму – просто увеличивают возможность выхода из зоны задымления, что важно в больших зданиях с длинными коридорами и сложной планировкой. Мокрая ткань тоже, как указывает карточка ответа – просто вспомогательное средство. Но до изобретения изолирующих противогазов пожарные пользовались и мокрой тряпкой, и намоченной рукавицей, и даже собственными усами! Они мочили в бочке с водой голову, брали в рот мокрый длинный ус и дышали через него.
Вопрос 8. Учитель: Описанная ситуация, когда нет выхода, и за пределами вашего помещения всё горит, страшна. Но не безвыходная – в карточке ответа даны рекомендации.
Вопрос 9. Учитель: Почему во время пожара темно? Действительно, проблема темноты на пожаре существует. А причина? Вы её должны знать из курса физики и химии (Ответы обучающихся: Дым состоит из мельчайших частиц несгоревших остатков органики, и оно, как пылевое облако, перекрывает путь лучам света от окна, а электрический свет практически полностью поглощается дымом. Кроме того, электричество полагается отключать сразу при обнаружении возникновения пожара.)
Учитель: Чтобы закрепить наши познания сегодняшнего урока, предлагаю вам самый настоящий квест. Это не для слабонервных. Мы сейчас все вместе будем выбираться, как в голливудском кошмаре, из горящего здания. Готовы?
Итак, мы радостно ходим, выбираем себе подарки, уже что-то сложили в корзину и тут…
Вопрос 1. Учитель: Всё, как мы говорили только что. Гудит сигнализация, и её озвучивает Вася: «В здании пожар, просьба покинуть здание». Темно. Кто-то завизжал, Лена, давай, только не очень громко, это квест, а не способ напугать соседние кабинеты. И мы поднимаем голову и видим! Спасительный зелёный сигнал – стрелку. Куда идём? (Ответы обучающихся: Куда показывает стрелка. Она светится не от электричества, а с помощью специальной краски.)
Вопрос 5. Учитель: Нас обмануло в этой двери что? (Ответы обучающихся: Светящееся устройство над дверью, возможно, это что-то «Тихо, идёт экзамен» или «Не входить без вызова», оно красное, а не зелёное.)
Вопрос 7. Учитель: Что мы приняли за третий огнетушитель? (Ответы обучающихся: Пожарный кран, что тоже неплохо.)
Учитель: Мы вышли на свежий воздух! И уже пожарные разворачивают рукава, чтобы потушить возгорание. Всё обошлось. Тихо, чтоб не пугать школу, но крикнем: Ура!