Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Сначала мы ознакомимся с материалом параграфа 13 учебника, а затем подумаем, что относится к мерам защиты населения от пожаров. (Ответы обучающихся: Всё то, что может уменьшить распространение огня, то есть негорючие строительные материалы; то, что облегчит пожарным доступ к месту пожара, то есть незахламленные проезды для машины, свободные проходы по коридорам и лестницам; возможность узнать о пожаре, то есть пожарная сигнализация, извещатели.)
Учитель: А ещё и возможность ликвидировать возгорание в самом начале, не дать ему перерасти в пожар. Для этого нам надо что? Эти понятия вы знаете с начальной школы и видели в реальной жизни. (Ответы обучающихся: Средства пожаротушения первичные и подручные.)
Учитель: Чем они различаются? Что между ними общего? (Ответы обучающихся: И те, и другие рассчитаны не на пожарных, а на обычных людей, у которых на глазах произошло возгорание. Первичные – те, которые размещены на пожарном щите, покрашены в красный цвет и именно для этого и используются. Их запрещено брать для других задач. Такие щиты оборудованы в основном на автозаправках, в гаражах, в посёлках и садовых товариществах. А подручные – это всё то, что может помочь ликвидировать возгорание, например, мокрая тряпка, песок, земля.)
Вопрос 1. Учитель: Почему песок не относят к первичным средствам пожаротушения? Ведь его хранят в специальном ящике на тех же автозаправках? (Ответы обучающихся: Потому что можно использовать и просто придорожный песок, если загорелся мотоцикл.)
Вопрос 5. Учитель: Нельзя тушить только маслом и алкогольными напитками из тех жидкостей, которые могут попасть под руку на кухне. Они – горючие жидкости. Всё остальное не горит и может быть использовано, как и жидкость для мытья посуды.
Вопрос 7. Учитель: А чем можно, но нерационально? (Ответы обучающихся: Чашкой. Есть анекдот, как мальчик приходил к маме на кухню и просил чашку воды, мама давала несколько раз, а потом забеспокоилась, что нельзя же столько пить. А мальчик ответил: «Но игрушки продолжают гореть!»)
Учитель: Это не совсем правдивая история, так как даже если мама не видит пламя в соседней комнате, как она бы поняла, что в доме пожар? (Ответы обучающихся: Дым, запах гари.)
Вопрос 9. Учитель: Кошма изначально – это плотная войлочная ткань, её вырабатывали по технологиям кочевых народов, которым она заменяла матрас, одеяло. Есть ещё и асбестовое полотно, его вырабатывают из минерального вещества асбест, оно белого цвета. Такая ткань не горит, и в древности правители любили удивлять, бросая после пира демонстративно в огонь дорогую белоснежную скатерть с остатками пищи. Скатерть доставали невредимой и даже очищенной. Несведущие люди были восхищены придворными чудесами, а на самом деле такая чудо-скатерть была изготовлена из асбеста.
Учитель: С подручными разобрались. Давайте уточним про первичные. Это то, что мы можем купить и разместить на видном месте.
Вопрос 1. Учитель: Всё, теперь мы окончательно разобрались в том, что все подручные средства тоже являются первичными. То есть первичные есть табельные, установленного образца, и есть вспомогательные, которые мы можем применять, основываясь на своих знаниях.
Учитель: Огнетушитель является нашим надёжным помощником. Сейчас каждый себе домой, на дачу может приобрести его, даже сетевые хозяйственные магазины включили его в свой ассортимент. Есть вещи, которые очень важно знать, чтобы применить его правильно. Простой пример. В середине ХХ века использовались ОХП – огнетушитель химический пенный. Чтобы привести его в действие, надо было взять, перевернуть, это очень важно, и ударить об пол. Тогда разбивалась внутри тонкая, как медицинская ампула, капсула с химическим веществом, начиналась химическая реакция с выделением пены. И происходило тушение пеной. Эти огнетушители к концу ХХ века перестали выпускать и использовать, т. к. они были сложны в употреблении, не всем под силу проделать такое упражнение. Кроме того они имели серьёзную проблему: сопло надо было прочищать регулярно специальной иголочкой. Если оно забито пылью, то он мог взорваться в руках от избытка давления. Так вот, люди старшего поколения часто пытались современные огнетушители перевернуть и ударить об пол. Тем самым и изделие портили, и время на тушение возгорания теряли.
Сегодня пойдёт речь о современных огнетушителях. Итак: