8 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Предупреждение пожаров

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 8 класс
Тема занятия Предупреждение пожаров и меры по защите населения.
Цель Закрепить знания об условиях возникновения пожара.
Продолжить формирование навыков действий при пожаре.
Формирование представления о социальной значимости предупреждения пожаров и участии каждого человека в профилактике пожаров.
Опорные знания Причины пожаров и возгораний.
Меры по тушению возгораний подручными и первичными средствами.
Уверенность в профессионализме российских спасательных служб.
Формирующиеся ценности: Социальная ответственность за свои поступки.
Планируемые результаты
Личностные:
  • влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров;
  • соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
Метапредметные:
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • владение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • освоение приёмов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересовж
  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с.

Образовательные викторины:

«Какие ошибки совершают люди при пожаре?»
«Подручные средства тушения возгораний»
«Первичные средства тушения возгораний»
«Огнетушитель: инструкция к применению»
«10 фактов о пожарных, которыми ты точно удивишь друзей»
«Боевая одежда пожарных»
«Что ты знаешь о профессии пожарный»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Вопрос о профилактике пожаров ставился на уроках Окружающего мира и ОБЖ, тематических классных часах постоянно, и к 8-му классу обучающиеся хорошо понимают значение предупреждения пожаров.

Урок следует начать с викторины «Какие ошибки совершают люди при пожаре?»

которая поможет закрепить знания, полученные на предыдущем уроке по действиям при пожаре в здании. Темп следует выбрать высокий, это поможет сэкономить время. Ответы и вопросы в данной тест-викторине сформулированы кратко.

Затем актуализируем знания, необходимые на данном уроке.

Но вопрос защиты населения до 8-го класса рассматривался только на уровне «есть профессия пожарного, они храбрые, сильные и умелые». В этом занятии предлагается актуализировать знания обучающихся о деятельности Государственной противопожарной службы, надзорных органов, существовании законодательных актов о пожарной безопасности.

На вводном этапе целесообразно использовать викторины по теме «Профессия пожарного»:

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель может выбрать одну из них.

В центре внимания на данном уроке – навыки борьбы с возгораниями первичными и подручными средствами, а также требования по их наличию. Данная тема частично перекликается с содержанием параграфа 14 «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности».

В том числе к обязанностям граждан относится выполнение правил пожарной безопасности. Правом граждан является участие в добровольных пожарных формированиях, о которых речь пойдёт на следующем уроке.

На данном уроке следует сосредоточиться на практических мерах по предупреждению пожаров и защите населения – то есть обеспечении зданий, сооружений, жилища средствами пожаротушения, средствами обнаружения пожара (датчики, сигнализация).

Портал ВДПО.рф предлагает образовательные викторины:

Не обязательно пройти их все, учитель может выбрать любую из них по своему усмотрению. Тем не менее, мы бы рекомендовали сосредоточиться на первых трёх, а особенности огнетушителя можно предложить рассмотреть дома с семьёй.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Рефлексия проводится с опорой на задания учебника после параграфа 13.

Было бы неплохо предложить для самостоятельного рассмотрения образовательную викторину «10 фактов о пожарных, которыми ты точно удивишь друзей»

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы обсуждали пожар в здании и правила действий людей при нём. Проверка изученного материала пройдёт в формате образовательной викторины «Какие ошибки совершают люди при пожаре?»

Отвечаем быстро и чётко, выступает тот, на кого я показываю (технически можно использовать мягкий мячик, который учитель перебрасывает обучающемуся вместе с вопросом, и получает назад с ответом).

Учитель: Мы с вами действовали сейчас очень быстро, как настоящие пожарные. Замечательно, что ещё и правильно ответили на все вопросы! Но у меня есть ещё вопрос: «В какой профессии скорость в сочетании с безупречной правильностью действий является залогом успеха? (Ответы обучающихся: Пожарные, есть даже поговорка «Спешить, как на пожар».)

Учитель: Что ещё мы знаем о пожарных? Давайте представим, будто мы готовим материал для инфографики. (Ответы обучающихся: Носит каску, отважный, ездит на большой красной машине, вызывают по телефону «112»...)

Учитель: С помощью образовательных викторин вспомним то, что не назвали сейчас. У нас прозвучали слова о том, что одежда пожарного имеет особый вид, предназначение и даже название. Сами пожарные называют её «боёвка», а правильно и полностью – «боевая одежда пожарного». Почему боевая? (Ответы обучающихся: Пожарный ведёт бой с огнём, и это тоже опасное противостояние, бой.)

Вопрос 2. Учитель: А почему багор не входит в экипировку, если топор входит? (Ответы обучающихся: Топор носят на себе на поясе, а багор это инструмент.)

Вопрос 4. Учитель: Пожарный изолирующий противогаз не только снабжает пожарного не хватающим в воздухе кислородом, но и оберегает его от отравления продуктами горения.

Учитель: Вопросы 5, 6. рассчитаны на знание или предположение цифр. Учитель: Мы с вами знать эти цифры не можем, но давайте предположим, исходя из здравого смысла. (Ответы обучающихся: Вес снаряжения точно не может быть меньше 20 кг.)

Вопрос 7. Учитель: Будьте внимательны, подсказка содержится в фотографии. (Ответы обучающихся: Возможно, пожарный термоотражающий костюм можно назвать скафандром.)

Вопрос 9. Учитель: Действительно, пожелание «Сухих рукавов» является традиционным среди сотрудников пожарной охраны. Но и крепкое здоровье им тоже очень важно.

Давайте посмотрим вторую викторину, вдруг мы не знаете о пожарных ещё что-то?

Вопрос 1. Учитель: Почему ответ «МЧС России» неправильный? (Ответы обучающихся: Пожарная охрана является одним из направлений работы МЧС России.)

Вопрос 4. Учитель: Обратите внимание на формулировку вопроса: «Основная!». А как вы думаете, установление причины пожара входит в задачу пожарных? (Ответы обучающихся: Да, есть пожарные лаборатории, которые могут определить, загорелась проводка или это был поджог.)

Вопрос 5. Учитель: Вот и помощь к предыдущему ответу: да, пожарная инспекция и пожарные дознаватели работают до и после пожара. А пожарный-спасатель – во время пожара.

Вопрос 7. Учитель: Вопрос дублируется с предыдущей викториной, следует обратить на это внимание обучающихся.

Вопрос 8. Учитель:

Учитель: Есть неплохая речёвка, чтобы это запомнить:
Не пожарник, а пожарный,
Слава нам за труд ударный!

А где ещё мы слышим слово «пожарник» в необидном значении? (Ответы обучающихся: Это жук.)

Учитель: Мы повторили всё, что знали раньше, ещё из курса начальной школы, а также то, что закрепляли на прошлом уроке. Сегодня мы говорим о предупреждении пожаров. Назовите поговорку, которая отражает суть сегодняшнего занятия. (Ответы обучающихся: Пожар легче предупредить, чем потушить.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Сначала мы ознакомимся с материалом параграфа 13 учебника, а затем подумаем, что относится к мерам защиты населения от пожаров. (Ответы обучающихся: Всё то, что может уменьшить распространение огня, то есть негорючие строительные материалы; то, что облегчит пожарным доступ к месту пожара, то есть незахламленные проезды для машины, свободные проходы по коридорам и лестницам; возможность узнать о пожаре, то есть пожарная сигнализация, извещатели.)

Учитель: А ещё и возможность ликвидировать возгорание в самом начале, не дать ему перерасти в пожар. Для этого нам надо что? Эти понятия вы знаете с начальной школы и видели в реальной жизни. (Ответы обучающихся: Средства пожаротушения первичные и подручные.)

Учитель: Чем они различаются? Что между ними общего? (Ответы обучающихся: И те, и другие рассчитаны не на пожарных, а на обычных людей, у которых на глазах произошло возгорание. Первичные – те, которые размещены на пожарном щите, покрашены в красный цвет и именно для этого и используются. Их запрещено брать для других задач. Такие щиты оборудованы в основном на автозаправках, в гаражах, в посёлках и садовых товариществах. А подручные – это всё то, что может помочь ликвидировать возгорание, например, мокрая тряпка, песок, земля.)

Вопрос 1. Учитель: Почему песок не относят к первичным средствам пожаротушения? Ведь его хранят в специальном ящике на тех же автозаправках? (Ответы обучающихся: Потому что можно использовать и просто придорожный песок, если загорелся мотоцикл.)

Вопрос 5. Учитель: Нельзя тушить только маслом и алкогольными напитками из тех жидкостей, которые могут попасть под руку на кухне. Они – горючие жидкости. Всё остальное не горит и может быть использовано, как и жидкость для мытья посуды.

Вопрос 7. Учитель: А чем можно, но нерационально? (Ответы обучающихся: Чашкой. Есть анекдот, как мальчик приходил к маме на кухню и просил чашку воды, мама давала несколько раз, а потом забеспокоилась, что нельзя же столько пить. А мальчик ответил: «Но игрушки продолжают гореть!»)

Учитель: Это не совсем правдивая история, так как даже если мама не видит пламя в соседней комнате, как она бы поняла, что в доме пожар? (Ответы обучающихся: Дым, запах гари.)

Вопрос 9. Учитель: Кошма изначально – это плотная войлочная ткань, её вырабатывали по технологиям кочевых народов, которым она заменяла матрас, одеяло. Есть ещё и асбестовое полотно, его вырабатывают из минерального вещества асбест, оно белого цвета. Такая ткань не горит, и в древности правители любили удивлять, бросая после пира демонстративно в огонь дорогую белоснежную скатерть с остатками пищи. Скатерть доставали невредимой и даже очищенной. Несведущие люди были восхищены придворными чудесами, а на самом деле такая чудо-скатерть была изготовлена из асбеста.

Учитель: С подручными разобрались. Давайте уточним про первичные. Это то, что мы можем купить и разместить на видном месте.

Вопрос 1. Учитель: Всё, теперь мы окончательно разобрались в том, что все подручные средства тоже являются первичными. То есть первичные есть табельные, установленного образца, и есть вспомогательные, которые мы можем применять, основываясь на своих знаниях.

Учитель: Огнетушитель является нашим надёжным помощником. Сейчас каждый себе домой, на дачу может приобрести его, даже сетевые хозяйственные магазины включили его в свой ассортимент. Есть вещи, которые очень важно знать, чтобы применить его правильно. Простой пример. В середине ХХ века использовались ОХП – огнетушитель химический пенный. Чтобы привести его в действие, надо было взять, перевернуть, это очень важно, и ударить об пол. Тогда разбивалась внутри тонкая, как медицинская ампула, капсула с химическим веществом, начиналась химическая реакция с выделением пены. И происходило тушение пеной. Эти огнетушители к концу ХХ века перестали выпускать и использовать, т. к. они были сложны в употреблении, не всем под силу проделать такое упражнение. Кроме того они имели серьёзную проблему: сопло надо было прочищать регулярно специальной иголочкой. Если оно забито пылью, то он мог взорваться в руках от избытка давления. Так вот, люди старшего поколения часто пытались современные огнетушители перевернуть и ударить об пол. Тем самым и изделие портили, и время на тушение возгорания теряли.

Сегодня пойдёт речь о современных огнетушителях. Итак:

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Итоги урока мы подведём с помощью вопросов и заданий, которые нам приготовили авторы учебника.

А самостоятельно дома с семьёй рекомендую познакомиться с викториной

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить