Итоги занятия. Рефлексия
Учитель: Мы познакомились с некоторыми вопросами физики космоса. И говорили о космических аппаратах, использующих реактивную тягу. Солнце и звёзды что это по своей сути? (Ответы обучающихся: Раскаленные сгустки вещества.)
Учитель: Сейчас мы с вами увидим, насколько важно, изучая физику космоса, не забывать о физической сущности довольно обыденных процессов, в том числе физику горения. Кто помнит треугольник огня? (Ответы обучающихся: Для поддержания горения необходим кислород, только в этой среде возникнет огонь при наличии пожарной нагрузки, то есть того, что будет гореть. Ещё необходим источник огня.)
Учитель: А в космосе, как мы знаем, безвоздушное пространство. Или нет? (Ответы обучающихся: Космический корабль, космическая орбитальная станция – это, по сути, жилище и вид транспорта. Те помещения внутри станции, где находятся люди, наполнены обычным воздухом для дыхания космонавтов. Значит, там будет поддерживаться открытый огонь.)
Учитель: Что в таком случае может послужить источником огня? Что может гореть? Вряд ли космонавты будут запускать петарды и веселить себя бенгальскими огнями? (Ответы обучающихся: Короткое замыкание, там очень много электрооборудования.)
Учитель: Перед нами образовательная викторина «Пламя в Космосе», и в ней мы найдём ответы на наши вопросы.
Вводный кадр напоминает интересный факт. Была в своё время очень популярна песня «Танцевальный час на солнце», её написали Давид Тухманов и Сергей Кирсанов, в то время авторы многих эстрадных песен.
Пляшут никель, железо, кальций
С ускорением в тысячу раз.
Это танец протуберанцев
Все планеты глядят на вас!
Вопрос 1. Учитель: И сразу физика! Вспоминаем, какие силы воздействуют на пламя в условиях невесомости.
Вопрос 2. Учитель: Наверное, ответ понятен из контекста викторины, но факт, согласитесь, малоизвестный. И обратите внимание – не неисправность электропроводки в данном случае стала причиной пожара.
Вопрос 3. Учитель: Обратите внимание, что порошковые огнетушители не используются на космических станциях. Почему? (Ответы обучающихся: В условиях невесомости порошок не выполнит свою задачу покрыть очаг возгорания, а будет разлетаться по всей станции и сделает воздух опасным и непригодным для дыхания.)
Учитель: Но жидкость же тоже летает шариками. Поэтому и питье в космосе из чашки невозможно (Ответы обучающихся: Очевидно, пенообразователь и даёт возможность воде не летать шариками, а создавать компактную шапку из пены.)
Учитель: А чем опасен выбор американской стороной углекислоты? Это в офисах Земли считается самым безопасным способом.(Ответы обучающихся: это повлечёт насыщение воздуха углекислотой и снижение процента кислорода, что затруднит дыхание. А в масштабах нашей планеты это не создаёт концентрацию, так как офис проветривается, даже метро или подземный бункер имеют вентиляцию.)
Вопрос 4. Учитель: Вот и разгадка, почему мы говорим, что Солнце – это раскалённое вещество, но при этом говорим, что в космосе безвоздушное пространство, и горение поддерживаться не будет.
Вопрос 5. Учитель: Безусловно, все эти значения температуры критичны для даже секунды жизни человека. Но всё же давайте подумаем. Железо при температуре в 1 5000 С остается твёрдым. Его температура плавления 1 538 градусов. Температура горения обычных дров колеблется в пределах 1 000 градусов, поэтому на сталеплавильных комбинатах и используют уголь, а не дрова.
Вопрос 6. Учитель: И снова её величество физика. На этот раз физика трения. Мы часто слышим выражение: «Детали разрушившегося спутника сгорели в верхних слоях атмосферы». Как видите, это происходит за счёт трения. Где ещё в связи с огнём это используется? (Ответы обучающихся: В древности добывали огонь трением. Трущиеся части механизмов тоже могут вызвать искрение и возгорание.)
Вопрос 7. Учитель: Наше Солнце – по космическим меркам это старая, уже умирающая звезда. На наш обозримый век с внуками и правнуками её хватит. Старые звёзды светят оранжевым светом, молодые – синим, и учёные считают, что его температура значительно выше.
Скорее всего, вы замечали, что цвет пламени может быть разным. Он зависит от сгорающего топлива и температуры. Различные химические элементы дают разный цвет пламени. Скажем, если добавить натрий, то огонь приобретает желтоватый оттенок. Красное, оранжевое, жёлтое и синее пламя – цвет пламени зависит от примесей и температуры горения. Синее пламя – самое горячее. Его температура колеблется от 1 400 до 1 600 градусов по Цельсию. При включении газовых электроприборов все пользователи видят синее пламя. Так вот, если комфорка не плите горит не синим пламенем, а оранжевым или с вкраплением оранжевого пламени, то греть еду вы будете чуть дольше. А оранжевые вкрапления в горении природного газа говорит о его низком качестве.
Всегда ли синее пламя горячее? (Ответы обучающихся: Газовая плита – да, пламя горящего газа горячее. А огни светлячков, огни святого Эльма холодные.)
Учитель: Русский язык очень богат крылатыми фразами. И иногда любопытно сопоставить знания из разных областей науки. Существует выражение «Гори всё синим пламенем», и оно произносится для выражения каких эмоций? (Ответы обучающихся: в отчаянии, в трудном положении, когда не знаешь, как справиться с трудностями).
Учитель: А с точки зрения астронома это выражение можно расценить как приятное пожелание долгой яркой жизни. Поэтому наш язык своей многозначностью так удивляет тех, кто изучает его как иностранный. И ещё один урок от сияющих синим огнём звёзд – не всегда надо обижаться на шутки, иногда надо просто взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
Вопрос 8. Учитель: Это действительно малоизвестный для жителей России факт. Но на территории России были случаи падения метеоритов, тоже принесших ужасающие последствия (Ответы обучающихся: Тунгусский метеорит – 1908 год, Челябинский (Чебаркульский) метеорит – 2013 год.)
Вопрос 9. Учитель: И вопрос непосредственно по изученному материалу.
Мы с вами прошли викторину, узнали новые факты для интеллектуальной беседы и подкрепили свои знания. А пожар на орбитальной станции учит нас чему? (Ответы обучающихся: Правила пожарной безопасности действуют и в космосе.)
Домашнее задание в соответствии с учебным планом и методическими рекомендациями по предмету.