Воспитатель: Ребята, разгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём!
(Лес)
Воспитатель: Правильно, это лес! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. Лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.
Воспитатель: Мы в лесу гости, и чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения. Какие правила нужно соблюдать в лесу, чтобы ему не навредить? (Ответы детей.)
Воспитатель: Люди любят ходить в лес гулять, собирать ягоды, грибы, шишки. Но не все понимают важность природы и лесов. Весной и летом люди выезжают на природу, разжигают костры, которые приводят к пожарам. Страшное зрелище – лесной пожар. Большие беды происходят в лесу во время пожара: гибнут животные и растения, мертвеет почва, воздух наполняется едким, отравляющим дымом! Всё живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Не все знают, что прежде, чем разжечь костёр, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землёй (дерн). А уходя из леса ли покидая место пикника, костёр следует хорошо затушить: залить водой или засыпать землёй. Кострище можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов.
Бывает, что дети приходят в лес одни и играют там с огнём. Ребята, расскажите, чем это может закончиться?
Воспитатель: Ребята, мудрый филин подготовил для вас лесные загадки.
Давайте попробуем их отгадать?!
- Нашумела, нагремела,
Всё помыла и ушла,
И сады, и огороды
Всей округи полила.
(Гроза) - Вот тучи брызнули дождем,
Светло вдруг стало, точно днём.
Что ослепительно сверкает,
Гром оглушительный рождает?
(В лесу деревья поджигает?)
(Молния) - Без рук, без ног, а на гору ползет.
(Огонь) - С мамой, с другом помогу пообщаться вам друзья,
Ну, а если приключится вдруг беда или пожар.
Тройку кнопок жми тогда,
И помогут вам всегда.
(Телефон)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми загадками от Мудрого Филина. А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка «Кошкин дом»
Мы дружные ребята
(Дети шагают по кругу, высоко поднимая ноги.)
И в сказку мы идём
Посмотрим, кто же в сказке
(Наклоны вперёд и назад.)
Потушит кошкин дом?
И если надо, тоже
(Ходят в полуприсяде, руки на коленях.)
Мы будем помогать,
И каждому мы скажем:
(Повороты влево и вправо с грозящим жестом.)
«С огнём нельзя играть».
Воспитатель: Ребята, мудрый Филин подготовил для вас ещё загадки по правилам пожарной безопасности на природе. Давайте попробуем и их отгадать.
- Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым) - Когда ударишься ты лбом, они летят из глаз,
А ветер дунет на костёр – они летят на вас.
(Искры) - Топор работал – будь здоров
И наколол он много …
(Дров) - Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом всех согревать.
(Костёр) - Ростом невеличка
Маленькая спичка.
Только трогать спички
Не имей …
(Привычки) - Что исходит от огня,
Грея вас, тебя, меня?
(Тепло) - Мы деревья не ломали –
Веток мы в лесу набрали.
Кто из вас сказать берётся,
Как то топливо зовется?
(Хворост) - Я – коварный поджигатель!
Вы огня хотите – нате!
Я – всесильный окислитель,
Если только дров дадите.
(Кислород)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Все загадки разгаданы!
Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который люди не убрали после себя? (Ответы детей.)
Воспитатель: Даже крошечное стёклышко может выжечь весь лес. Если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стёклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор можно сжечь в костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса.
Воспитатель: Ребята, почему нельзя жечь сухую траву? (Ответы детей.)
Воспитатель: Поджог сухой травы и опавшей листвы очень опасен. Возможно распространение огня на близлежащий лесной массив, а если траву поджигать в жилой застройке, в дачных массивах, то может возникнуть серьёзный пожар, пострадать строения, насаждения. Пожары причиняют непоправимый вред животному миру, страдают гнёзда птиц, норы мелких животных, животные вынуждены при лесном пожаре убегать и искать новые места для обитания.
Воспитатель: Как мы можем помочь лесу и предупредить пожары? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы должны соблюдать правила поведения в лесу: не разводить костры, не бросать зажжённые спички, не оставлять осколки стекла, которые в солнечную погоду действуют как увеличительные стёкла и могут стать причиной пожара.
Воспитатель: Ребята, Огнетушитель и Капля сочинили много интересных стихотворений, но некоторые слова из этих стихотворений потерялись. Давайте поможем их найти.
- (Лес) весёлый и зеленый
В гости ждёт ребят.
Сосны, ёлочки и (клёны)
На тебя глядят.
Белкам, (ёжикам) и птицам
Лес – родимый дом.
Хочешь с лесом (подружиться) –
Не играй с (огнём)! - Не бросайте (бутылки) и мусор в лесу
И (костров) бесконтрольно не жгите!
(Пожалейте) медведя, зайчишку, лису…
От (огня) этот лес берегите! - Этот дядя не жалеет, что в лесу (окурок) тлеет…
На такого (дядю) глядя, мы ребята, скажем речь:
«Как же вам не (стыдно), дядя?
(Лес) нам надо уберечь».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень быстро, а главное правильно, подобрали потерявшиеся слова. Давайте соблюдать правила поведения, так мы сохраним наш лес от пожара. Пусть он радует всех своей красотой!