Занятие проводится перед наступлением пожароопасного периода, как правило, весной, перед началом летних каникул.
Проблема лесных пожаров в настоящее время актуальна на всех континентах и во всех регионах, где есть лес. Тушить лесной пожар быстро и эффективно – практически нерешаемая задача, так как прибытие профессионалов всегда затруднено отсутствием дорог, и в основном тушение производят с воздуха и десантированием пожарных групп, что само по себе опасная и дорогостоящая деятельность. Основная причина пожара в лесу – это неосторожность человека, поэтому следует сформировать у детей четкие запреты и знание правил безопасного поведения в лесу.
Художественное чтение стихотворения В. Шефнера «Лесной пожар» – важный смысловой мотивационный узел урока. Считаем своим долгом предупредить, что рекомендуем опустить два финальных четверостишия – они достаточно страшны по содержанию (охотник погибает в пожаре, а лирического героя это видение преследует), а основная часть – вполне экологически верна и эмоционально выдержана.
После чтения стихотворения учителем или заранее подготовленными обучающимися и вступительных слов, предлагается вспомнить, что мы знаем о лесных пожарах. И для этого учитель прорабатывает с детьми тренажёр
Ответы на загадки надо вводить или с клавиатуры, или на интерактивной доске побуквенно, в отведенные клетки. Хорошо, если обсуждение будет коллективным, а для ввода букв для каждой загадки выбирается «дежурный пожарный». На занятии по лесным пожарам можно обыграть и иначе – кто следит за безопасностью в лесу, совершает обходы, и в случае опасности вызывает пожарных? Лесничий. Давайте у нас сегодня мы все будем лесничими.
Загадки данного тренажёра соответствуют вводной информации занятия – мы вспоминаем естественную причину лесных пожаров – молния, гроза, а также причину пожара – разведение огня в лесу.