Классный час «Безопасная ёлка» перед новогодними каникулами и началом празднований Нового года (1-4 класс)

Тип занятия Классный час перед новогодними каникулами и началом празднований Нового года «Безопасная ёлка»
Класс 1-4 класс
Тема занятия «Безопасная ёлка»
«Елочка, не гори!»
«Новогодние огни должны быть безопасны».
«Чем и как сверкает ёлка?»
Цель Продолжить формировать знания по пожарной безопасности в Новый год.
Формировать представления об опасности пожара по специфическим причинам данного праздника (ёлка и её украшение, перегрузка электросетей, использование пиротехники).
Закрепить правила безопасного поведения в каникулы, связанные с празднованием Нового года.
Сообщить знания культурологического характера о происхождении новогодних традиций, воспитывать уважение к традициям и культуре нашей страны, о культуре празднования семейно-бытовых и общественных праздников.
Воспитать аккуратность, внимательность в повседневной жизни.
Формирующиеся ценности: Культура празднования традиционных праздников. Семейный досуг.
Личная и коллективная ответственность за безопасность в жилище.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих знаний в области пожарной безопасности и безопасности в повседневной жизни;
  • понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к разумным запретам и ограничениям («безудержное веселье» заканчивается горем).
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Небольшая искусственная ёлка, на которой можно показывать правильную установку, украшать.
Комплект материалов:
«Загадки. Новый год»
«Стихи. Новый год. Ёлка»
«Стихи. Новый год. Пиротехника»
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым? Новый год»

Дополнительно, не ранее 4 класса

Викторина «А вы пройдёте собеседование на вакансию Деда Мороза?»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Занятие проводится перед каникулами, когда обучающиеся будут предоставлены сами себе, жить в ритме жизни семьи. Поэтому в ходе занятия дети должны получить достаточно обоснованные и искренние убеждения в области безопасности новогодних праздников, уметь аргументировать родным и близким необходимость соблюдения правил пожарной безопасности, связанных с ёлочными традициями, отдыхом за городом в зимнее время.

Тренажёр «Загадки. Новый год»

Поможет включиться в тему занятия. В данном тренажёре 9 загадок. Каждая загадка выводится на экран и озвучивается диктором. До тех пор, пока звучит закадровый текст, вводить буквы с клавиатуры или с виртуальной клавиатуры интерактивной доски не получится. Клетки для букв становятся активными, когда играющие прослушали текст загадки. После введения слова-отгадки надо нажать кнопку «Проверить». Программа высвечивает ответ: «Верно, ты молодец! Продолжить». Данную паузу можно использовать для коротких комментариев и обсуждения результата.

Параллельно с выполнением тренажёра есть смысл каждое отгаданное слово выписывать на доске или вывешивать заранее заготовленные таблички, чтобы дети не забыли их.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть занятия посвящена проработке и комментированию творческих заданий тренажёров «Загадки» и «Стихи». Так как навык осознанного чтения у обучающихся 1-2 класса чаще всего недостаточно сформирован, есть смысл сосредоточиться на качественном выполнении, а не количественном охвате.

«Стихи. Новый год. Пиротехника»

Предложите детям не торопиться, спокойно прочитать стихотворение про себя, подумать о подсказках: в стихотворении есть рифма и ритм, они помогут выбрать слово правильно.

Данный тренажёр лучше всего применять с интерактивной доской, но можно и с «мышкой». Учителю лучше делегировать возможность двигать слова обучающимся – это ещё и тренировка моторики.

Следует сделать акцент на недопустимость использования открытого огня.

Обратите внимание: традиционно принято предостерегать от бумажных, ватных, марлевых карнавальных костюмов. Это справедливо, так как при возникновении возгорания любого происхождения эти материалы вспыхивают. Но, к сожалению, современная одежда, в том числе детская праздничная, изготавливается из синтетических тканей – пышные капроновые юбки и оборки также пожароопасны, как и марля.

«Стихи. Новый год. Пиротехника» полностью направлены на демонстрацию опасности использования пиротехники. Целесообразно вспомнить повесть Николая Носова «Бенгальские огни», где всё закончилось испорченным праздником, но всё же не трагедией: главные герои поссорились с друзьями, не состоялся праздничный вечер и даже пирог противно пах дымом. Но главное – все остались живы.

В качестве закрепления полученных знаний можно предложить «Сдать экзамен Деду Морозу», а более старшим детям (4 класс) – непосредственно на Деда Мороза.

Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым. Новый год»

Круг вопросов викторины «Кто хочет стать пожарным смелым. Новый год» соответствует всему тому, что изучили и повторили на занятии. Петарды, свечи, гирлянды и правила их использования, установка ёлки. Из 15 вопросов новое знание предложено в вопросе об оказании помощи при ожоге и в вопросе о действиях при возгорании.

Правильный ответ на вопрос: «Пытаясь потушить искусственную ёлку, ты обжег руку. Твои действия?» из предложенных викториной: «Охлажу водой». Но следует обратить внимание детей, что этим мера не исчерпывается, при ожогах всегда необходимо обращаться к врачу! И если такая беда в семье произошла, то да, возможно, взрослые будут поглощены устранением последствий и не заметят ожог у кого-то из членов семьи. Надо это озвучить и добиться вызова врача – даже если ожог у взрослого.

Вопрос, связанный с действиями при возгорании гирлянды, подразумевает ответ: «Отключить её от электросети». Следует обратить внимание детей, что и по этой причине тоже требуется устанавливать ёлку не возле розетки – чтобы иметь доступ к экстренному обесточиванию. И конечно же, звать взрослых, так как пламя само уже не погаснет.

Викторина «А вы пройдёте собеседование на вакансию Деда Мороза»

Данная викторина познавательная, с ответами, но она подходит детям 4 класса и старше, для 1-2 точно будет сложной – в ней несколько вопросов о классификации горючих веществ, электробезопасности. Преимущество данной викторины – её иллюстративность, то есть все ответы не только даны в текстовых вставках, но и проиллюстрированы. Викторина даёт исчерпывающий ответ о сравнении опасности натуральной и искусственной ёлок. На вопрос о группах горючести должен ответить сам учитель, предварительно ознакомившись. Подсказка: «Наименее опасные для горения материалы относят к группе Г1». Вопрос 4 тоже связан с классификациями электроприборов.

Вопрос о месте покупки электрогирлянды для 4 класса уместен. Возможно, дети принимают участие в приобретении семьей новогодних товаров и могут высказать своё мнение.

Вопрос 5 об огнезащитной обработке тканей и украшений. Следует обратить внимание детей, что в школе данное правило чётко соблюдается, школьный зал обработан и безопасен.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Рефлексия на данном занятии должна побуждать детей пропагандировать правила пожарной безопасности в семье, уметь объяснить членам семьи свою позицию.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Вступительная часть

Приближается замечательный и долгожданный праздник. Добрый, семейный. Он не связан с героическими событиями, профессиями, именами людей. Это дань нашей многовековой культуре и истории.

Всегда, а в праздник особенно, хочется обойтись без происшествий, тем более связанных с тяжелыми последствиями в виде утраты имущества, долгого устранения копоти – то есть без пожаров и возгораний.

Актуализация знаний

Традиционно ёлку изображают сияющей, в новогодние праздники вообще принято много яркого и блестящего вокруг. Традиция украшать ёлку цветными огоньками пришла из древних легенд, она обозначала «благодатный огонь», связанный с праздником Рождества, который и отмечался с ёлочными традициями, а вовсе не факт начала нового календаря. Сейчас мы отмечаем Новый год раньше по календарю, чем Рождество. И сияние – это добрая красивая традиция. Конечно, если это организовано безопасно.

Давайте вспомним, что из этого опасно, а что нет.

Для этого пригласим мудрого Филина с его загадками из библиотеки Пожарной академии.

«Загадки. Новый год»

Учитель: Какие из этих слов, отгаданных нами, относятся непосредственно к ёлке и её украшениям?

Гирлянда – огонь – петарда – вата – печь – салют – свеча – обогреватель – фейерверк. (Ответы обучающихся: Гирлянда. Ватой иногда изображают снег, но это опасно).

Учитель: Какое по смыслу для всех этих слов общее? (Ответы обучающихся: Огонь, он возникает при использовании этих предметов, а вата легко горит и поддерживает огонь).

Учитель: А при чём тут вообще печь и обогреватель?(Ответы обучающихся: На каникулы мы часто уезжаем на дачу, в гости к бабушке, там в доме топят печь, включают обогреватель).

Учитель: Какие слова являются схожими по смыслу?(Ответы обучающихся: Петарда, фейерверк, салют).

Учитель: В каком значении мы чаще всего говорим о салюте, а в каком – о фейерверке, это же синонимы. (Ответы обучающихся: Салют – чаще говорят о торжественном государственном салюте в честь серьезных праздников; фейерверк – его могут запускать обычные люди).

Учитель: Да, фейерверки, петарды продаются, их несложно применить... А можно ли продолжить эту фразу так: «…с этим справится даже ребёнок»? (Ответы обучающихся: Нет, нельзя детям запускать пиротехнику самостоятельно).

Учитель: При использовании каких предметов, кроме ваты, возгорание вообще не должно возникнуть, если всё делать правильно? И какие свойства огня нам нужны от этих предметов? (Ответы обучающихся: Гирлянда и обогреватель – это электроприборы. Исправные электроприборы не горят. Гирлянда даёт свет, мигающие огоньки, исправная гирлянда – это безопасные огоньки в сравнении с огнями свечей. Обогреватель – даёт тепло, как и печь, но исправный обогреватель даёт «доброе» тепло).

Учитель: Итак, мы выяснили, что электроприборы безопаснее открытого огня, но только при условии их исправности.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний

Учитель: Действительно, взрослые могут быть очень заняты, и не заметить неисправность прибора или просто забыть его работающим. А как определить, что электроприбор неисправен? (Ответы обучающихся: «Рычит», трясётся, искры летят, дым, запах).

Учитель: Мы выяснили, что тепло и свет от искусственных источников менее опасны. А сама ёлка? Вы когда-нибудь трогали руками в лесу живую ёлку, настоящие свежие шишки? Чем они покрыты? (Ответы обучающихся: Смола).

Учитель: Смола – горючее вещество. У ёлки есть особенность – её веточки тоненькие, и в глубине кроны высыхают те, которые не смогли дотянуться до солнечного света. Бывалые туристы очень любят собирать эти сухие ёлочные веточки. Как думаете, зачем? (Ответы обучающихся: Для розжига костра).

Учитель: Да, и называют они их – «порох». Согласитесь, говорящее название! Поэтому живая ёлка опасна чем? (Ответы обучающихся: Может вспыхнуть легко, раз её веточками разводят костры).

Учитель: Искусственная ёлка тоже опасна. Она сделана из различных видов пластика, которые тоже способны поддерживать горение. Насколько легко вспыхнет та или иная искусственная ёлка – это на совести изготовителя, выбравшего вид пластика.

Поэтому ёлку не надо устанавливать у отопительных приборов – живую особенно, чтобы не пересохла и дольше сохранила иголки и аромат. И около розеток и других электроприборов – на случай аварии с ними, чтобы искры не попали на ёлку.

Подумайте: а кроме опасности вспыхнуть, чем ещё опасна неудачно установленная ёлка? (Ответы обучающихся: Она может упасть).

Учитель: Поэтому ёлку устанавливаем обязательно закрепляя её.

Учитель показывает искусственную ёлочку, которую устанавливали на столе.

Учитель: Ёлка установлена – её надо украсить. Мы помним – если свечи недопустимы, но ёлка должна сиять, то на помощь приходит электрическая гирлянда.

Огнетушитель и Капелька сочинили стихи про украшение ёлки. Но, как всегда, уронили их вместе с шариками. Всё разбилось, рассыпалось. Давайте им поможем собрать новогодние стихи?

Учитель: О каких видах опасных украшений и развлечений говорится в стихотворениях «Стихи. Новый год. Ёлка»? (Ответы обучающихся: Бенгальские огни, свечи).

Учитель: Почему мама не разрешила Ване оставить включенной гирлянду на всю ночь? (Ответы обучающихся: Может перегреться и вспыхнуть. Электроприборы не должны работать без контроля человека).

Закрепление

В качестве закрепления полученных знаний можно предложить «сдать экзамен Деду Морозу», а более старшим детям (4 класс) – непосредственно на Деда Мороза.

Учитель: Конечно, хотелось бы в Новый год не нагружать пожарных работой. Но важная часть работы пожарного – не только тушить, но и предупреждать пожары. Как? (Ответы обучающихся: Рассказывать об опасностях; следить, чтобы не нарушали правила).

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Итоги занятия

Учитель: Что полезного мы узнали?

Давайте подумаем: мы сказали, что нельзя запускать петарды и фейерверки дома, нельзя возле машин и балконов. А на даче? Если мы уехали в деревню, дачный поселок и празднуем там? (Ответы обучающихся: Тоже надо выбирать безопасное расстояние от деревянных домов и сараев, сложенных дров и сена).

Рефлексия

Учитель: Участвуете ли вы с семьей в украшении своей квартиры, покупке украшений? Продумайте, какие советы вы сможете дать семье.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить