Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Сегодня мне бы хотелось обратить особое внимание на безопасность в общественном транспорте. Не секрет, и мы часто в новостях видим, что пожары происходят в супермаркетах, кинотеатрах и других общественных местах. Что в первую очередь для обычного посетителя опасно? Что важно предусмотреть? (Ответы обучающихся: Возникает паника, все бегут.)
Учитель: А какие причины могут вызвать пожар в общественном месте? Обычные посетители могли бы стать причиной пожара?Вряд ли, так как открытым огнём ни в кинотеатре, ни в супермаркете никто пользоваться не будет. Но там много проводки, электроустановок, в которых может возникнуть поломка, короткое замыкание.)
Учитель: Должен ли обычный посетитель принимать участие в тушении пожара в супермаркете или кинотеатре?(Ответы обучающихся: Нет, надо срочно эвакуироваться. Если заметил признаки возгорания, надо или персоналу сказать, или позвонить по телефону «112», выбирая, что в данный момент будет быстрее.)
Учитель: Путешествуя по своему городу, мы пользуемся общественным транспортом. И часто не задумываемся, что это тоже общественное место. А это означает не только правила вежливости – уступать места, не слушать громко музыку, но и означает опасность пожара. Мы чаще всего в кино видим, как загораются при аварии легковые автомобили, но неумолимая статистика говорит о том, что достаточно часто происходят возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях и даже в метро.
Сейчас мы ознакомимся с серьёзным с материалом статьи «Общественный транспорт»
Обратите внимание на самые важные моменты, которые расположены справа – это краткие правила того, как мы должны действовать при пожаре в общественном транспорте. В памятке 6 пунктов. Прочитайте их. Сколько из них возлагают ответственность за возгорание на пассажира? (Ответы обучающихся: Один, нельзя провозить в транспорте опасные вещества. Все остальные правила – как действовать.)
Учитель: На какие две группы делит транспорт статья? (Ответы обучающихся: Наземный и метро.)
Учитель: В чём будет заключаться дополнительная сложность при пожаре в наземном транспорте? (Ответы обучающихся: Автобус использует бензин, и он может взорваться. Если это электротранспорт, то при аварии ток попадет на корпус, и при выходе может ударить током.)
Учитель: С каким объектом можно сопоставить метро, если мы говорим о действиях при возгорании? Какой алгоритм поведения ближе: в наземном транспорте или в общественном месте? (Ответы обучающихся: Скорее больше сходства с общественным местом. Метро – это большие залы, коридоры, много людей. В метро есть дежурные по станции, наряды полиции, специалисты у эскалаторов. В метро ведётся видеонаблюдение.)
Учитель: Действительно, несмотря на кажущуюся рискованность нахождения в метро, а это на заре его существования реально вызывало в людях опасения – оно достаточно безопасно. Сложность инженерной инфраструктуры метрополитенов – это и огромное количество тоннелей, глубокое расположение залов, из которых сложно подниматься вверх, а также требование минимизировать последствия внештатных ситуаций превратили современные метрополитены в высокотехничную инфраструктуру с передовыми системами управления и контроля. И действительно, наш метрополитен по праву считается самым безаварийным транспортом. Единственная опасность – пожар. Но и здесь – продуманность принятых решений. Напомню, что всё то, что может гореть, в том числе предметы интерьера, оформления – называют пожарной нагрузкой. Пожалуйста, оцените пожарную нагрузку метрополитена. (Ответы обучающихся: Да, там всё каменное или покрыто плиткой, гореть могут только кабели электропроводки.)
Учитель: Какая опасность возникает для пассажиров в метро, что будет наиболее характерно для данной локации? (Ответы обучающихся: Давка, бегущая в дыму толпа. В метро нет запасных выходов. Даже в автобусе есть аварийные люки в окнах и в крыше, а в метро только действующие выходы, к которым приходится выбираться или по лестнице, или идти по остановленному эскалатору. И если упадешь, могут затоптать.)
Учитель: Действительно, толпа представляет собой наибольшую опасность в метро, так как даже с задымлением способны справиться вентиляционные системы метро. Если вы находитесь на станции, то да, управление толпой возьмут на себя специалисты метро. А если поезд остановился в тоннеле, вы чувствуете запах дыма и горелой изоляции, какие чувства у вас возникнут? (Ответы обучающихся: Страшная паника, а если свет ещё погасят! Но в метро всегда объявляют, что поезд задерживается, просьба соблюдать спокойствие.)
Учитель: Обратите внимание на совет в статье: «Несколько минут пассажирам придётся находиться с проблемой один на один, и от разумности Ваших действий зависит ваша жизнь и жизнь окружающих вас людей».
Учитель: Посмотрите на рекомендации в тексте статьи портала ВДПО.рф. Какие действия мы с вами должны избегать, чтобы минимизировать возможность возгорания в транспорте? Какие действия должны предпринять, если оно произошло? (Ответы обучающихся...)
Учитель: Можно сказать, что действует двойная система контроля над возгоранием: на пожар в начальной стадии или на возгорание электропроводки могут среагировать как люди (пассажиры, водитель), так и автоматика, и беда будет предотвращена.
К сожалению, возгорание в транспорте может произойти по вине третьих лиц, совершающих тяжкое преступление – диверсию. Тогда пожар будет внезапным и сразу сильным, как следствие взрыва.
А сейчас давайте посмотрим, что мы запомнили. Можем возвращаться к этой статье, если при прохождении викторины возникнут затруднения.
Учитель: Обратите внимание на надпись на платформе. Мы её видим? А кто её может увидеть, с какого ракурса? Кому она предназначена? (Ответы обучающихся: Она для человека, оказавшегося на рельсах.)
Учитель: По каким причинам там можно оказаться? Всегда ли это хулиганство, безрассудство? (Ответы обучающихся: Могут столкнуть нечаянно, когда много народу. Поэтому есть ограничительная линя, и за неё заходить не рекомендуется.)