Классный час «К весенним каникулам – пожарная безопасность на улице и на природе» (5-9 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 5-7 класс
Тема занятия Весна идёт, весне дорогу!
Цель Закрепить осознанное выполнение правил пожарной безопасности, связанных со спецификой весенних работ в саду и весенних развлечений.
Опорные знания Опасность весеннего пала травы.
Опасность ошибок при разведении костров, основные правила разведения костров.
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как общественно-значимая ценность.
Проявление заботы о жизни и здоровье людей как значимой ценности.
Необходимость сохранения от пожаров материальных активов (жилища, здания и сооружения, транспорт) и экологических богатств России.
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование культуры пожарной безопасности в быту и на природе.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • создание моделей и схем, при помощи которых можно решать познавательные задачи;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Образовательные викторины:

«Палам травы – нет»
«Какой ты персонаж мультфильма «Трое из Простоквашино» во время дачного отдыха?»
«Безопасный костёр»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данный классный час целесообразно проводить в зависимости от погодно-климатической ситуации в конкретный учебный год – либо к началу весенних каникул, либо к майским «длинным» выходным. Информация, которая сообщается обучающимся, для них не является инновацией – о безопасности в природе весной, в период массовой уборки территории дачных участков, традиционного начала сезона шашлыков говорилось в начальной школе и на уроках ОБЖ.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть классного часа строится на использовании трёх образовательных викторин, рассматривающих все направления весенних проблем: пал травы, неосторожное разведение костра и бытовые ошибки.

Следует обратить внимание, что викторина «Палам травы – нет!» наиболее академично построенная, насыщена биологическими знаниями.

«Личностный тест» про героев Простоквашино – наиболее лёгкий в восприятии, поэтому им следует завершать занятие.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

В качестве рефлексии классный руководитель предлагает обучающимся подумать, как лично они в своей семье построят систему пожаробезопасного поведения при выезде за город: существует ли в семье эта проблема или ценности пожарной безопасности разделяет вся семья.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Наступают тёплые весенние дни. Многие из вас отправятся с семьёй на небольшой отдых за город. Кого-то ждёт дача на неделю, кто-то ограничится одним днём в лесопарке. В любом случае, отдыхать надо так, чтобы хорошо было и вам, и природе. Какие правила безопасного отдыха на природе вы знаете? (Ответы обучающихся: Не разводить костры, не бросать в костры опасные и незнакомые предметы.)

Учитель: Прекрасно, что вы помните курс ОБЖ. А какие самые весенние традиционные причины разведения костров? (Ответы обучающихся: Шашлыки и сжечь прошлогодние ветки, листья.)

Учитель: Сегодня на классном часе мы вспомним, как это сделать максимально безопасно, чтобы уже ничто не отвлекало вас от встречи весны.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Одной из наиболее страшных проблем в природе весной является пал травы. Вы видели огромные черные проплешины там, где могла бы зеленеть трава? Из курса биологии вы знаете, что трава дает пристанище огромному количеству животных, насекомых, даже птиц.

Сейчас мы попробуем систематизировать эти знания с помощью образовательной викторины «Палам травы – нет»

Вы можете не знать ответ на некоторые вопросы – викторина подскажет сама. Важно, чтобы вы задумались о проблеме и узнали как можно больше о ней.

Обратите внимание на цифры и факты вступительной заметки викторины. Как вы считаете, может человек влиять на эту ситуацию? (Ответы обучающихся: Весенний пал – это дело рук человека. Если люди будут знать негативные последствия, то не будут сжигать траву.)

Учитель: Раз вы уже знаете это, тогда как вы считаете, почему я всё же продолжу сейчас работу с этой викториной, а не перейду к другой? (Ответы обучающихся: Чтобы мы могли приводить интересные факты в разговоре с теми, кто собирается это делать, чтобы отговорить от поджога травы. В сельской и дачной местности это явление очень частое, так как это быстро убирает старую траву там, где её не скосили с осени.)

Вопрос 1. Учитель: В вопросе вы получили сведения о скорости лошади и пожарного автомобиля. Вас не удивила такая разница в скорости обычной легковушки и пожарной машины? (Ответы обучающихся: В пожарной машине вода, она внутри перемещается, и на большой скорости машину может занести.)

Учитель: В вопросе 2 есть и шуточные предположения, но ситуация реально страшная. Что делают эти люди? Захлестывание кромки действительно работающий метод. Можно делать это мешковиной, старой курткой. Есть опасность – искра может отлететь в глаза, поэтому глаза лучше защитить хотя бы солнцезащитными обычными очками. А в чём его смысл? (Ответы обучающихся: Веник прижимает горящую траву к земле и лишает доступа воздуха ненадолго, она гаснет.)

Вопрос 3. Учитель: Тему удобрений вы изучали. Да, золой огороды удобряют. Почему? (Ответы обучающихся: На Окружающем мире ставили такой опыт, зола – это нерастворимые минеральные соли.)

Учитель: Значит, при сжигании травы луг удобряется? Действительно, зола возникает, а также не перегоревшие остатки органики, то есть древесный уголь, полученный при сгорании кустарников, толстых стеблей прошлогоднего репейника и других крупных растений. Но для усвоения удобрений растениям нужны здоровые корни, а они погибли. Кроме того, вещества не усваиваются растением напрямую, они перерабатываются микрофлорой почвы, а она также погибла под действием высокой температуры.

Вопрос 4. Учитель: Ответ на этот вопрос мы найдём в имеющихся знаниях о природных сообществах. Чаще всего луговина переходит в опушку, то есть край леса, и постепенно нарастают ярусы – кустарник, деревья. То есть переход огня пройдёт быстро, особенно в ветреную погоду.

Вопрос 5. Учитель: Земляной шмель – полезнейшее животное именно луговины. Он единственный, кто может опылить красный клевер, так как головки клевера под тяжестью шмеля опрокидываются, а у пчелы или бабочки стойко держат вес.

Вопрос 6. Учитель: Есть заблуждение, что зайчихи оставляют по одному зайчонку под разными деревьями, бегают по лесу и кормят зайчат по порядку, как встретили: своего или соседского. Нет. Это не так. Зайчиха делает временное гнездо, и зайчата, как котята, первое время сидят в нём. Убежать они никуда не смогут. На фото – хорошие, здоровенькие зайчата. Показывать вам жуткие фото погибших я не стану. Но, надеюсь, выводы вы сделали.

Вопрос 7. Учитель: Вот видите, сколько птиц живет не на деревьях! А птицы – это борьба с вредителями растений. В отсутствии птиц они устремляются на наши сады и поля.

Вопросы 8 и 9. Учитель: Проблема настолько серьёзна, что наше государство взяло в свои руки «перевоспитание» врагов зайчат и шмелей.

Мы с вами сейчас не просто освежили в памяти постулат «Траву сухую поджигать нельзя». Мы узнали множество сведений, которые помогут вам аргументировано вести разъяснительную работу.

Вторая викторина «Безопасный костёр»

Сейчас я не буду подсказывать и комментировать, так как все эти правила вы точно проходили на ОБЖ и на окружающем мире.

Образовательная викторина «Какой ты персонаж мультфильма «Трое из Простоквашино» во время дачного отдыха?»

Вопрос 1. Учитель: Первый же вопрос ставит нас в тупик. После зимы дом сырой, дрова тоже, это надо учитывать. В доме сыро и холодно. Вы знаете, что или кто кроме просто мусора из опавших листьев может казаться в трубе?(Ответы обучающихся: Гнездо птички в трубе или мышей в самой печи.)

Вопрос 2. Учитель: Вопрос про электрообогреватель тут не случаен. Важно не только то, что указано в карточке ответа, но и перегрузка сети в целом. Как правило, на дачных участках электросети не рассчитаны на использование мощных приборов. К тому же после зимы и проводка отсырела, могла повредиться. Возникнет короткое замыкание. А вы и не заметите. Это относится ко всем приборам, которые оставались на даче на зиму.

Вопрос 3. Учитель: Вопрос снова о кострах. И кстати, о золе как удобрении.

Учитель: Вопрос 4. очень хорошо будет понятен только в 8 классе. Там на уроках физики изучили уже «скачок напряжения», «предохранитель». А для 5-6-7 классов важно понять – что лучше самим даже предохранитель не менять, а вызвать электрика. Так как сам по себе предохранитель не вылетает. Возможно, накопились и другие поломки.

Вопрос 5. Учитель: Почему бы весь этот мусор не бросить в костёр или мангал? (Ответы обучающихся: Люди не зря возмущаются против мусоросжигательных заводов, хотя там ставят фильтры, а у костра фильтра нет. А если жечь в мангале, то и мясо будет ядовитым на химическом дыму от пластиковых стаканчиков.)

Вопрос 6. Учитель: Это только самая «верхушка» огромной проблемы безопасности при обращении с бытовым газом. Газ – это однозначно забота взрослых.

Вопрос 7. Учитель: Приготовление шашлыков – всегда немного праздник и развлечение для семьи или хороших друзей, и не надо его портить неприятными ситуациями. Если использовать бензин, керосин и другие, непредназначенные для розжига вещества, то пламя взметнется неожиданно и в лучшем случае может опалить нос.

Вопрос 8. Учитель: Почему в вопросе нам не разрешили залить угли сразу в мангале? (Ответы обучающихся: В мангале есть отверстия для поддувания, и через них вода вытечет, а большая часть углей останутся горячими, и попавшая на них вода просто испарится. Угли останутся дотлевать дальше. И, как и сказано в карточке ответа, дальше ветер угли снова раздует.)

Вопрос 9. Учитель: Здесь говорится о закрытии дачи на зиму. Но эта проблема встает и при окончании весенних выходных. Теперь придётся ещё несколько недель ждать до переселения туда на лето. И лучше позаботиться о сохранности дачи.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Обсудите с семьёй как вы относитесь к пожарной безопасности в тех ситуациях, которые мы обсудили сегодня. Что надо сделать?

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить