Классный час ко Дню добровольца (8-9 класс)

Тип занятия Классный час
Внеурочное занятие по обществознанию
Класс 8-9 класс
Тема занятия Ко Дню добровольца России (5 декабря).
Цель Показать роль и традиции волонтёрства и добровольчества в России, в том числе вклад пожарного добровольчества в истории и современности по созданию единой системы обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, показать возможности несовершеннолетних в форматах Дружин юных пожарных.
Опорные знания Эмпирические представления о том, что в России есть волонтёры, делающие добрые дела бесплатно.
Формирующиеся ценности: Добровольная деятельность на благо своей страны и сограждан.
Пожарная безопасность как общественно-значимая ценность.
Проявление заботы о жизни и здоровье людей как значимой ценности.
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование активной гражданской позиции.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение формулировать выводы;
  • создание моделей и схем, при помощи которых можно решать познавательные задачи;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин + 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Справочный материал «Юный пожарный»

Видеоролики:

«ВДПО 130 лет!»
«ВДПО – надёжная защита и доверие»

Образовательные викторины:

«Что ты знаешь об истории пожарного добровольчества?»
«Что ты знаешь о современных волонтёрах и добровольцах (волонтёрах)?»
«Исторические факты о пожарных-добровольцах. Часть 1»
«Исторические факты о пожарных-добровольцах. Часть 2»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данная разработка может быть проведена как внеурочное занятие по обществознанию или как классный час в рамках героико-патриотической работы. Основная идея – рассказать о традициях волонтёрства и добровольчества в России, показать важность волонтёрского движения и его социальное одобрение.

Важно показать, что волонтёрская деятельность даёт возможность быть полезным своему народу на простом и понятном уровне – через конкретные, локальные добрые дела.

Следует начать с общих вопросов «Что ты знаешь о современных волонтёрах и добровольцах?»

Далее педагог показывает, что волонёрство позволяет реализовать свои карьерные и образовательные стремления в том случае, если жизненная траектория не позволила сделать это изначально. В особенности ярко это можно раскрыть на примере добровольной пожарной службы. Педагог подчеркивает, что далеко не все готовы служить в Государственной противопожарной службе – это очень серьёзное подразделение, накладывающее ряд ограничений по здоровью, возрасту, требующее готовности к серьёзному риску, полностью влияющее на график жизни. Но есть Добровольная пожарная охрана, решающая вопросы менее сложных возгораний на территории своего же населённого пункта. Есть Всероссийское добровольное пожарное общество, члены которого в свободное время проводят интересные мероприятия по противопожарной просветительской работе для детей, для пенсионеров. Можно участвовать в работе Всероссийского студенческого корпуса спасателей и принимать участие в реальных спасательных операциях. Для школьников, только мечтающих о пожарной службе, есть прекрасная возможность попробовать себя в этой профессии – вступить в ряды Дружины юных пожарных.

Педагог может показать справочный материал по ДЮП

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть занятия строится на основе контента портала ВДПО.рф

Целесообразно сначала показать видеоролики о работе ВДПО, а затем предложить уточнить факты об этой организации с образовательной викториной

Это займет примерно 15 минут.

Затем последовательно обсудить историю и современность пожарного добровольчества в России.

Вероятнее всего, что за 45 минут не удастся рассмотреть подробно историю пожарного добровольчества, поэтому мы рекомендовали бы провести данное занятие в 2 этапа.

Образовательные викторины:

Эти викторины в основном направлены не на проверку знаний у обучающихся, а на их формирование и систематизацию представлений о различных аспектах пожарной безопасности. Поэтому педагог мотивирует высказывать свои предположения, рассуждать, но не добивается поиска ответа, а с помощью карточки ответа в викторине поясняет ответ.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Краткое подведение итогов должно быть посвящено идее, что заниматься пожарной безопасностью как искреннем служением любимому делу не поздно и вполне уместно в любом возрасте, а направление работы выбирать по своим силам и занятости: с детьми в ДЮП; с маленькими детьми и пенсионерами как просветитель; или как настоящий пожарный с дежурствами, учениями и реальными выездами. В любом случае – это важная и нужная работа.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы отмечаем День добровольцев. Кто это такие? Наверняка вы тоже слышали слово «волонтёр». (Ответы обучающихся: Это люди, которые бесплатно, по зову сердца идут выполнять срочные работы, когда требуется большое количество людей, например, очищать водоем от разлившейся нефти; дежурить на крупном фестивале; когда есть сложная ситуация, в которой необходимо здесь и сейчас много помощников на простую работу, не требующую долгого обучения – разбирать завалы после землетрясения или наводнения, срочно выйти всем очистить лес или водоём от мусора. Есть волонтёры, труд которых нужен постоянно, они ухаживают за собаками в приютах, наводят порядок в природных зонах, помогают в больницах.)

Учитель: Да, все работы, которые выполняют волонтёры, очень важны. А как вы думаете, что может человека заставить заняться этой работой? Она бесплатна, а от основной работы человека тоже никто не освобождает для волонтёрства. (Ответы обучающихся: Возможно, они понимают, что надо всем сразу сделать срочную работу. Нет такой должности, а работа есть. Приюты для животных не содержатся государством, люди там всё делают просто из любви к животным.)

Учитель: Предлагаю уточнить, всё ли мы о волонтёрах вспомнили?

Учитель: Как вы думаете, могла ли сложиться такая история: жил-был обычный школьник, мечтал стать пожарным, играл в детском саду с пожарными машинками. Затем с удовольствием изучал ОБЖ и мечтал поступить в Пожарную академию. Но жизнь сложилась иначе – проблемы со зрением, о которых он и сам не подозревал, но суровая медицинская комиссия их выявила и не пропустила. Мальчик поступил в экономический институт, хорошо учился, стал работать экономистом на большом заводе. А мечта не отпускала! И он часто засматривался украдкой на проезжающие мимо пожарные машины. Но уже трудно резко бросить работу и идти учиться на пожарного – возраст, ответственность за семью и работу. Но оказалось, что на его крупном заводе есть своя объектовая пожарная часть. Завод – это и кабели высокого напряжения, и сложное электрическое оборудование, и склады готовой продукции, и горячие цеха, и различные автомобили и другие транспортировщики для перемещения грузов по территории, то есть всегда есть чему вспыхнуть. И заводская пожарная часть зорко следит за неполадками в проводке, чтобы были свободны пути эвакуации, висели исправные огнетушители. И наш герой, инженер-экономист, стал в свободные минутки заходить туда, познакомился, подружился с пожарными и решил вступить в ряды добровольных пожарных. Теперь он выходит на дежурства тогда, когда свободен от основной работы – в выходной, в праздник, во время отпуска. Он ходит на тренировки, много читает специальной литературы, советуется с товарищами-пожарными. Его уважают коллеги и им гордятся его собственные сыновья. Он многому научился. Сбылась мечта!

В нашей стране есть Добровольная пожарная охрана, решающая вопросы менее сложных возгораний на территории своего же населённого пункта. Есть Всероссийское добровольное пожарное общество, члены которого в свободное время проводят интересные мероприятия по противопожарной просветительской работе для детей, для пенсионеров. Можно участвовать в работе Всероссийского студенческого корпуса спасателей, и принимать участие в реальных спасательных операциях.

Да, наш герой долго шёл к мечте. А можно начать прямо завтра. Для школьников, только мечтающих о пожарной службе, есть прекрасная возможность попробовать себя в этой профессии – вступить в ряды Дружины юных пожарных.

Давайте посмотрим справочный материал по ДЮП

ДЮП является детским крылом ВДПО и в России существует с 1912 года на официальном уровне. Вы, как и любой школьник, с 10 лет может вступить в ряды юных пожарных. Даже мы с вами в нашем классе можем организовать эту дружину, а старшие товарищи из ВДПО нам помогут.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Слышали ли вы что-то о Всероссийском добровольном пожарном обществе, про которое мы уже несколько раз сегодня вспоминали? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Смотрим фильм!

Видеоролики:

Учитель: Мы посмотрели два видеоматериала о ВДПО. Мне бы хотелось знать, что вам запомнилось. Давайте обратимся к образовательной викторине, которая нам позволить уточнить факты об этой организации:

На этом завершается первая часть занятия.

Второе занятие педагог начинает с краткой актуализации фактов.

Учитель: Мы с вами начали серьёзный разговор о волонтёрстве и добровольчестве. В настоящее время в России этому движению уделяется огромное внимание. Мы с вами проводим эти занятия в связи с тем, что сейчас отмечается праздник – День добровольца, в рамках которого по всей стране проходят награждения отличившихся волонтёров и волонтёрских команд.

Что важного мы узнали? (Ответы обучающихся: Существует волонтёрство в Пожарной охране: для взрослых это Всероссийское добровольное пожарное общество, Всероссийский корпус спасателей – для студентов, для нас – Дружина юных пожарных.)

Учитель: Сегодня мы узнаем, как именно в нашей стране зарождалось и развивалось пожарное добровольчество. У нас снова викторина, но думаю, многие факты будут открытием даже для меня.

Образовательные викторины:

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Мы узнали, что заниматься пожарной безопасностью как искренним служением любимому делу не поздно и вполне уместно в любом возрасте, а направление работы можно выбрать по своим силам и занятости – с детьми в ДЮП, с маленькими детьми и пенсионерами как просветитель в школе или детском саду или как настоящий пожарный с дежурствами, учениями и реальными выездами на пожары в помощь Государственной противопожарной службе. В любом случае – это важная и нужная работа.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить