К сожалению, нельзя объять необъятное. Тематика, связанная со структурой, задачами деятельности МЧС России очень велика, и вытекает из определения: «Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – федеральное министерство, имеющее в составе федеральную противопожарную службу, профессиональную аварийно-спасательную службу, спасательные воинские формирования».
Понимая, что классный руководитель и преподаватель ОБЖ должны проводить работу и по другим темам, не менее важным, и возможностей детально остановиться на всех подразделениях в структуре МСЧ России возможности нет, мы подготовили модульный сценарий, то есть каждый педагог может найти в нём для себя главный вектор и построить акцент занятия на нём. Мы постарались предложить максимальный спектр возможностей.
Данное занятие приурочено ко Дню Гражданской обороны России – 4 октября, Международному Дню ГО – 1 марта, Дню создания МЧС России –27 декабря.
Кроме того, существует ряд локальных значимых дат, связанных с отдельными структурными подразделениями МЧС России, и тогда целесообразно сместить акценты в предложенном сценарии общего характера на отдельное подразделение.
Например, интересна дата 30 сентября 2011 – День образования спасательных воинских формирований МЧС России. Тогда данное занятие будет значимым этапом на уроке ОБЖ при рассмотрении темы «Рода и виды войск, воинские специальности». О ней можно подробно узнать на сайте ВДПО.рф по ссылке:
09 декабря 1992 г образована Академия Гражданской защиты МЧС России, и если данное занятие связано с профориентацией, то можно привлечь дополнительный материал
10 мая отмечается День авиации МЧС России, о нём подробно можно узнать из образовательных викторин:
17 февраля 1993 года – день создания отряда специального назначения «Лидер» МЧС России
17 мая 1996 года – День образования водолазной службы МЧС России
Необходимо отметить, что поэтическое творчество, посвященное спасателям и силам ГО, представляет собой значительный пласт отечественной литературы, как профессиональной (А. А. Ковалевский, В. Я. Степанов, Л. В. Максимчук), так и самодеятельной, произведения которой бытуют, как правило, в своем регионе. Следовательно, если педагог находит нужным выбрать стихотворные фрагменты для музыкально-литературной композиции, то это не представится сложным.
Формат занятия может быть дополнен не только музыкально-литературной композицией, но и торжественной линейкой. При проведении линейки на улице с учётом времени года (начало октября), риск солнечных и тепловых ударов минимален, то могут в зависимости от погодных условий возникнуть переохлаждения, что в равной степени нежелательно
При благоприятных погодных условиях целесообразно проведение линейки на свежем воздухе, в том числе на местном мемориальном комплексе, посвященном МПВО-ГО (мемориальная доска, зенитное орудие, памятник спасателям и т. п.).
Целесообразно придать мероприятию социальную значимость, пригласив не только ветеранов и действующих сотрудников системы ГО, но и представителей органов власти, местного самоуправления, средств массовой информации.
Таким образом, мотивационная часть строится в виде краткого вступительного слова педагога по поводу отмечаемой даты, прослушивания (и мы настоятельно рекомендуем) песни А. Ковалевского про войска ГО и силы МЧС.
Для понимания приводим её текст.
1 куплет
Когда человек попадает в беду,
Ему всё равно кто на помощь придёт,
Кто руку протянет в кромешном аду,
От смерти избавит и к жизни вернёт!
ПРИПЕВ
Летит моя пожарная охрана,
А ей навстречу пламя до небес.
Всегда на страже дружная команда
Войска ГО и силы МЧС.
2 куплет
Наш век катастрофами грозно объят
И если аварии не отвратить,
Спасатели в самое пекло спешат,
Их служба такая – себя не щадить.
ПРИПЕВ (тот же)
3 куплет
Когда-нибудь люди друг друга поймут,
Научатся мир и планету беречь,
Не будет тогда чёрных дней и минут,
Но только сейчас – о спасателях речь!
ПРИПЕВ (тот же)