Классный час «Лето в городе» перед началом летних каникул (1-4 класс)

Тип занятия ассный час в конце учебного года
Класс 1-4 класс
Тема занятия «Лето в городе»
Цель Подготовить к безопасным прогулкам во дворе со сверстниками и досуге дома в период летних каникул.
Расширить представления о причинах пожаров в жилище.
Научить правилам пожаробезопасного поведения в городе.
Сформировать отчетливые представления об опасностях детской шалости с огнём.
Воспитать бережное отношение к природе, инфраструктуре своего населённого пункта.
Формирующиеся ценности: Недопустимость детских шалостей с огнём и опасных игр.
Безопасная городская среда.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих компетенций безопасного поведения;
  • понимание недопустимости опасных игр;
  • проявление положительного эмоционального отношения к овладению компетенциями безопасного поведения.
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
«Стихи: Балкон»
«Стихи: Улица»
«Загадки: Улица»
«Загадки: Балкон»
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Шалости»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Занятие проводится перед роспуском детей на летние каникулы и длинные майские праздники, весенние каникулы. Учитывая, что не все дети полностью проводят каникулы на даче или организованном отдыхе, следует подготовить младшеклассников к разумному отдыху по месту жительства.

Как правило, современных детей не отпускают гулять далеко, тем не менее, вопрос опасных игр на пустыре, на стройке и т. д. предусмотреть надо. Часто местом отдыха становится для младшеклассника балкон. Помимо опасности упасть, есть опасность устроить пожар. Кроме того, возгорание на балконе может произойти и по вине взрослых, не позаботившихся о пожарной нагрузке – захламление, хранение легковоспламеняющихся веществ. Всё это может стать ещё более опасным, если возгорание на балконе произошло, когда ребёнок в доме один.

В актуализации знаний участвуют два тренажёра, напоминающих о правилах безопасных прогулок по городским улицам.

Тренажёр «Загадки: Улица»

Блок загадок этого тренажёра в основном посвящен теме разведения костров в неположенном месте: зажигалка, спички, костёр, искры, дым, огонь. Следует обратить внимание детей на формулировку загадки про костёр: там описано правильное применение костра. В походе разводят костёр, чтобы приготовить еду. Уточняем: «А ещё какую пользу может принести костёр в походе?» Согреться, высушить вещи, отогнать дымом комаров. Надо задать уточняющий вопрос: «А есть ли такая необходимость в повседневной жизни?»

Тренажёр «Кто хочет стать пожарным смелым: Шалости»

Данный тренажёр содержит как вопросы общего характера по детским шалостям с огнём, с электроприборами, так и отражает сезонное явление – тополиный пух. Это явление может быть актуальным для вашего населённого пункта, а может и нет, всё зависит от видовых характеристик озеленения. Поэтому в некоторых населённых пунктах надо обратить на это особое внимание, а там, где тополиный пух не является проблемой – обозначить в назывном порядке.

В викторине представлен педагогически сложный вопрос: «Как называется тот, кто поджигает газеты в почтовых ящиках?» Мы понимаем, что такой вид хулиганских действий не свойственен большинству детей, но, тем не менее, явление существует, и предупреждать о его негативной окраске мы обязаны.

Ряд вопросов предостерегает от игр с поджиганием самолётиков, разведением костров (имеются ввиду не туристические, а стихийно организуемые детьми на пустырях, за гаражами и т. д.).

Тема опасности петард актуальна не только в новогодние праздники.

Обратите внимание: температура горения обычной спички 700-800 градусов Со, это кажется невероятным. Вода закипает при 100 градусах Со, предложите детям это сравнить.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основное в сообщении новых знаний – это опасности игр на балконе. Балкон следует позиционировать как хорошее место отдыха, но при соблюдении несложных правил. Из курса окружающего мира дети знают об опасностях падения с балкона, о запрете бросать с балкона вниз предметы – можно попасть в человека. На данном занятии предлагается ещё один аспект опасностей балкона – возникновение пожара по причине игр с огнём на балконе, а также возгорание своего балкона по чужой вине (бросали горящие самолётики и т. д.) и по причине захламлённости своего балкона.

«Загадки: Балкон»

Загадки касаются предметов, которым не место на балконе. Почему нельзя хранить на балконе аэрозоли, лаки? Потому что при нагревании на солнце содержимое баллончиков расширяется и может произойти хлопок.

Загадка про ожог – следует обязательно подчеркнуть, что нельзя заниматься самолечением, надо обязательно обратиться к врачу.

Закрепление

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Рефлексивное домашнее задание мотивирует ребёнка на помощь взрослым в переоборудовании, уборке балкона так, чтобы он стал безопасным местом отдыха всей семьи.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Вступительная часть

Учитель: Ещё несколько дней, и впереди долгожданные летние каникулы. Раньше их называли «пятая трудовая четверть» – потому что летом мы тоже получаем новые знания, совершаем открытия. Многие поедут в лагерь, к бабушке на дачу. Но лето в городе тоже может быть очень интересным! Общаться с друзьями, наблюдать за живым миром своего города, читать – это тоже интересные занятия.

Важно, чтобы к началу учебного года вы стали крепче, набрались новых хороших впечатлений!

Актуализация знаний

Давайте отгадаем загадки мудрого Филина и подумаем, каких впечатлений не надо набираться за лето.

На уроках Окружающего мира мы говорили, какие правила надо соблюдать, чтобы оставаться здоровым. (Ответы обучающихся: Соблюдать режим дня, не есть вредную еду, не играть на проезжей части).

Учитель:Очень важно среди всех правил безопасного поведения соблюдать правила пожарной безопасности.

Давайте проверим, готовы ли вы к самостоятельным прогулкам во дворе, отдыхе дома? Конечно, я уверена, что вы готовы. А вдруг рядом будут малыши-дошкольники? Вы сумеете распознать опасность и остановить расшалившегося малыша?

Предлагаю примерить на себя роль Смелого пожарного в игре «Кто хочет стать пожарным смелым: Шалости»

«Кто хочет стать пожарным смелым: Шалости»

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний

Учитель: Многие квартиры оборудованы балконами и лоджиями. Конечно, для физического развития необходимо давать работу своим маленьким ножкам, но и балкон может служить неплохим местом для прогулки на свежем воздухе. Мы же не всегда хотим побегать, покататься на велосипеде. Для чтения и других спокойных игр балкон подходит.

А для чего он подходит – озадачен даже мудрый Филин. Давайте разбираться вместе.

Учитель: Отдых на балконе – это жизнь на высоте птичьего полёта. На балконы выше 5-го этажа не долетает большая часть пыли. Конечно, мы знаем, что надо быть очень осторожным, чтобы не упасть вниз. То есть заниматься альпинизмом, играть в активные игры, забираться на тумбочки и табуретки на балконе абсолютно запрещено. Если вставать на табуретку, всегда есть риск упасть, тем более на балконе и рукой придержаться не за что – можно выпасть вниз.

Но даже если упадешь внутри балкона – в тесноте можно сильно удариться. Пол жесткий. И ящики с цветами перевернешь. Вот Огнетушитель и Капелька баловались – рассыпали стихи. Придётся помогать.

Закрепление

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Итак, мы готовы, безопасное лето, встречай нас!

Надеюсь, все истории, которые мы сегодня узнали из стихов и загадок, с нами не повторятся.

Рефлексия

Учитель: Продумайте, как можно оборудовать балкон, освободить его от пожароопасных предметов, от легковоспламеняющихся веществ. Посоветуйся с родными и оборудуйте вместе зелёный уголок для летнего отдыха.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить