Классный час «Мой безопасный город» (1-4 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 1-4 класс
Тема занятия «Мой безопасный город»
Цель Подготовить младших школьников к возможной встрече с пожаром (возгоранием) в супермаркете, школе, кинотеатре, на транспорте.
Дать представления о правилах организованной эвакуации из общественных зданий.
Создать общее представление о знаках пожарной безопасности.
Развить внимательность, навыки ориентирования в незнакомом пространстве.
Формирующиеся ценности: Ответственность за свои поступки.
Понятие личной и коллективной безопасности.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих знаний в области пожарной безопасности;
  • понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности в интересах коллективной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к овладению компетенциями безопасного поведения.
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Общественные места»
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Метро»
«Стихи: Метро»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Общие вопросы безопасности на транспорте входят в программу дисциплины «Окружающий мир», но в основном как поведение пассажира и предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Вопросы пожарной безопасности на транспорте затрагиваются мало, но следует понимать, что для младшего школьника наиболее вероятна ситуация возгорания в городском общественном транспорте, в метро. Провоз огнеопасных материалов, курение в вагонах и тамбурах – это факторы, не реализуемые детьми и не управляемые ими.

Общее, что есть у общественного транспорта и присутственных мест – большое скопление людей, которые в экстремальной ситуации начнут хаотически двигаться. Принципиально важно в отношении младшего школьника – рост среднего ребёнка от 7 до 10 лет всё же значительно ниже взрослого, что подвергает малыша опасности быть поваленным и затоптанным.

Поэтому актуализация знаний в первую очередь предусматривает напоминание детям, что в присутственных общественных местах, в транспорте дети должны находиться в сопровождении взрослых. Важно знать запланированный маршрут поездки в метро или похода в торговый центр – это важно и для того, чтобы не потеряться, и об этом говориться на уроке «Окружающего мира».

Но при экстренной эвакуации, да ещё и при задымлении, ребёнок может отстать от сопровождающих. Если он знает, где выходы, в каком направлении двигаться, а также сможет сообщить спасателям, полиции, откуда и куда семья перемещалась, так проще будет разыскать родителей. Второй важный момент в обучении младшеклассников действиям при возгорании в общественных местах – это сохранять спокойствие и не поддаваться панике.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Общественные места»

Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Общественные места»

Рассказывает о пожарных знаках, безопасности при большом скоплении людей, эвакуации.

Транспорт. Метро. Стихи

Мы рекомендуем в большей степени сосредоточиться именно на метрополитене, если он актуален в вашем городе. Как ни странно, но с точки зрения эвакуации и действий при возгорании сходства у метрополитена и торгового центра больше, чем у автобуса или троллейбуса: большое помещение с лестницами, коридорами и залами, скопление движущегося народа.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

В итоговой части урока акцент тоже делается на путешествии в сопровождении взрослых и на недопустимость паники.

В качестве рефлексии учитель рекомендует детям дома с семьей обсудить свой любимый торговый центр или другое часто посещаемое семьей общественное место, выяснить его планировку, наиболее опасные и безопасные зоны, пути эвакуации

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Мы с вами проводим время не только в школе. Как вы любите проводить выходные? Куда с семьей обычно ходите? Что такое общественные места? Это официальные учреждения, куда по каким-то причинам приходят люди. К ним относятся театры, музеи, большие магазины, стадионы и даже такие привычные и необходимые учреждения, как школа и поликлиника.

Учитель организовывает с обучающимися обсуждение общественных мест своего населённого пункта, где дети данной школы бывают часто (например, ближайший торговый центр. Если есть в городе метрополитен, то надо упомянуть и его).

Учитель: Как и любое здание, эти сооружения подвержены пожарам. В старину не было супермаркетов, и лидерами трагедий в общественных местах были театры и цирки. Представления в них, как правило, идут вечером, но и на дневных представлениях иногда требуется затемнить зал, чтобы создать атмосферу таинственности. Но, чтобы были видны актеры и декорации, использовали подсветку. До изобретения электрических светильников пользовались открытым огнём: театр Шекспира освещали факелами и свечами, затем появились керосиновые и газовые лампы. Всё это было очень опасно, тем более что в театрах тогда использовали очень много декораций из раскрашенного масляными красками холста. Были и театральные машины, сделанные из дерева, которые служили для создания на сцене «спецэффектов»: они поднимали или опускали актеров, перемещали декорации. Возникло даже выражение «актриса из погорелого театра» – в те времена оно вызывало не смех, а сострадание: театр сгорел, вещи сгорели, выскочить успела только в марлевой юбочке, и работы теперь тоже нет.

Но и в наше время пожары в театре или других зрелищных учреждениях случаются нередко из-за ярких и сильно нагревающихся прожекторов. С недавнего прошлого категорически запрещено использовать на сцене свечи, зажигать спички, даже если это положено по сюжету – всё ради безопасности зрителей.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Общественные места отличались и отличаются тем, что там собирается много людей, большинство из которых не очень хорошо ориентируется во всех помещениях, ходах и выходах из здания. А в случае пожара возникнет вопрос: куда бежать? Какой путь безопаснее? И если предназначенный для эвакуации пусть стал опасным, то есть ли другой?

По закону, во всём мире на видном месте располагают понятный и четкий план эвакуации из здания или сооружения. На нём указаны все выходы, коридоры, расположение огнетушителей, телефонов и аптечек. Придя с классом, с родителями или самостоятельно в музей, театр, магазин, первым делом надо ознакомиться с планом эвакуации. Обязательно надо определить то место, где вы находитесь, понять, в каком направлении будете двигаться дальше. Естественно, план эвакуации не единственный в здании! Он есть не только на каждом этаже, но и в каждой части здания. Не следует пренебрегать их изучением – даже если пришли в музей изобразительных искусств.

Важно уметь читать знаки пожарной безопасности. В случае чрезвычайной ситуации в общественном месте особенно понадобятся детям знаки «Запасный выход», «Направление движения». Они яркие, крупные, зелёно-белые. Их не заметить сложно. Их всегда следует искать глазами, находясь в общественном месте – в случае пожара они чётко укажут направление движения. Изготавливаются эти знаки таким способом, что в дыму они всё равно видны.

Сейчас мы попробуем ответить на вопросы викторины, в которой тоже будет говориться и о знаках пожарной безопасности, и о правильном поведении во время возгорания и эвакуации. Важно понимать, если в школе класс идёт, помогая друг другу, учитель во главе строя и управляет ситуацией, то в супермаркете каждый должен полагаться на себя и свой здравый смысл. Крепче держите за руку своих взрослых!

Учитель: Кто должен первым оповестить всех о пожаре? Если есть признаки начинающегося пожара – дым, запах гари, искрение проводки – то надо вызывать пожарных тому, кто это обнаружит. Есть смысл сообщить и сотрудникам учреждения: охране, продавцу, смотрителю музея или другому официальному лицу. А вот кричать «Пожар!» нельзя ни в коем случае – это напугает людей и не внесёт ясность в действия.

Какое ещё место в нашем городе тоже имеет длинные залы, коридоры, много людей, входы и выходы? Ответы обучающихся: Метро.

Учитель: Да, и это тоже не то место, где детям можно быть одним, без сопровождения взрослых. Чаше всего люди в чрезвычайных ситуациях, заставших их в людном месте, страдают не только и не столько от дыма и огня, сколько от паники – они бегут, падают, другие наступают на них, и все вместе образуют затор в дверях. Особенно опасно, когда кто-нибудь начинает кричать и плакать, тем самым сбивая с толку других и вселяя в них страх.

Учитель: Всё гораздо сложнее, если пожар застал в супермаркете, в кино, в театре. Стараемся не потерять из виду тех взрослых, с кем пришли. Кроме того, в театре и в кино есть сотрудники, отвечающие за порядок в зале. Они будут регулировать направление движения людей к запасным выходам.

Что требуется от вас? Избавиться от всего того, что помешает быть подвижным: рюкзак, длинный шарф. Обычно девочки в младших классах не носят высокие тонкие каблуки, а вот подсказать сбросить их маме или учительнице есть смысл. Каблуки, длинные волосы и шарфы – всё это может привести к падению. Есть опасность зацепиться, когда пробираешься в толпе по лестницам и между кресел.

Большинство театров и кинотеатров устроены так, что запасные выходы ведут на улицу практически из зрительного зала. В музеях, многие из которых устроены в старинных зданиях, построенных для совершенно иных целей, может оказаться гораздо сложнее найти выход из-за большого количества похожих небольших комнат-залов, расположенных друг за другом и пересекающихся коридорами. Поэтому надо ещё внимательнее изучить план эвакуации.

Наиболее опасен пожар в супермаркете. Тут будет и открытое пламя, и полки с взрывающимися дезодорантами, и падающие большие металлические тележки. Люди в супермаркет приходят разные, со своими делами, заботами, спешащие и усталые. Возможно, они не станут помогать чужому ребёнку, заботясь о своих покупках и жизни. Забудьте про тележку с покупками, сумки. Шарф и всё то, что может зацепиться за стеллажи и других людей – долой.

Как прокладывать маршрут? Ориентируясь на указатели запасных выходов и по безопасной дороге. Самые безопасные отделы – где продают овощи. Вещи горят. Холодильные прилавки тоже может охватить пламя, если причина пожара в неполадках электросети, и произошел скачок напряжения. Хозяйственный отдел опасен в первую очередь аэрозолями – они будут взрываться, а также клеёнками, ковриками – они горят, выделяя ядовитый запах.

Конечно, лучше бы в супермаркеты ходить не одному, а с родителями. Но всё равно может получиться так, что мама поставила тебя в кассу занять очередь, а сама отбежала за пельменями. А тут эвакуация. Что делать? Эвакуироваться. Мама найдёт тебя – не марсиане же захватывают супермаркет, на улице встретитесь. А если будете метаться по магазину в поисках друг друга – быть беде. Или замешкаетесь и надышитесь дыма, или затопчут люди, которым ты попадешься под ноги.

Учитель: Если пожар возник в официальном учреждении, куда дети обычно попадают в сопровождении родителей, то и эвакуация в них происходит как в школе достаточно организованно согласно плану эвакуации.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Итак, пожар застал вас в общественном месте. Не паникуй. Избавься от лишних вещей, но постарайся не потерять тех, с кем пришел. Или выбирайся самостоятельно, следуя указаниям охранников. На улице вы встретитесь. Нельзя пытаться во что бы то ни стало в дыму и сутолоке найти тех, с кем пришел. Это всё равно не удастся, но задержит эвакуацию. И маме, кстати, будет гораздо спокойнее эвакуироваться самой, зная, что её ребёнок тоже чётко следует указаниям администрации, эвакуируется спокойно и встретит её в безопасной зоне. Но при этом не надо впадать в крайность – не толкайтесь, не кричите. Если кто-то нуждается в помощи, и ты можешь реально помочь – поддержать, помочь встать – то надо это сделать. Если сил недостаточно – позови на помощь взрослых, обрати их внимание.

Дома постарайтесь с семьей обсудить то общественное место, где вы чаще всего бываете. Какие там есть пути эвакуации, знаки? Где самое опасное и самое безопасное место?

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить