Классный час «Моя безопасная школа» (1-4 класс)

Тип занятия Классный час «Моя безопасная школа» – эвакуация при пожаре, знаки пожарной безопасности
Класс 1-4 класс
Тема занятия «Дружной вереницей уйдём от красной птицы»
Цель Сформировать устойчивый и осознанный навык организованной эвакуации из школьного здания.
Сформировать четкие представления о порядке действий и способах получения помощи при пожаре в общественных зданиях.
Сформировать понимание разницы в поведении в общественных зданиях различного назначения (детское учреждение, зрелищное или торговое заведение).
Привить навыки организованной деятельности индивидуально и в составе группы по эвакуации из здания.
Воспитать ответственность перед коллективом за свои действия.
Развить координацию движений, собранность, мобильность.
Формирующиеся ценности: Взаимовыручка, коллективизм.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих знаний в области пожарной безопасности;
  • понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности в интересах коллективной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к овладению компетенциями безопасного поведения.
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
«Стихи. Общественные места»
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Школа»

Реальный план эвакуации из данного помещения в школе.
Кадры из мультфильма «Маугли», когда животные, обезумев, затаптывая друг друга, бегут из горящего леса.
Знак ПБ «Запасный выход».

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данное занятие проводится в рамках подготовки школы к объектовой тренировке, как правило, они проводятся 2 раза в учебный год.

На вступительном этапе учитель выясняет, уточняет и обобщает знания и представления детей по эвакуации: возможно, в детском саду они сталкивались с тренировками. Если дети старше 1 класса, то однозначно имеют опыт участия в тренировочных эвакуациях, но могли забыть подробности.

Учитель напоминает сам термин «эвакуация», что наиболее опасен при пожаре именно дым, который распространяется повсюду и быстрее самого пламени.

Важная информация, которая проходит красной нитью через всё занятие – ни в коем случае не паниковать.

Мультфильм «Маугли» 1973 года не содержит сцен жестокости, доступен и разрешен для детского просмотра. В данном случае нас интересует сцена лесного пожара, бегства и паники среди животных. Основная идея показа – дать детям почувствовать разницу в поведении животных, ведомых инстинктами, и осознанных действиях человека.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Рассмотрите с детьми реальный план эвакуации именно из вашего кабинета, если он закреплён за данным классом. В ином случае – посмотрите несколько возможных путей эвакуации, подчеркнув, что педагог точно знает, куда и как надо вести класс. Задача класса – действовать организованно.

«Стихи. Общественные места»

Стихотворение в данном тренажёре одно, но большое. Поэтому можно разделить усилия детей, приглашая по несколько слов поставить на место.

В финале прозвучит закадровый тест с чтением полученного стихотворения. Можно ещё раз обратить внимание обучающихся на последовательность действий при эвакуации.

Закрепление Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым. Школа»

В данной викторине все вопросы рассматриваются в соответствии с изученным материалом. Есть смешные варианты ответов, позволяющие снять нервное напряжение, которое может быть вызвано столь сложной и пугающей темой. Например, «При чрезвычайной ситуации в школе надо эвакуироваться: с визгом // паникуя // организованно // пританцовывая».

Затруднение у младшеклассников может вызвать вопрос о том, что можно держать рядом со спиртовкой, так как они могли не видеть её никогда – если спиртовка и появится, то на уроке химии, а это не раньше 8-9 класса. Поэтому надо просто пояснить, что это прибор для получения небольшого открытого огня в лаборатории, чтобы согреть небольшую лабораторную посуду.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Заключительная часть занятия проводится в двигательно-игровом формате обучающей игры.

Игра «Мы дружной вереницей уйдём от красной птицы» проводится как игра малой подвижности. По команде педагога дети без портфелей и иного имущества встают, кладут левую руку на плечо товарища и начинают двигаться к выходу.

Можно постепенно усложнить задание: предложить закрыть глаза, как будто от дыма, и двигаться дальше, крепко держась за товарища и чувствуя на себе руку идущего сзади. А затем присесть на корточки, так как дым поднимается вверх, и внизу его будет меньше.

Двигаемся аккуратно, под контролем педагога – важно не допустить падений и травм!

В финале педагог даёт команду: Ура! Мы вышли на свежий воздух! Встаем, смотрим, все ли на месте. Похлопали себе и друг другу, мы в безопасности!

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Вступительная часть

Учитель: Есть хорошая поговорка: «Отсутствие плохих новостей – уже хорошая новость». Согласитесь, гораздо удобнее жить размеренно и уверенно. Мы знаем, что каждое утро… (Ответы обучающихся: Проснулись, умылись, сделали зарядку, позавтракали, оделись, пошли в школу).

Учитель: К сожалению, всегда есть опасность, что в наши планы вмешается беда. Например, пожар. Наша школа хорошо защищена от пожара: гореть тут особо нечему. По требованиям пожарной безопасности стены покрашены негорючей краской. Материалы для школьной мебели тоже практически безопасны. А что может стать причиной воспламенения в так хорошо подготовившейся школе? Что может внезапно вспыхнуть? (Ответы обучающихся: Короткое замыкание, потому что много электроприборов; мобильник на зарядке; от них могут загореться тетради на столе, другие бумаги)..

Актуализация знаний

Учитель: Как мы, идя по улице, подойдя к окну, узнаём, что где-то развели костёр или что-то горит? (Ответы обучающихся: Запах дыма).

Учитель: Действительно, есть хорошая поговорка: «Дыма без огня не бывает».

Первое, что мы чувствуем при возгорании – это запах дыма. Даже ещё не сами клубы дыма, а именно запах. И в большинстве общественных зданий, и у нас в классе, есть то, что тоже «почувствует» дым, и даст нам знать. Что это? (Ответы обучающихся: Пожарная сигнализация на потолке).

Учитель: И тогда во всей школе раздастся сигнал тревоги. Паниковать и бежать не надо – ещё нет стены огня, искр, жара. Возможно, и не будет! Мы же сказали уже, что огнеопасных материалов и предметов в школе не так много. Но дым опасен для человека.

Какая есть поговорка, когда о дыме говорят не как о проявлении пожара? (Ответы обучающихся: «Стыд не дым, глаза не выест»).

Учитель: Да, у дыма есть неприятное свойство – он вызывает неприятные ощущения в глазах, носе, горле, мы начинаем кашлять, льются слезы.

Поэтому, чтобы не надышаться дымом, надо уходить в безопасное место.

Это действие называется – эвакуация.

Эвакуация – этим термином обозначают перемещение людей, животных и имущества в безопасное место.

Вспомни кадры из мультфильма «Маугли», когда животные, обезумев, затаптывая друг друга, бегут из горящего леса

Просмотр фрагмента мультфильма.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний

Мы не побежим. На бегу можно споткнуться, повредить ногу и уже не суметь быстро и спокойно покинуть опасное место. Хотел быстро – получилось медленно. У нас хватит времени сделать всё организованно и спокойно. Без промедлений, но и без суеты.

А помогут нам в этом «замечательные картины», украшающие стены школы: знаки эвакуации и план эвакуации.

Вот знак с бегущим человечком. Это не указатель «Буфет». Это указатель «Запасный выход». А над самим выходом так и написано. Большими зелёными буквами. Стрелочки зелёные покажут направление движения.

Рассматривает с обучающимися реальный план эвакуации из данного кабинета.


Мы с вами будем действовать спокойно и уверенно. Чего не сказать о Капельке и Огнетушителе. Они на тренировке так торопились, что опять рассыпали свои стихи. Придётся помогать.

Закрепление

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Итоги занятия

Игра «Мы дружной вереницей уйдём от красной птицы»

Рефлексия

Что самое важно при эвакуации? (отсутствие паники).

Подумайте, как можно организовать эвакуацию своей семьи из квартиры.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить