Классный час «Начало учебного безопасного года» (5-8 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 5-8 класс
Тема занятия Начало учебного года. Инструктаж по пожарной безопасности.
Цель Актуализировать основные знания и представления о возникновении пожаров и действиях человека при возгорании.
Опорные знания Основы пожарной безопасности из курсов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как общественно-значимая ценность.
Забота о жизни и здоровье людей как значимой ценности.
Необходимость сохранения от пожаров материальных активов (жилища, здания и сооружения, транспорт).
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование культуры пожарной безопасности в повседневной жизни.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Видеофильм «Пожар, причины возникновения и распространения» (7 мин)
Игра-тренажёр «Пожар в школе. Расследование»
Образовательная викторина: «Какие ошибки совершают люди на пожаре?»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данный классный час проводится на одной из первых встреч классного руководителя с классом после летних каникул. Задача педагога – настроить ребят на ответственное отношение к своему здоровью, к сохранности своей школы.

В качестве мотивирующего материала рекомендуем посмотреть фильм

Он построен доступно для любого возраста (с точки зрения психологической и эмоциональной безопасности пригоден и в начальной школе), но наибольшую пользу принесёт обучающимся средней школы, в том числе в 7-9 классе, где уже изучаются или будут изучаться физики и химия, которые и рассматривают горение как процесс.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

В качестве основной работы на классном часе рекомендуем провести игру-расследование

Игра достаточно динамична, хорошо озвучена, и вызовет у школьников живые эмоции. Суть данной серии из цикла расследований – юные детективы Саша и Маша ведут расследование пожара, который случился в школе.

Предложите обучающимся на уровне заглавного кадра (где дан текст о ситуации пожара в школе) самим предположить, что же произошло. А затем провести своё расследование.

Обратите внимание – на кадрах с промежуточными результатами программное обеспечение поможет сделать правильный выбор. Но следует предложить обучающимся подумать, порассуждать, в том числе с опорой на знания, которые помогут «освежить» видеофильм.

Сюжет данного события строится на выборе между причинами пожара: два двоечника сожгли в туалете листок с контрольной работой, за которую получили плохую оценку. При этом в школе происходит много опасных ситуаций, которые обучающиеся 7-9 класса должны уметь выявить и назвать: девочка производит опасный опыт, но рядом контролирующая ситуацию учительница с огнетушителем; завуч, пожелавшая вскипятить чай неисправным кипятильником; перегруженная работой секретарь использует множество электроприборов, но не успевает за ними следить.

Два других мальчика поджигают бенгальские огни, но их спасает учитель ОБЖ.

Обратите внимание обучающихся, что поведение Ожогова и Дубинина вне логики. Мало того, что они изначально шли поджигать бенгальские огни в подвал (!), то есть в замкнутое помещение, так ещё и увидели искрящуюся розетку и никому об этом не сказали, хотя чётко обозначили для себя – это опасно для того, чтоб находиться рядом. При этом они понимают, что искры розетки представляют собой опасность, а бенгальские огни, зажжённые подвале – нет. Более того, они совершают очень серьёзную ошибку: прячут недогоревшие бенгальские огни среди сваленных под лестницей старых парт.

Можно спросить у обучающихся: «Как вы думаете, с чем связано такое мировосприятие Ожогова и Дубинина»? При этом постараться подвести обучающихся своего класса к мысли о необходимости думать, анализировать, быть ответственным и зорким, уметь не только увидеть проблему, но и озвучить тем, кто её точно решит.

Очень важный вопрос, на который обучающиеся должны ответить: преподаватель ОБЖ, он же военрук, тушит остатки бенгальских огней тряпкой на швабре. Это – подручное средство пожаротушения, вполне адекватное для данной ситуации. А розетка? Видел ли её преподаватель ОБЖ? Можно ли её тушить мокрой тряпкой?

Розетку обесточил завхоз.

Можно подчеркнуть, что в данной истории всё завершилось благополучно, так как все взрослые не совершили ошибок при возгораниях.

Далее логическим продолжением будет предложить обучающимся вспомнить, какие ошибки ещё совершают люди при тушении пожара, и в этом поможет образовательная викторина

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

В качестве рефлексии классный руководитель предлагает обучающимся подумать, как лично они в своей семье построят систему пожаробезопасного поведения дома и в общественных местах. Готовы ли они к внезапным возгораниям?

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Поздравляю с началом учебного года. Вы заметили, что школа за лето обновилась, многие кабинеты отремонтированы, заменена мебель. Подумайте, какие угрозы существуют для всей этой красоты? (Ответы обучающихся: Хулиганские действия, авария водопровода, пожар.)

Учитель: Мы часто повторяем одну старую истину: «Вор оставит хотя бы стены, а пожар – ничего», поэтому очень важно знать и помнить правила пожарной безопасности и правила действий при пожаре. Об этих двух сторонах медали есть тоже хорошая поговорка. Какая? (Ответы обучающихся: «Пожар легче предупредить, чем потушить».)

Учитель: Сейчас мы смотрим небольшой фильм, который нам подготовили кинематографисты Всероссийского добровольного пожарного общества. Задача ВДПО – в первую очередь профилактика. И если органы Государственного пожарного надзора регулируют соблюдение Правил пожарной безопасности и других требований в техническом, организационном плане, то ВДПО занимается просвещением и обучением населения от мала до велика. Кто из них будет проверять состояние пожарной сигнализации в школе к началу учебного года, наличие исправных огнетушителей? (Ответы обучающихся: Госпожнадзор.)

Учитель: Если нам объявят, что сейчас будет конкурс рисунков и песен о пожарных, кто скорей всего призы раздавать будет? (Ответы обучающихся: Представители ВДПО.)

Учитель: Итак, внимание на экран! Чтобы бороться с пожаром или сделать так, чтобы он не возник, надо знать, что такое пожар, в чём его сущность, какие есть слабые стороны этого процесса, на которые мы можем повлиять.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Несмотря на то, что ВДПО более 130 лет разъясняет, рекомендует, предостерегает пожары происходят. А почему? Давайте посмотрим небольшую зарисовку из жизни некой школы. Надеюсь, вы себя в этих персонажах не узнаете. Но как знать…

И у меня есть задание, которое вы получите сейчас, а вернёмся к нему позднее. После игры мы обсудим, какие из ситуаций возможны в нашей реальной школе? Почему? Что с этим делать нам?

Предлагаю сложный психологический вопрос! Кукушкин с другом уничтожили улики. Давайте мы сейчас не будем говорить о том, что «двойка» по алгебре – это плохо. Что скрывать от мамы оценки тоже не лучшая стратегия, правильнее работать над знаниями, а не сокрытием. Но! Взглянем иначе. Как они могли сделать это безопасно? (Ответы обучающихся: Они же были в туалете, там есть контейнер для мусора, и никто не полезет в него за их «двойками». В туалет выкинуть можно. В любом случае это неправильно, но хоть безопасно.)

Учитель: А кто вызывает симпатии в этом фрагменте? (Ответы обучающихся: Целеустремленная девочка Марина и её учительница, которая и сама умеет пользоваться огнетушителем, и ребятам о нём рассказывала.)

Учитель: В 7 классе вы начали изучать химию и узнали правила проведения химических опытов, в том числе правила безопасности, так как химия часто связана с выделением дыма, горением, тлением, а иногда и взрывом – вот почему ни в коем случае нельзя делать опыты самостоятельно, или смешивать наугад различные вещества. Учительница химии, умеющая пользоваться огнетушителем и не растерявшаяся, – молодец. Кстати, в кабинете химии в обязательном порядке имеется и асбестовое покрывало, тоже являющееся первичным средством пожаротушения, а также ящик с песком. Но что не так в этой сцене? (Ответы обучающихся: Во-первых, опыты с потенциально возможным дымом и возгоранием делают в вытяжном шкафу. Во-вторых, сразу сработала бы пожарная сигнализация, был бы звук тревоги, объявления по радио, общая эвакуация. Даже если учительница сразу затушила возгорание, и пожара не произошло, только небольшое задымление. Раз очевидцы видели чёрный дым, то первыми его ощутить должны были датчики в кабинете химии и в коридоре рядом. Это какая-то древняя школа… «неправильная».)

Учитель: А есть ли логика в поведении Ожогова и Дубинина? Именно логика, а не нарушения правил пожарной безопасности. (Ответы обучающихся: Логика покинула чат с Дубининым. Они увидели искрящуюся розетку, испугались, но никому ничего не сказали. Надо было бежать искать взрослых. А они прячут тлеющие остатки бенгальского огня в хлам под лестницей – фактически разводят костёр. Это уже диверсия. И ещё странный поступок – они собирались развлекаться бенгальским огнём в замкнутом помещении, да ещё в подвале – если бы что-то пошло не так, их бы не спасли. Всё, что сделано Ожоговым и Дубининым, странно. С учётом того, что они спортсмены.)

Учитель: Кто поступил правильно в этом эпизоде? (Ответы обучающихся: преподаватель ОБЖ, он затушил тлеющие остатки.)

Учитель: С точки зрения пожарных, как называются действия этого учителя? (Ответы обучающихся: Он применил подручные средства для борьбы с очагом возгорания.)

Учитель: А розетка? (Ответы обучающихся: Преподаватель ОБЖ про неё не знал.)

Учитель: А если бы заметил? А в руках мокрая тряпка на швабре? (Ответы обучающихся: Сложная ситуация. Раз это преподаватель ОБЖ, военрук, значит, он твёрдо знает, что к электричеству нельзя приступать с водой. Но может по инерции… Тогда удар током.)

Учитель: Причину пожара в школе мы установили. Всё же она достаточно часто встречающаяся – электропроводка, хотя в двух точках были практически реальные поджоги. Марину с её опытами не учитываем почему? (Ответы обучающихся: Она была с учительницей, и ответственность также лежит на учительнице – могла бы проверить расчёты девочки, и мы говорили про вытяжной шкаф. А Марина не баловалась, она официально занималась опытами в присутствии педагога.)

Учитель: А что стало бы причиной пожара, если бы не остановили Кукушкина, Дубинина? (Ответы обучающихся: Детская шалость с огнём.)

Учитель: Вернёмся к серьёзному вопросу, который я задала перед игрой. Кто помнит? Кто ответит? (Ответы обучающихся: Точно чего у нас в школе нет и не будет – это захламлённость, это странные поступки с поджиганием, это опасные опыты. А неисправность электропроводки иногда действительно трудно заметить.)

Учитель: Мы отметим, что преподаватель ОБЖ был в шаге от ошибки, и даже хорошо, что Степан Иванович заметил эту искрящую розетку, а не военрук. Давайте пройдём викторину и посмотрим, какие ещё ошибки совершают люди на пожарах.

Обратите внимание, в некоторых случаях подсказки на правильные ответы есть на инфографике. Кто заметил? (Ответы обучающихся: В некоторых вопросах две картинки, и одна помечена зелёной галочкой – это правильное действие, красный крестик – у неправильных действий.)

Учитель: Надеюсь, сегодня на классном часе мы задали тон активного и аккуратного учебного года.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Обсудите с семьёй – как вы относитесь к пожарной безопасности в тех ситуациях, которые мы обсудили сегодня. Что надо сделать?

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить