Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Несмотря на то, что ВДПО более 130 лет разъясняет, рекомендует, предостерегает пожары происходят. А почему? Давайте посмотрим небольшую зарисовку из жизни некой школы. Надеюсь, вы себя в этих персонажах не узнаете. Но как знать…
И у меня есть задание, которое вы получите сейчас, а вернёмся к нему позднее. После игры мы обсудим, какие из ситуаций возможны в нашей реальной школе? Почему? Что с этим делать нам?
Предлагаю сложный психологический вопрос! Кукушкин с другом уничтожили улики. Давайте мы сейчас не будем говорить о том, что «двойка» по алгебре – это плохо. Что скрывать от мамы оценки тоже не лучшая стратегия, правильнее работать над знаниями, а не сокрытием. Но! Взглянем иначе. Как они могли сделать это безопасно? (Ответы обучающихся: Они же были в туалете, там есть контейнер для мусора, и никто не полезет в него за их «двойками». В туалет выкинуть можно. В любом случае это неправильно, но хоть безопасно.)
Учитель: А кто вызывает симпатии в этом фрагменте? (Ответы обучающихся: Целеустремленная девочка Марина и её учительница, которая и сама умеет пользоваться огнетушителем, и ребятам о нём рассказывала.)
Учитель: В 7 классе вы начали изучать химию и узнали правила проведения химических опытов, в том числе правила безопасности, так как химия часто связана с выделением дыма, горением, тлением, а иногда и взрывом – вот почему ни в коем случае нельзя делать опыты самостоятельно, или смешивать наугад различные вещества. Учительница химии, умеющая пользоваться огнетушителем и не растерявшаяся, – молодец. Кстати, в кабинете химии в обязательном порядке имеется и асбестовое покрывало, тоже являющееся первичным средством пожаротушения, а также ящик с песком. Но что не так в этой сцене? (Ответы обучающихся: Во-первых, опыты с потенциально возможным дымом и возгоранием делают в вытяжном шкафу. Во-вторых, сразу сработала бы пожарная сигнализация, был бы звук тревоги, объявления по радио, общая эвакуация. Даже если учительница сразу затушила возгорание, и пожара не произошло, только небольшое задымление. Раз очевидцы видели чёрный дым, то первыми его ощутить должны были датчики в кабинете химии и в коридоре рядом. Это какая-то древняя школа… «неправильная».)
Учитель: А есть ли логика в поведении Ожогова и Дубинина? Именно логика, а не нарушения правил пожарной безопасности. (Ответы обучающихся: Логика покинула чат с Дубининым. Они увидели искрящуюся розетку, испугались, но никому ничего не сказали. Надо было бежать искать взрослых. А они прячут тлеющие остатки бенгальского огня в хлам под лестницей – фактически разводят костёр. Это уже диверсия. И ещё странный поступок – они собирались развлекаться бенгальским огнём в замкнутом помещении, да ещё в подвале – если бы что-то пошло не так, их бы не спасли. Всё, что сделано Ожоговым и Дубининым, странно. С учётом того, что они спортсмены.)
Учитель: Кто поступил правильно в этом эпизоде? (Ответы обучающихся: преподаватель ОБЖ, он затушил тлеющие остатки.)
Учитель: С точки зрения пожарных, как называются действия этого учителя? (Ответы обучающихся: Он применил подручные средства для борьбы с очагом возгорания.)
Учитель: А розетка? (Ответы обучающихся: Преподаватель ОБЖ про неё не знал.)
Учитель: А если бы заметил? А в руках мокрая тряпка на швабре? (Ответы обучающихся: Сложная ситуация. Раз это преподаватель ОБЖ, военрук, значит, он твёрдо знает, что к электричеству нельзя приступать с водой. Но может по инерции… Тогда удар током.)
Учитель: Причину пожара в школе мы установили. Всё же она достаточно часто встречающаяся – электропроводка, хотя в двух точках были практически реальные поджоги. Марину с её опытами не учитываем почему? (Ответы обучающихся: Она была с учительницей, и ответственность также лежит на учительнице – могла бы проверить расчёты девочки, и мы говорили про вытяжной шкаф. А Марина не баловалась, она официально занималась опытами в присутствии педагога.)
Учитель: А что стало бы причиной пожара, если бы не остановили Кукушкина, Дубинина? (Ответы обучающихся: Детская шалость с огнём.)
Учитель: Вернёмся к серьёзному вопросу, который я задала перед игрой. Кто помнит? Кто ответит? (Ответы обучающихся: Точно чего у нас в школе нет и не будет – это захламлённость, это странные поступки с поджиганием, это опасные опыты. А неисправность электропроводки иногда действительно трудно заметить.)
Учитель: Мы отметим, что преподаватель ОБЖ был в шаге от ошибки, и даже хорошо, что Степан Иванович заметил эту искрящую розетку, а не военрук. Давайте пройдём викторину и посмотрим, какие ещё ошибки совершают люди на пожарах.
Обратите внимание, в некоторых случаях подсказки на правильные ответы есть на инфографике. Кто заметил? (Ответы обучающихся: В некоторых вопросах две картинки, и одна помечена зелёной галочкой – это правильное действие, красный крестик – у неправильных действий.)
Учитель: Надеюсь, сегодня на классном часе мы задали тон активного и аккуратного учебного года.