Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Сейчас и мы попробуем сдать экзамен на должность Деда Мороза. Он хозяин праздника, и, конечно, должен всё знать и уметь провести праздник так, чтобы он ничем не омрачился.
Учитель: Подробности нам расскажет викторина
Вопрос 1. Об опасности ёлок.
Учитель: Пожарной опасностью обладают и натуральные, и искусственные деревья, просто разные факторы опасности: натуральное смолистое дерево будет активно искрить, разбрасывая горящие хвоинки и распространяя очаги возгорания; искусственная ёлка, как и любое пластиковое изделие, тлеет, выделяя ядовитые продукты горения и создавая сильное задымление.
Прочитайте карточку ответа. Там дана ещё более глубокая информация об этом, в том числе как устанавливать ёлку безопасно.
Вопрос 2. Учитель: Вы пока не знаете, что материалы разделяются по классу горючести. Логика тут простая, чем выше индекс, тем больше возгораемость. Соответственно, наименее опасен класс Г1. Не знали, теперь мы все вместе это знаем.
Вопрос 3. Учитель: Никто из вас не станет покупать отслужившее свой срок изделие или в заведомо «нехорошей» торговой точке, например, с рук в переходе или в случайно встреченной палатке, где нет возможности проверить изделие, проверить сертификат качества на изделие. Но на самом деле, при всей распространенности Интернет-торговли, сложные приборы лучше покупать лично, чтобы при вас продавец проверил их работоспособность и заполнил гарантийный талон .
Вопрос 4. Учитель: Вот ещё одно специфическое познание – о маркировке гирлянд. Действительно, есть гирлянды, предназначенные для использования на улице, а есть – комнатные. Это как растения: некоторые могут жить только в комнате, а на улице погибнут.
Вопрос 5. Учитель: Вопрос скорее на логику. Раз текстиль, то есть ткань, способна воспламеняться, то не важно, занавес это или костюм звездочёта. У нас в школе антипиреном обработано абсолютно всё то, что может гореть в зале – декорации, занавес, шторы.
Вопрос 6. Учитель: Правильно, ответ на этот вопрос вы знали с 1 класса.
Вопрос 7. Учитель: Действительно, хороший Дед Мороз должен уметь выбирать правильные подарки, а не те, которые могут принести огорчение. Дарить ребёнку мощные петарды нет смысла. Не надо даже брать в руки то, что понадобится не скоро, а соблазн применить здесь и сейчас возникнет сразу. Вам же не дарят грузовик на вырост. Вырастете, выучитесь на водителя, вот тогда и будет и грузовик, и автобус.
Вопрос 8. Учитель: Вообще, лучше нигде. Потому что, как говорится в сказке «Алиса в стране чудес» в переводе Бориса Заходера: «Где далеко до Лондона – Париж рукой подать». Широкий двор в темноте и в спешке может оказаться автостоянкой в конце, а вы не заметили, и всё взорвалось.
Собеседование на Деда Мороза мы с вами с трудом, но сдали. Давайте восполним пробелы и повторим правила.
Вопрос 1. Учитель: Звук является опасным фактором петард? (Ответы обучающихся: Да, звук может напугать маленьких детей, часто пугает животных и они убегают, теряются.)
Вопрос 2. Учитель: Вот мы заодно узнали, что такое сертификат – это документ, подтверждающий качество. В данном случае – пиротехнической продукции. Слово встречается часто и имеет более широкое значение. Специалисты тоже получают сертификат! Например, Дед Мороз Иванов прошёл обучение в школе снеговиков и готов проводить утренники.
Вопрос 3. Учитель: Вообще любое дело надо начинать с ознакомления с инструкцией, а не читать её, когда уже что-то пошло не так. В каком произведении сушили бенгальские огни на батарее? (Ответы обучающихся: В рассказе Н. Носова «Бенгальские огни» Мишка делал самодельные и чуть не устроил пожар, испортил пирог дымом.)
Вопрос 4. Учитель: Чисто технически ответ 2 правильный. Бумажные конфетти и серпантин, вылетающие из хлопушки, могут загореться от свечей. А может ли это произойти у разумных, ответственных празднующих? (Ответы обучающихся: Нет, потому что свечи ответственные люди, знающие правила пожарной безопасности, на ёлочном празднике не используют.)
Вопрос 5. Учитель: Как видите, бенгальские огни содержат больше вреда, чем пользы.
Вопрос 6. Учитель: Все запреты, касающиеся петард, логичны. Думаю, нам не надо сейчас отдельно говорить, почему нельзя бросать петарды перед людьми и животными. А почему в кармане нельзя носить? А где? В кобуре? В чемоданчике бронированном? (Ответы обучающихся: В кармане она не загорится, но может повредиться. Тогда при попытке зажечь может вспыхнуть быстрее и разлететься, попасть в глаза и повредить их, вызвать ожоги.)
Вопрос 7. Учитель: Если вы уже начали изучать физику, то ответ на вопрос будет очевиден. Если нет – я поясню. В закрытой ёмкости создаётся избыточное давление, и петарда превращается в настоящую бомбу – осколки летят вокруг, а вы не успеете от них увернуться.
Вопрос 8. Учитель: Как видите, лучше их не пускать вообще, так как даже сказать: «Идите, дети, в чисто поле, чтоб разгуляться там на воле» – я не могу. Рядом с полем – лес! В лесу сухостой и валежник, они могут загореться даже зимой.
Вопрос 9. Учитель: Карточка поясняет, чем опасны погодные неприятности при запуске фейерверка или петарды. И если с бурей и ветром всё ясно – разнесут искры. И с жарой ясно – сухость вокруг, то чем опасен дождь? Он же наоборот, создаст пожаробезопасный фон? (Ответы обучающихся: В дождь она потухнет, ты подойдешь посмотреть, убрать, а она взорвется в руках.)
Вопрос 10. Учитель: Вот теперь мы с вами испытываем глубокое разочарование, потому что эти знания вам пригодятся не раньше, чем в 9-10 классе, то есть в 16 лет. Продажа пиротехники запрещена до 16 лет. Как вы думаете, почему же тогда мы половину классного часа это разбирали? (Ответы обучающихся: В компании могут быть ребята старше, родители. Надо знать на всякий случай.)