Классный час «Печка-матушка» (1-4 класс)

Тип занятия Классный час для школ, расположенных в населённом пункте с частными домами круглогодичного проживания с печным отоплением (сельские поселения)
Класс 1-24 класс
Тема занятия «Печка-матушка»
Цель Конкретизировать компетенции обращения с приборами открытого огня у обучающихся, вынужденно проживающих круглогодично в домах с печным отоплением и использованием газа в баллонах.
Сформировать понимание, что использование открытого огня может быть безопасным только в случае безукоризненного соблюдения правил пожарной безопасности.
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как основа благополучия семьи.
Забота о семье.
История своего края.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих знаний в области пожарной безопасности;
  • понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности в интересах коллективной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к овладению компетенциями безопасного поведения.
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
«Стихи: Деревенский дом»
Загадки: Деревенский дом»
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Печь»
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Газовое оборудование-2»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данное занятие предназначено для территорий, где население круглогодично проживает в частных домах с печным отоплением, дровяной баней и привозным газом.

Актуализация знаний проводится в формате беседы, где учитель выясняет степень вовлеченности детей в использование пожароопасных бытовых приборов, понимание детьми связи нарушений правил эксплуатации бытовых печей и газа в баллонах с пожарами в быту

Затем учитель предлагает блок загадок

«Загадки: Деревенский дом»

Рекомендуется предложить детям назвать те приспособления, которые в их семье, у соседей используются или нет. Например, самовар с трубой на щепках и шишках, возможно, в повседневном быту сельских жителей может и не применяться, так как это затраты времени, и его используют дачники «для создания атмосферы».

Полезно поговорить о явлении старого и нового: очаг, дрова – это было в нашем селении всегда, а электроприборы появились только ХХ веке, а такие вещи, как пылесос – совсем недавно.

Привлечение краеведческого материала потребует от учителя предварительной подготовки – если спрашивать у детей о имеющихся в населённом пункте исторических постройках, то надо точно знать адреса и предполагаемые даты постройки, желательно иметь фотопрезентацию нескольких интересных строений данного населённого пункта.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний строится на использовании викторин.

Сначала рассматривается тренажёр Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Печь»

Следует обратить внимание на вопрос, непосредственно обращенный к полномочиям детей: «Кто может топить печь?». Следует ещё раз уточнить у детей, если это не было точно выяснено на вводной части занятия, доводилось ли им лично самостоятельно топить печь, что именно делать – подкладывать дрова или растапливать?

Весь блок вопросов касается растапливания печи, хранения дров. Вопрос об опасности трещин в печи касается и детей – так как они наблюдательны и могут заметить неисправность, на чём и надо сделать акцент. К детям имеет отношение вопрос о запрете сжигать в печи аэрозольные баллончики.

Следует понимать, что особая опасность баллонного привозного газа в сравнении с магистральным – это техника переключения баллонов при их смене. И дети эту работу не выполняют однозначно. Мы не ставим целью провоцировать конфликтную ситуацию в семье, если ребёнок будет делать замечания взрослым. Но он может принимать участие в обсуждении проблемы

Закрепление

Подбор предметного ряда в данном блоке общего характера и для дачной местности, и для домов постоянного проживания.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Заключение урока желательно построить как выведение общих правил для младшеклассника: заметил неисправность – сообщи родителям, они устают, могут не заметить.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Мы с вами живём в замечательном селе, история которого насчитывает более 150 лет. Мы бережно храним традиции наших предков, но всегда готовы принять в свою жизнь то новое, что сделает её лучше.

Тепло в наши дома приносит печка. С помощью печи обогреваются коровники, топятся бани. Это пример огня-друга или огня-врага? (Ответы обучающихся: Огонь-друг в данном случае)..

Учитель:
А без доброго огня
Нам прожить никак нельзя.

Учитель: Доводилось ли вам помогать взрослым растапливать печь? Что именно вы делали? (Ответы обучающихся: Помогал приносить дрова, закладывал дрова в печку, а мама растапливала, помешивал кочергой).

Учитель: Хочу обратить внимание на факт. Наше село действительно насчитывает несколько сотен лет истории, и есть дома, которые стоят очень давно. Вы такие дома знаете у нас? (Ответы обучающихся с информацией о старинных строениях с печным отоплением).

Учитель: Более того, эти дома построены и часть своей жизни «прожили» в эпоху, когда электричество не было проведено в наш населённый пункт. Как вы думаете, а освещались они чем? (Ответы обучающихся: Свечи, керосиновые лампы).

Учитель: Действительно, и даже в более поздние годы, например, во время войны, люди экономили электричество и пользовались по старинке керосиновыми лампами и коптилками. Тем не менее – эти дома стоят и сейчас. Что же уберегло их от пожара? (Ответы обучающихся, в которых они должны сформулировать важность аккуратного, внимательного использования печей, свечей, выполнение правил пожарной безопасности).

Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что сам по себе огонь таит, конечно, опасность, но при грамотном его использовании огня для пользы нашей жизни он может служить столетиями, не причинив ущерба.

Мудрый Филин предложил нам загадки.

Учитель: Какие из упоминающихся в отгадках предметов самые старинные?

Какой из приборов появился относительно недавно?

Есть ли в вашей семье самовар, есть ли у него своя история? А ещё очень часто подсвечники, кочерга, ухват передаются от поколения к поколению, эти вещи металлические и мало подвержены времен. Есть ли у вас такие вещи?

Можно подготовить о них сообщение, проект.

И утюг мы сейчас привыкли уже понимать как электроприбор. А 200 лет назад, в XVIII веке, это было тяжелое чугунное, целиком литое изделие. Его нагревали на печи и гладили за счет его тяжести. В XIX веке появились утюги-пароходы. Внутрь насыпали горячие угли. Важно было уследить, чтобы на белоснежную простыню не выпали угли – испачкают, прожгут, и все труды будут напрасны. Поэтому труд гладильщицы был высокооплачиваемым – они гладили дорогие наряды знати.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Наш народ называл печь «печка-матушка». Много было поговорок о печке как источнике доброго тепла, основы дома: «Танцевать от печки», «Счастье и на печке найдёт», «От беды на печке не спрятаться».

Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Печь» поможет нам уточнить, знаем ли мы правила использования бытовых печей. Детское ли это дело? (Ответы обучающихся: Нет, топить печь должны взрослые, но мне приходилось подкладывать дрова и т. д.).

Учитель: В викторине все правила в основном относятся к взрослым. Мы же ответили на вопрос о том, кто может топить печь. Но если вы были внимательны, то есть два вопроса, которые касаются вас. Давайте подумаем. (Ответы обучающихся: Не бросать аэрозольные баллончики).

Учитель: Да, бытовая печь не является мусоросжигательным заводом. Мы видели вопрос о том, можно ли использовать топливо, не предназначенное для данного типа печи. Есть печи, работающие на жидком топливе, на торфяных брикетах, на угле и на обычных дровах.

Но в викторине есть ещё один момент. Подскажу: вы можете кое-что заметить и вовремя сказать взрослым (Ответы обучающихся: Трещины на трубе и печи. И ещё был вопрос, почему дымоходы красят в белый цвет, чтобы была видна копоть от просочившегося дыма).

Учитель: Не только печь обогревает нас. Сейчас многие используют для приготовления пищи газ. Его привозят в баллонах. Какого они цвета? (Ответы обучающихся: Красного).

Учитель: Газ требует особого аккуратного обращения. И самое опасное – это переключение нового баллона. Все остальные правила относятся к любым бытовым газовым приборам, в том числе работающим с использованием магистрального газа, который поступает по трубам. Есть один хороший момент в баллонном привозном газе – его не так много в баллоне. И при утечке пожар возникнет, но вероятность мощного взрыва всё же меньше. Тем не менее расслабляться не стоит, опасность пожара, опасность пострадать при хлопке газа всегда высока.

Давайте повторим правила обращения с газовым оборудованием дома, а поможет нам викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Газовое оборудование-2»

Закрепление знаний

Учитель: У нас осталось время. И мы можем помочь Огнетушителю и Капельке починить их рассыпавшиеся стихи.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Итак, мы повторили правила пожарной безопасности. Какие из них самые важные? Какие вам запомнились? (Ответы обучающихся: Если заметил неполадки, надо сообщить взрослым. Это касается и электроприборов, и печек, и газа. Нельзя бросать в печку никакие предметы).

Учитель: Хочу напомнить, что, если вы заметили какие-то неточности в соблюдении правил пожарной безопасности взрослыми, надо очень вежливо и деликатно обратить их внимание. Не всем взрослым приятно, когда указывают на их ошибки. Но если вы скажете своевременно, но дружелюбно, то взрослые будут вам благодарны за общий вклад в безопасность жилища.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить