Классный час «Пожарные в огне войны» к Дню Победы (3-4 класс)

Тип занятия Классный час к Дню Победы
Класс 3-4 класс
Тема занятия «Пожарные в огне войны»
Цель Познакомить с героическим вкладом Пожарной охраны и пожарных-добровольцев в Великую Победу.
Продолжить работу по изучению страниц истории Великой Отечественной войны и создать у обучающихся представления о роли пожарных-добровольцев во всенародном характере Великой Отечественной войны.
Актуализировать имеющиеся знания о подвиге советского народа при обороне г. Москвы, о жизни города осенью 1941 г.
Расширить представления о событиях обороны Москвы, роли жителей и противопожарных формирований.
Сообщить новые знания о роли добровольных противопожарных формирований школьников, подростков и молодежи в Великой Победе.
Формирующиеся ценности: Гордость за Великую Победу.
Патриотизм.
Стремление приносить пользу Родине.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих знаний в области пожарной безопасности;
  • понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности в интересах коллективной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к овладению компетенциями безопасного поведения.
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Викторина «Пожарные в годы Великой Отечественной войны»

Аудиозаписи «Воздушная тревога», «Вставай, страна огромная», «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича – доступны в открытой сети.

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данное занятие посвящено Великой Отечественной войне. Наиболее подходящие даты проведения – годовщина начала разгрома немецко-фашистских войск под Москвой – 5 декабря. Верным будет проведение этого классного часа к 9 мая – День Победы. Также 9 декабря – День героев России, 23 февраля – День защитников Отечества – тоже может быть удачным решением для разговора о вкладе российских пожарных в Великую Победу.

тветственно, мотивационная часть занятия посвящена уточнению знаний детей о Великой Отечественной войне.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная работа на уроке разворачивается вокруг познавательной викторины «Пожарные в огне войны».

Викторина «Пожарные в годы Великой Отечественной войны»

Методический совет: время ответа на вопросы достаточно, чтобы быстро найти ответ, но «забыть» о викторине нельзя – программа закроет прохождение и предложит пройти ещё раз.

В викторине «Пожарные в огне войны» 10 вопросов. Иллюстративный материал заранее подготавливать учителю не надо – он есть на кадрах викторины, как и фактологический.

Прохождение начинается с постановки проблемы, к которой дети уже подошли на занятии: знакомы ли детям имена героев Пожарной охраны, которые внесли свой вклад в Победу?

С учетом возраста младшеклассников, в основном на вопросы ответ даст викторина, но задача учителя постараться направить ход рассуждения детей.

Особенно важно обратить внимание на то, что в противопожарной работе были задействованы школьники, их сверстники и более старшие дети.

На картине Севостьянова на титульной странице викторины надо заострить внимание детей – пожарные там в армейских касках, а здание похоже на исторический памятник. Можно подчеркнуть, что для фашистских захватчиков не существовало ничего неприкосновенного – они не жалели ни людей, ни детей, ни памятники нашей культуры, и роль пожарных ещё и в том, что они не дали уничтожить нашу историю.

Вопрос 1. Когда произошел в первый раз вражеский авианалёт на город Москву? Ответ уже прозвучал в вступительных словах учителя, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года.

Вопрос 2 может вызвать затруднение даже не самим ответом, а термином. Поясняем школьникам, что комсомольская организация объединяла тогда ребят с 14 лет, современный 8 класс и старше. Подчеркиваем с опорой на текст ответа в викторине, что явление носило массовый характер. Можно отметить, что названия городов звучат непривычно: сейчас Калинин называется Тверь, а Горький – Нижний Новгород. Целесообразно показать их на карте.

Вопрос 3 очень важен в свете современной повестки активного освоения девушками профессий, традиционно считавшихся мужскими. На фото изображены молодые девушки-пожарные, как и на фото к вопросу 2. На это стоит обратить внимание детей.

Вопрос 5 об ученых из Центрального научно-исследовательского института Пожарной охраны важен, так как тоже показывает всенародный, то есть отечественный, характер войны. Ученые тоже внесли свой вклад в Победу.

Вопрос 6 можно проиллюстрировать дополнительно. Детям важен комплекс впечатлений. И если дать им посмотреть, потрогать руками кусок плотного брезента, то это поможет ярче и конкретнее понять и историю боевой одежды пожарного, и представить снаряжение пожарных в рассматриваемую эпоху.

Вопрос 7 традиционно вызывает споры у детей, так как аналогов этой конструкции в повседневном обиходе нет.

Вопрос 8 важен тем, что подвиг Николая Гастелло, как правило, хотя бы на уровне узнавания дети знают, слышали имя. А вот связь его с Пожарной охраной является неочевидным фактом и для взрослых.

Вопросы 9 и 10 касаются персоналий. В данном случае вопрос 9 можно пройти в назывном порядке, а композитор Д. Шостакович может быть знаком детям, поэтому прохождение викторины можно завершить прослушиванием фрагмента Ленинградской симфонии.

На этапе закрепления следует добиться понимания обучающимися, что война носила истинно всенародный характер. Женщины и дети выполняли не свойственные им в мирной жизни сложные, опасные задачи –тушение пожаров. Следует обратить внимание обучающихся, что речь идёт не только о комсомольцах – то есть старшеклассниках. В пионеры вступали в 3-4 классе, и в годы войны школьники 10-12 лет уже трудились наравне со взрослыми.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Задание подразумевает элементы самоанализа. Какие качества надо развить в себе, чтобы быть достойными своих ровесников тех лет?

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Вступительная часть

Учитель: Великая Отечественная война навсегда осталась в сердцах и памяти нашего народа. Сейчас осталось слишком мало её живых свидетелей – со дня Великой Победы прошла жизнь целого поколения тех, кто жил без войны.

Есть такие строки поэта Сорокина:
«Становится то время легендарным
И многое напишется о нём.
Я рассказал о мужестве пожарных,
О тяжком их сражении с огнём».

Актуализация знаний

Учитель: Давайте вспомним основные даты Великой Отечественной войны – её начало, окончание.

Послушайте песню, которая была написана в первые два дня после начала войны, и даже сейчас вызывает священный трепет и гордость за наш народ. Она так и называется: «Священная война». Слова написал Владимир Иванович Лебедев-Кумач. Это не просто известный поэт-песенник, его стихотворение, посвященное пожарным, мы услышим сегодня. Музыку написал композитор Александр Васильевич Александров. Песня ежедневно звучала по всесоюзному радио сразу после боя курантов.

Прослушивание трека.

Учитель: Тогда не было телевидения, портативных телефонов. Все новости люди узнавали из газет и по радио.

Вы эту песню, безусловно, слышали. Где, когда? (Ответы обучающихся: С семьей гуляли в парке на День Победы, участвовали в торжественном шествии).

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний

Учитель: С первых дней войны Пожарная охрана перешла на новые условия. Но обычные городские пожарные команды не были рассчитаны на массовые пожары. Многие города испытали на себе ужас фашистских бомбардировок с первых дней войны. А ровно через месяц немецкая авиация начала налёты на Москву, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года. 8 сентября 1941 года враги сбросили 6 327 зажигательных бомб на Ленинград, второй по значению город страны.

Многие дома в городах в то время были деревянные. И даже каменные имели деревянные перекрытия – не бетонные балки пол-потолок, как сейчас, а деревянные. И крыши были как мы рисуем в детском саду – «домиком», это тоже деревянные конструкции. Они легко горят. Если бы не усилия пожарных, город превратился бы в сплошной пожар, как в 1812 году, и мы утратили бы историческую застройку, а люди – жильё.

История сохранила для нас факты, фотографии. Давайте сейчас познакомимся с ними. Причем интересным способом: сначала попытаемся сами найти ответ. Если не знаем – нам подскажут профессионалы.

Закрепление

Учитель: Что особенно удивило в организации Пожарной охраны времен войны? (Ответы обучающихся: Женщины, дети на опасных рубежах обороны, на пожарах).

Поэтесса Вера Инбер посвятила им строки:


«Когда от бомб в стропилах чердака –
Мгновенье – и строенье загорится,
Она уже в пожарной рукавице,
Заботливая женская рука».

Поэт Лебедев-Кумач написал не только главную песню этой войны. Он посвятил стихотворение вашему ровеснику. Оно так и называется: «Юный патриот»:

«Руки смуглые в царапинах,
Непокорный взбит вихор,
На плечах тужурка папина,
Строг и важен разговор…
Да, фугаска – штука страшная!
Зажигалка – ерунда!
Я их в ночь позавчерашнюю
Все засыпал без труда.
Он штук пять на нас их выкинул –
Над подъездом и вот тут.
Мы их с Колькою Чумикиным
Загасили в пять минут!
Важно тут одно мгновение –
Разгореться ей не дать,
Подцепить за оперение
И песочком закидать.
Укротить не трудно пыл её,
Зажигалка – ерунда…
Я гашу её как милую…
Вот фугаска – это да!»

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Итоги занятия

Учитель: Что нового мы узнали?

Что знали, но сейчас получили новые подробности?

Рефлексия

Учитель: Как вы думаете, смогли бы вы быть на месте этих ребят? Какие качества надо развить в себе?

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить