тветственно, мотивационная часть занятия посвящена уточнению знаний детей о Великой Отечественной войне.
Тип занятия | Классный час к Дню Победы |
Класс | 3-4 класс |
Тема занятия | «Пожарные в огне войны» |
Цель | Познакомить с героическим вкладом Пожарной охраны и пожарных-добровольцев в Великую Победу.
Продолжить работу по изучению страниц истории Великой Отечественной войны и создать у обучающихся представления о роли пожарных-добровольцев во всенародном характере Великой Отечественной войны. Актуализировать имеющиеся знания о подвиге советского народа при обороне г. Москвы, о жизни города осенью 1941 г. Расширить представления о событиях обороны Москвы, роли жителей и противопожарных формирований. Сообщить новые знания о роли добровольных противопожарных формирований школьников, подростков и молодежи в Великой Победе. |
Формирующиеся ценности: | Гордость за Великую Победу.
Патриотизм. Стремление приносить пользу Родине. |
Планируемые результаты | |
Личностные: |
|
Метапредметные: |
|
Продолжительность занятия: | 45 мин |
Рекомендуемая форма занятия: | Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий. |
Дополнительное оборудование | Мультимедиакомплекс с выходом в интернет. |
Комплект материалов: |
Викторина «Пожарные в годы Великой Отечественной войны»
Аудиозаписи «Воздушная тревога», «Вставай, страна огромная», «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича – доступны в открытой сети. |
тветственно, мотивационная часть занятия посвящена уточнению знаний детей о Великой Отечественной войне.
Задание подразумевает элементы самоанализа. Какие качества надо развить в себе, чтобы быть достойными своих ровесников тех лет?
Вступительная часть
Учитель: Великая Отечественная война навсегда осталась в сердцах и памяти нашего народа. Сейчас осталось слишком мало её живых свидетелей – со дня Великой Победы прошла жизнь целого поколения тех, кто жил без войны.
Есть такие строки поэта Сорокина:
«Становится то время легендарным
И многое напишется о нём.
Я рассказал о мужестве пожарных,
О тяжком их сражении с огнём».
Актуализация знаний
Учитель: Давайте вспомним основные даты Великой Отечественной войны – её начало, окончание.
Послушайте песню, которая была написана в первые два дня после начала войны, и даже сейчас вызывает священный трепет и гордость за наш народ. Она так и называется: «Священная война». Слова написал Владимир Иванович Лебедев-Кумач. Это не просто известный поэт-песенник, его стихотворение, посвященное пожарным, мы услышим сегодня. Музыку написал композитор Александр Васильевич Александров. Песня ежедневно звучала по всесоюзному радио сразу после боя курантов.
Прослушивание трека.
Учитель: Тогда не было телевидения, портативных телефонов. Все новости люди узнавали из газет и по радио.
Вы эту песню, безусловно, слышали. Где, когда? (Ответы обучающихся: С семьей гуляли в парке на День Победы, участвовали в торжественном шествии).
Сообщение новых знаний
Учитель: С первых дней войны Пожарная охрана перешла на новые условия. Но обычные городские пожарные команды не были рассчитаны на массовые пожары. Многие города испытали на себе ужас фашистских бомбардировок с первых дней войны. А ровно через месяц немецкая авиация начала налёты на Москву, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года. 8 сентября 1941 года враги сбросили 6 327 зажигательных бомб на Ленинград, второй по значению город страны.
Многие дома в городах в то время были деревянные. И даже каменные имели деревянные перекрытия – не бетонные балки пол-потолок, как сейчас, а деревянные. И крыши были как мы рисуем в детском саду – «домиком», это тоже деревянные конструкции. Они легко горят. Если бы не усилия пожарных, город превратился бы в сплошной пожар, как в 1812 году, и мы утратили бы историческую застройку, а люди – жильё.
История сохранила для нас факты, фотографии. Давайте сейчас познакомимся с ними. Причем интересным способом: сначала попытаемся сами найти ответ. Если не знаем – нам подскажут профессионалы.
Закрепление
Учитель: Что особенно удивило в организации Пожарной охраны времен войны? (Ответы обучающихся: Женщины, дети на опасных рубежах обороны, на пожарах).
Поэтесса Вера Инбер посвятила им строки:
Поэт Лебедев-Кумач написал не только главную песню этой войны. Он посвятил стихотворение вашему ровеснику. Оно так и называется: «Юный патриот»:
«Руки смуглые в царапинах,
Непокорный взбит вихор,
На плечах тужурка папина,
Строг и важен разговор…
Да, фугаска – штука страшная!
Зажигалка – ерунда!
Я их в ночь позавчерашнюю
Все засыпал без труда.
Он штук пять на нас их выкинул –
Над подъездом и вот тут.
Мы их с Колькою Чумикиным
Загасили в пять минут!
Важно тут одно мгновение –
Разгореться ей не дать,
Подцепить за оперение
И песочком закидать.
Укротить не трудно пыл её,
Зажигалка – ерунда…
Я гашу её как милую…
Вот фугаска – это да!»
Итоги занятия
Учитель: Что нового мы узнали?
Что знали, но сейчас получили новые подробности?
Рефлексия
Учитель: Как вы думаете, смогли бы вы быть на месте этих ребят? Какие качества надо развить в себе?
Методический совет: время ответа на вопросы достаточно, чтобы быстро найти ответ, но «забыть» о викторине нельзя – программа закроет прохождение и предложит пройти ещё раз.
В викторине «Пожарные в огне войны» 10 вопросов. Иллюстративный материал заранее подготавливать учителю не надо – он есть на кадрах викторины, как и фактологический.
Прохождение начинается с постановки проблемы, к которой дети уже подошли на занятии: знакомы ли детям имена героев Пожарной охраны, которые внесли свой вклад в Победу?
С учетом возраста младшеклассников, в основном на вопросы ответ даст викторина, но задача учителя постараться направить ход рассуждения детей.
Особенно важно обратить внимание на то, что в противопожарной работе были задействованы школьники, их сверстники и более старшие дети.
На картине Севостьянова на титульной странице викторины надо заострить внимание детей – пожарные там в армейских касках, а здание похоже на исторический памятник. Можно подчеркнуть, что для фашистских захватчиков не существовало ничего неприкосновенного – они не жалели ни людей, ни детей, ни памятники нашей культуры, и роль пожарных ещё и в том, что они не дали уничтожить нашу историю.
Вопрос 1. Когда произошел в первый раз вражеский авианалёт на город Москву? Ответ уже прозвучал в вступительных словах учителя, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года.
Вопрос 2 может вызвать затруднение даже не самим ответом, а термином. Поясняем школьникам, что комсомольская организация объединяла тогда ребят с 14 лет, современный 8 класс и старше. Подчеркиваем с опорой на текст ответа в викторине, что явление носило массовый характер. Можно отметить, что названия городов звучат непривычно: сейчас Калинин называется Тверь, а Горький – Нижний Новгород. Целесообразно показать их на карте.
Вопрос 3 очень важен в свете современной повестки активного освоения девушками профессий, традиционно считавшихся мужскими. На фото изображены молодые девушки-пожарные, как и на фото к вопросу 2. На это стоит обратить внимание детей.
Вопрос 5 об ученых из Центрального научно-исследовательского института Пожарной охраны важен, так как тоже показывает всенародный, то есть отечественный, характер войны. Ученые тоже внесли свой вклад в Победу.
Вопрос 6 можно проиллюстрировать дополнительно. Детям важен комплекс впечатлений. И если дать им посмотреть, потрогать руками кусок плотного брезента, то это поможет ярче и конкретнее понять и историю боевой одежды пожарного, и представить снаряжение пожарных в рассматриваемую эпоху.
Вопрос 7 традиционно вызывает споры у детей, так как аналогов этой конструкции в повседневном обиходе нет.
Вопрос 8 важен тем, что подвиг Николая Гастелло, как правило, хотя бы на уровне узнавания дети знают, слышали имя. А вот связь его с Пожарной охраной является неочевидным фактом и для взрослых.
Вопросы 9 и 10 касаются персоналий. В данном случае вопрос 9 можно пройти в назывном порядке, а композитор Д. Шостакович может быть знаком детям, поэтому прохождение викторины можно завершить прослушиванием фрагмента Ленинградской симфонии.
На этапе закрепления следует добиться понимания обучающимися, что война носила истинно всенародный характер. Женщины и дети выполняли не свойственные им в мирной жизни сложные, опасные задачи –тушение пожаров. Следует обратить внимание обучающихся, что речь идёт не только о комсомольцах – то есть старшеклассниках. В пионеры вступали в 3-4 классе, и в годы войны школьники 10-12 лет уже трудились наравне со взрослыми.