Интернет и мобильная связь давно и прочно вошли в нашу повседневную жизнь, стали неотъемлемой её частью. Сегодня тяжело найти человека, тем более молодого, кто не имел бы в кармане смартфон с постоянным доступом к всемирной паутине.
Наука защиты населения развивается вместе со всем человечеством. Новые проблемы требуют новых решений, а новые технологии – практической реализации. Сегодня интернет и мобильная связь открывают широчайшие возможности для оповещения населения при возникновении различных опасностей и угроз, обеспечивают должный охват и нужную оперативность доведения экстренной информации. Через мессенджеры нередко происходит реальное управление силами и средствами Гражданской обороны, а в отдельных случаях даже подразделениями Вооруженных Сил.
Но что же делать, если в результате воздействия стихии, в ходе чрезвычайной ситуации или при начале ведения боевых действий интернет и сотовая связь прекратят свою работу? Как в отсутствие этих прекрасных помощников можно (и нужно!) организовать оповещение населения о грозящих ему опасностях? Как поддерживать связь, как организовывать и направлять работу подразделений спасательных служб? Попробуем разобраться.
Для начала стоит выяснить, как решаются задачи по оповещению населения в повседневой работе органов ГО и ЧС.
В каждом субъекте Российской Федерации действует собственная региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО). Если кратко, то в состав каждой РАСЦО входят специальные защищенные пункты управления, защищенные каналы связи и аппаратные средства оповещения. Среди этих средств могут быть громкоговорители, сирены, проводные радиотрансляционные сети и даже домофоны!
Региональная система оповещения включает в себя все локальные (ЛСО), районные (РСО) и муниципальные (МСО) системы оповещения. К локальным относятся, например, системы оповещения на потенциально опасных объектах, которые могут стать источником чрезвычайных ситуаций. При необходимости заводские сирены и громкоговорители могут быть использованы для оповещения не только рабочих, но и жителей ближайших окрестностей.
Сигнал на все оконечные устройства подается посредством использования защищенного высокоскоростного интернет-соединения. За обслуживание этих каналов связи отвечают провайдеры, с которыми правительства регионов заключает специальный контракт на эксплуатацию оборудования РАСЦО. При этом любую сирену или громкоговоритель можно запустить сразу из нескольких точек: с одного из региональных пунктов управления, из ЕДДС города или района, а также непосредственно с электрического щитка.
Многие системы оповещения в масштабах одного предприятия могут работать на собственной автономной локальной оптоволоконной сети, работа которой не зависит от доступа к глобальной сети. Это значительно повышает надежность ЛСО объекта.
Также с единого пункта управления РАСЦО можно осуществить перехват каналов цифрового телевидения и некоторых (преимущественно государственных) радиостанций. Жители нашей страны имеют возможность увидеть работу этой системы как минимум дважды в год в ходе всероссийских проверок готовности системы оповещения (март и октябрь).
Для выведения из строя проводных и оптоволоконных сетей связи – и, как следствие, отказа системы РАСЦО – необходимо критическое поражение объектов энергетики. Добиться этого довольно сложно, ведь энергоснабжение важнейших потребителей (включая оборудование системы оповещения) строится на принципах резервирования и дублирования. Каждый подобный объект имеет две независимые линии электропередачи от двух разных электростанций, а также две распределительные подстанции с возможностью приема нагрузки друг друга и подачи питания на всех потребителей.
Если будут выведены из строя даже резервные линии электроснабжения, то все провайдеры, обеспечивающие поддержание в готовности системы оповещения, располагают источниками бесперебойного питания (ИБП), которые могут обеспечить автономное функционирование системы РАСЦО еще на протяжении 12-15 часов. Обычно этого времени достаточно, чтобы успеть ввести в строй резервные источники электроэнергии (например, дизельные генераторы) или восстановить основные линии электроснабжения.
Полный отказ РАСЦО возможен лишь при физическом уничтожении оборудования каналов связи или при критическом поражении пунктов управления. Последний вариант самый маловероятный, поскольку все пункты управления размещаются в защищенных подземных сооружениях, а места их расположения строго засекречены.
При наличии сотовой связи и мобильного интернета на помощь органам гражданской обороны приходят еще несколько высокоэффективных средств массового оповещения населения. Среди них можно выделить СМС, уведомления приложения МЧС России, а также централизованное оповещение через официальные телеграм-каналы. Да-да! Технологии шагнули так далеко, что одним движением кнопки сейчас можно разослать экстренное сообщение сразу по целой сетке каналов с охватом в десятки и сотни тысяч человек.
Чтобы понять, как и в каких условиях можно положиться на эти средства оповещения, стоит немного времени уделить принципам работы мобильного интернета и сотовой связи. Основные составляющие сотовой сети – это сотовые телефоны и базовые станции, которые обычно располагают на крышах зданий и вышках. Будучи включённым, телефон прослушивает эфир и отслеживает сигнал базовой станции (сотовой вышки). Телефон и станция поддерживают постоянный радиоконтакт, периодически обмениваясь информацией. Когда сотовый телефон перемещается и сигнал одной базовой станции становится недоступен или нестабилен, то соединение с телефоном перехватывает другая базовая станция, которая более уверенно принимает сигнал сотового телефона.
Даже без электричества каждая базовая станция обязана какое-то время работать за счет имеющихся аккумуляторных батарей. Согласно проектной документации, мощности АКБ должно хватать на 8-12 часов бесперебойной работы. Однако порой «запаса» АКБ хватает всего на три-четыре часа, после чего станция «замолкает» или переходит в «экономный» режим работы. Это приводит к полному или временному отключению мобильного интернета и сотовой связи в масштабах одной «соты».
Более того, базовые станции, расположенные на вышках, чрезвычайно уязвимы. Зачастую они не имеют дублирующих линий электроснабжения. Это означает, что при выходе из строя объектов энергетики или при массовых повреждениях ЛЭП (в условиях наводнения, урагана, землетрясения или при начале боевых действий) большинство базовых станций сотовой связи рискуют оказаться обесточенными.
При массовом поражении энергосистемы оставшиеся базовые станции могут быть целенаправленно переведены в «экономный» режим работы. Этот режим предполагает, в частности, снижение качества передаваемого сигнала с 4G до 2G или же временное отключение базовых станций, что делает невозможным своевременную передачу информации через популярные мессенджеры, а также оповещение населения через приложение МЧС России.
Следует отметить и еще одну неочевидную особенность работы мобильного интернета в условиях отключения электроэнергии. Вместе с прекращением подачи электричества обычно прекращается работа Wi-Fi роутеров, на которые приходится значительная доля всего трафика. Это вынуждает многих пользователей сразу же переходить на мобильный интернет, что резко повышает нагрузку на базовые станции сотовой связи и приводит к внезапному ухудшению качества соединения. Столкнуться с подобным можно даже в повседневной жизни – например, в долгой автомобильной пробке, когда на небольшом участке оказывается значительное количество пользователей мобильного интернета. Чтобы скоротать время, скучающие водители и пассажиры массово заходят в сеть, что оборачивается перегрузкой ближайшей базовой станции и серьезным замедлением интернета даже несмотря на то, что телефон продолжает «ловить» стабильные 4G.
Особняком от всех перечисленных ранее средств оповещения стоят радиосвязь и громкоговорящие устройства (ГГУ) служебных машин. Их работа не зависит от наличия централизованного энергоснабжения и от состояния проводных линий связи. Комбинированное использование радиостанций различной мощности и различного диапазона может обеспечить надежный обмен информацией не только на тактическом, но и на стратегическом (межрегиональном и даже федеральном) уровне.
И здесь как никогда нужно заявить о важности развития радиолюбительства. Да-да! Радиолюбительская аварийная служба (РАС) уже неоднократно приходила на помощь спасателям, силам гражданской обороны и простым гражданам как в ходе масштабных чрезвычайных ситуаций (Спитак, 1988), так и в ходе внезапных и продолжительных отключений электроэнергии. Хочется надеяться, что в ближайшие годы сотрудничество МЧС и радиолюбителей будет развиваться и дальше.
Напоследок стоит упомянуть и о радиотрансляционных сетях, на которых некогда строилась значительная часть системы оповещения Гражданской обороны СССР. В 1980-е годы проводное радио можно было встретить почти в каждом доме, на рабочих местах и даже в магазинах. Согласно результатам научно-практических исследований, которые проводились штабом ГО РСФСР, в конце 1980-х годов в некоторых регионах нашей страны на трех человек могло приходиться по две радиоточки.
Благодаря централизованному управлению всеми радиотрансляционными сетями система оповещения ГО могла предупредить об угрозе нападения всё население Советского Союза буквально в течение одной-двух минут.
За последние тридцать лет из-за развития интернета и телевидения повседневная роль радиовещания в жизни наших граждан существенно снизилась. Радиоточки в квартирах стали анахронизмом и пережитком прошлого, лишь изредка их можно встретить в квартирах пенсионеров. Но, несмотря на это, в некоторых регионах нашей страны они до сих пор продолжают использоваться для нужд оповещения населения (как, например, в Крыму).
Чтобы разобрать особенности функционирования системы оповещения населения в различных условиях обстановки, необходимо определить конкретные варианты развития событий, при которых прекратить свою работу смогут мобильный интернет, сотовая связь и, что еще хуже, сети проводные.
Можно выделить следующие сценарии:
1. Локальная чрезвычайная ситуация, которая сопровождается выходом из строя нескольких базовых станций сотовой связи или повреждением ЛЭП и объектов энергетики.
2. Масштабная чрезвычайная ситуация или удары противника по критическим объектам инфраструктуры, которые могут привести к поражению энергосистемы на больших площадях и на длительный срок.
Вариант 1.
За последние годы подобные локальные чрезвычайные ситуации неоднократно возникали на территориях целого ряда российских регионов. Разбушевавшаяся стихия, устаревшее оборудование и недобросовестность поставщиков электроэнергии порой могут привести к страшным последствиям. Наиболее интересна в этом отношении долгая история крымских «блекаутов» в первые годы после присоединения Крыма к Российской Федерации.
В ходе этих ЧС из-за продолжительного отсутствие электроэнергии многие базовые станции сотовой связи быстро отключались или, вследствие перегруза, не могли обеспечить должное качество передаваемого сигнала. Во время крымских «блекаутов» некоторые «вышки» централизованно переводили в «экономный» режим работы и включали на непродолжительное время раз в несколько часов (на 30 минут с интервалом в два часа), электроснабжение некоторых станций организовывали с помощью передвижных генераторов.
Несмотря на отсутствие сотовой связи и мобильного интернета, можно быть уверенными, что в этих условиях провайдерам и аварийным службам удастся сохранить устойчивую работу проводных и оптоволоконных сетей. Резервные источники питания обеспечат поддержание в готовности каналов оповещения, отдельные генераторы при необходимости смогут отвечать за функционирование оконечных устройств (громкоговорителей и сирен).
В любой чрезвычайной ситуации мирного времени в распоряжении органов власти также останутся служебные автомашины с громкоговорящими устройствами. Они смогут своевременно информировать население тех районов, в которых не удастся восстановить работу сирен. При наводнениях или массовых ландшафтных пожарах актуальным остается старый и проверенный способ подомовых обходов (например, с просьбой эвакуироваться).
Если возникнет необходимость заблаговременного информирования населения о правилах поведения в опасных ситуациях, часто может использоваться другой старый и проверенный способ – распространение в местах массового скопления людей наглядных материалов (листовок, плакатов).
Для экстренного оповещения жителей малых населенных пунктов подойдут частые удары в металлический предмет (рельс, пустой газовый баллон, гусеничный трак). Когда-то, полвека назад, этот частый дробный стук мог означать начало выпадения радиоактивных осадков по следу движения облака ядерного взрыва в первые дни третьей мировой, однако сейчас подобный «набат» может звучать по самым разным поводам – от пожара до воздушной тревоги.
Вариант 2.
При серьезном поражении объектов энергетики и при неготовности к ликвидации подобной аварии, последствия чрезвычайной ситуации могут быть крайне устрашающими. Одна из самых масштабных ЧС такого масштаба в недавней истории нашей страны – московский «конец света» 2005 года, когда часть столицы, Подмосковье, Тульская и Калужская области почти на сутки остались без электроэнергии. Тогда главной причиной масштабной аварии и последующего каскадного отключения электричества назвали аномальную жару и устаревшее оборудование «Мосэнерго».
Но ведь объекты энергетики могут быть критически поражены и в ходе боевых действий.
В подобных условиях обстановки связь, включая проводную, скорее всего на непродолжительное время может отсутствовать по причине поражения объектов энергетики, включая дублирующие, а также каскадного отключения электричества. После исчерпания зарядов ИБП система РАСЦО также может выйти из строя, пока на подстанции, питающие АТС, не будут доставлены дополнительные генераторы. В короткие сроки можно реализовать альтернативный вариант – обеспечить работу сирен старых систем (С-28, С-40) непосредственно от дизельных генераторов и запускать их «по месту». Этот вариант наиболее приемлем для локальных систем оповещения отдельных предприятий. Впрочем, тогда о централизованном запуске оконечных устройств в рамках РАСЦО наверняка можно забыть.
Позднее, когда в ходе аварийных работ удастся восстановить поддерживать работу проводных и оптоволоконных сетей, вновь появится возможность централизованного использования громкоговорящих оконечных устройств и сирен.
Как показывает украинский опыт, в условиях критического поражения инфраструктуры всей страны серьезным подспорьем в деле оповещения населения сможет стать развертывание сети местных радиовещательных станций. При заблаговременной установке дизельных генераторов эти станции будут устойчивы к отключению электропитания и смогут передавать экстренные сигналы оповещения даже в самой сложной обстановке.
В рамках отдельного предприятия организовать связь и оповещение работающих смен можно при помощи телефонов внутренней АТС, а также полевых и стационарных телефонов, подключенных через общий коммутатор. Другим хорошим решением может стать оснащение работников переносными УКВ-радиостанциями малого габарита (например, «Baofeng»).
При наличии исправных машин и свободных экипажей часть обязанностей по оповещению населения вновь может быть возложена на сотрудников правопорядка и МЧС. Передача информации через ГГУ может быть очень востребована в деле организации массовой эвакуации населения при полном отключении электроэнергии, интернета и сотовой связи.
И, напоследок, в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, при отсутствии всякой другой связи (сотовой, проводной, а также радиосвязи) одним из способов своевременного обмена информацией между формированиями ГО могут стать вестовые (посыльные). Когда-то, еще в годы Великой Отечественной войны, этот способ поддержания связи считался одним из самых доступных и надежных. Позднее, вместе с развитием науки и техники, учебные пособия все чаще стали игнорировать этот простой, но эффективный метод передачи информации (в том числе сигналов оповещения). Но, как показывает практика, даже сегодня в ходе масштабных чрезвычайных ситуаций бывают случаи, когда единственным способом поддержания контакта между спасателями оказывается «голос».
На этом первая часть статьи подходит к концу. Конечно, формат небольшой заметки не может (да и не должен) дать исчерпывающую информацию обо всех важнейших аспектах организации оповещения и связи в условиях ЧС и при отсутствии интернета. Но надеюсь, что представленный материал позволил Вам, дорогие читатели, понять и представить работу систем централизованного оповещения в самых разных условиях обстановки.
Во второй части статьи мы попробуем понять, как и откуда в ходе чрезвычайной ситуации может получить актуальную информацию обычный гражданин нашей страны. Какие меры стоит предпринять, чтобы не остаться без связи в самый важный момент и не «потеряться» в суматохе чрезвычайной ситуации? Как ориентироваться на местности, какие приложения в отсутствие интернета сгодятся вместо бумажной топографической карты? Где можно познакомиться с людьми, которые всегда останутся «на связи»? Ответы на эти и некоторые другие вопросы Вы сможете найти в следующих заметках на нашем портале.
До новых встреч, спасибо за внимание!