Живописные полотна первой половины XIX века достаточно часто изображают пожары. Целую галерею можно составить из горящей Москвы 1812 года. В творчестве знаменитых художников нашли отражения и другие пожары. Мастера изящного искусства изобразили огненные трагедии прошлых времен. Наряду с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова, широкую известность получило и полотно немецкого живописца Карла Теодора фон Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим». Утверждают, что при этом он радовался и даже пел песни. Однако, полагаю, что были вокруг безумного императора и люди, которые думали о защите от огня.
Не секрет, что до нашей эры Рим представлял собой городок с узкими улицами, на которых теснились, прилипая друг к другу, деревянные домишки. Ежедневно они вспыхивали, то в одном, то в другом районе.
Состоятельные горожане, пытаясь хоть как-то обезопаситься, организовывали собственные пожарные расчёты из рабов. Известно, что богатей Красс организовал целую команду из пленных галлов, устраивал для них тренировки, скупая горящие дома и отрабатывая на них приёмы тушения. Из технических приспособлений были вёдра, лестницы, простыни, пропитанные уксусом. Одевались бойцы с огнём в пеньковые костюмы, за что их прозвали "спартеоли" - пеньковые солдаты. Голову служивых защищали каски, по форме похожие на современные.
Разные источники говорят о том, что лестница, как элемент пожарно-технического вооружения, появилась уже в древности. А вот в современном нашем понимании, первая пожарная лестница была запатентована в Америке 8 апреля 1766 года. Длина ее была примерно 10 метров.
Большой вклад в развитие пожарной лестницы внесли и российские инженеры. Первая отечественная раздвижная пожарная лестница была выпущена в 1777 году. По некоторым данным её длина достигала 20 метров. Создатель лестницы кузнечный мастер Петр Дальгрен получил медаль за свое изобретение от Академии наук.
Примерно 30 лет спустя, в 1809 году, русский механик Скобелев изобрел вместо раскладной лестницы выдвижную, за что был награжден государственной медалью «За полезное». Лестницы, удлиняющиеся по такому принципу, до сих пор используются в пожарных машинах по всему миру.
НАША СПРАВКА:
Известно, что одним из типов пожарных лестниц были съемные механические лестницы. Сначала они доставлялись к месту пожара конной тягой. Конструкция, соединяющая пароконный двухколесный передок непосредственно с механической лестницей, представляла собой четырехколесный лестничный ход. Задними колесами хода служили колеса лестницы. По прибытию к месту вызова двухколесный передок отъезжал в сторону, а лестницу откатывали на выбранную позицию и переводили в «боевое положение».
Если общая история пожарной лестницы уже превышает 250 лет, то старейшим, да и, пожалуй, мощнейшим производителем этого, как оказалось, уникального оборудования, до сегодняшнего дня является немецкая компания MAGIRUS GmbH, работающая на рынке ПТВ уже более 150 лет.
Компания MAGIRUS GmbH, основанная в 1864 году Конрадом Дитрихом Магирусом в немецком городе Ульм, является мировым лидером в производстве пожарных автолестниц. В конце 2007 года был открыт новый завод в промышленном районе Донатуаль. Строительство завода, где изготавливают автолестницы и автоподъемники, обошлось в 17 млн. евро. В 2009 году компания установила абсолютный мировой рекорд в производстве пожарных автолестниц, изготовив 201 штуку!
Почти три десятка лет партнерами компании на российском рынке является ООО «Компания ВИТАНД». Начав свою производственную деятельность в 1994 году, как эксклюзивный представитель немецкого производителя пожарной техники «Магирус» в России, с 2010 года «КОМПАНИЯ ВИТАНД» приступила к выпуску высотной пожарной автотехники собственного производства.
Мне не раз приходилось знакомиться с пожарной техникой МАГИРУС и ВИТАНД на различных выставках, международном салоне «Комплексная безопасность», а главное – наблюдать ее в работе в пожарно-спасательных частях МЧС России.
На берегу Дуная
В 2011 году в составе группы специалистов МЧС России вместе с генеральным директором компании ВИТАНД Виталием Викторовичем Зепаловым, мне удалось побывать и в Ульме - на главной производственной площадке крупнейшего в мире производителя пожарных автолестниц и подъемников.
Ульм - город в Германии, в земле Баден-Вюртемберг, на реке Дунай, примерно в 70 километрах к юго-востоку от Штутгарта и 120 километрах к северо-западу от Мюнхена. Город с населением около 120 тысяч человек составляет городской округ и является административным центром района Альб-Дунай.
Крупный научно-университетский центр и один из самых красивых городов страны. Благодаря важным историческим достопримечательностям и обилию высших учебных заведений здесь никогда не бывает тихо.
Кафедральный собор в Ульме считается не только важнейшей архитектурной достопримечательностью этого края Германии, но и самым высоким христианским храмом мира. Высота его колокольни вместе со шпилем составляет более 160 м, поэтому ульмцы зовут ее не иначе как «перст Божий».
Новая производственная площадка MAGIRUS GmbH в пригороде Ульма сразу поразила не только и не столько своим размахом, сколько заботой о сотрудниках. Можно только догадываться о стоимости земли в этом благодатном уголке Европы, но, тем не менее, рядом с современными промышленными корпусами и технологическими площадками, мы увидели огромную стоянку частных автомобилей. Позже оказалось, что это лишь малая толика того, что работодатель предлагает своим сотрудникам в качестве элементов социальной защиты.
История МАГИРУСА интересна и достаточно широко представлена в открытых источниках. А вот реальные «картинки из жизни» найти сложнее. И в этом смысле, возможно, мои личные наблюдения будут интересны.
Наше знакомство с предприятием начинается в выставочном центре. Это подразделение управления маркетинга, где созданы все условия для ознакомления клиентов с продукцией. В центре зала – укомплектованная автолестница, вдоль стен – стенды, полностью повторяющие рабочие отсеки машин. Отсюда начинаются все заводские показы-экскурсии. Но, прежде чем начать – специальная процедура: на ноги посетителей надеваются мощные бахилы-боты, исключающие возможность искрообразования. Местные специалисты по безопасности считают, что это существенно повышает пожаробезопасность на объекте. А чтобы гости не затерялись в заводских цехах – яркие светоотражающие жилеты.
Александр, так зовут работающего с нами менеджера, начинает рассказ с самых общих сведений:
«Ежегодно мы выпускаем 200 автолестниц и других подъемников. На этой площадке работает 450 сотрудников. Это главное предприятие, есть еще пять производств. Два из них в Германии, где мы делаем цистерны различных видов. Есть завод в Австрии, где мы делаем пожарные автоцистерны для австрийского рынка. В Италии завод, где мы производим аэродромные пожарные автомобили, а так же выполняем различные спецпроекты – например, машины для борьбы с лесными пожарами. Есть еще завод во Франции, который специализируется на туннельных и других специальных автомобилях.
В целом у нас работает чуть больше 1100 человек, которые ежегодно производят и реализуют более 1500 специализированных пожарных автомобилей».
Надо ли говорить о том, что соотношение числа работающих к количеству выпущенной техники приятно удивило членов нашей делегации. Александр продолжает свой рассказ:
«По выпуску автолестниц мы - абсолютный мировой лидер. У нас производится вся гамма лестниц, начиная с 24 до 60 метров. Одна из новинок – 60-метровая лестница, которую вы видели на рабочей площадке, уже продана «Газпрому» России ( ред. – тогда еще санкций не было). Это первый клиент, который получит нашу новинку!»
Компания была основана в 1864 году как автомобилестроительная. Однако, уже через шесть лет на предприятии была создана 2-колесная выдвижная «ульмская» лестница. Еще через 20 лет появилась поворотная 25-метровая лестница на конной тяге. А в 1904 году завершилась разработка первого пожарного автомобиля на паровой тяге.
Сегодня, благодаря собственным высокотехнологичным производствам в Ульме (Германия), Брешиа (Италия), Шамбери (Франция) и Кайнбахе (Италия), МАГИРУС предлагает полную гаммы пожарной и аварийно-спасательной автотехники, работающей по принципу «вся компонентная база от одного производителя».
Наша экскурсия продолжается у стендов с различными вариантами компоновки рабочих отсеков пожарных автомобилей. Выдвижные съемные и несъемные консоли, контейнеры, разнообразные способы крепления пожарно-технического вооружения. Все это в основном уже применяется и в отечественном пожарном машиностроении.
«Существенное отличие новых машин – все функции, которые имеет пожарный автомобиль, выведены на единый дисплей автоматизированной системы управления. Система уже проверена, отработана, и мы предлагаем ее зарубежным клиентам.
И, конечно же, продолжено совершенствование надстройки. Это единая интегрированная система, которая не только позволяет сократить время производства, но дает новые возможности: размеры рабочих отсеков могут свободно изменяться. А это значить, что если завтра заказчику надо будет разместить другой набор ПТВ, он легко сможет это сделать. Все конструкции выполнены из анодированного алюминия и практически вечные».
Продолжая свой рассказ, Александр говорит о том, что значительная часть оборудования выпускается на предприятии для других фирм, собирающих подобную технику: насосы, пеносмесители и многое другое.
Из выставочного павильона переходим в заводские цеха. Самый интересный – цех сварки и подгонки лестничных секций. На самом деле – это сердца производства. В отличие от японских производителей, немцы отказались от автоматической сварки лестничной конструкции. Каждый шов выполняется опытным сварщиком вручную. Качество должно точно соответствовать заданным параметрам. Поэтому, завершил сварку узла – распишись в ведомости, завершил другой – распишись… Как при сборке космического аппарата!
Кроме качества сварки, есть и еще очень важный параметр: при выполнении работ конструкцию не должно «повести»: секция к секции подгоняется сугубо индивидуально. А поэтому, каждая лестница имеет индивидуальный неповторимый набор секций. Процесс калибровки очень сложный, как впрочем, и сварка. Работа высоко оплачивается, попасть сюда очень сложно. Чтобы получить допуск к сдаче квалификационного экзамена по сверке, надо не менее пяти лет отработать на предприятии, пройти соответствующую подготовку, и только потом вас допустят к экзамену. Далеко не всем удается выдержать этот конкурс мастерства.
Зато, если вам удалось доказать свою профессиональную пригодность, вы получаете не только высокую зарплату, но и гарантии того, что вас не уволят, не сократят в трудный период. Вашим детям будут предоставлены места в детских учреждениях и многое другое.
Одним словом, здесь трудится рабочая элита предприятия.
Показать цех в работе, к сожалению, нельзя. Хозяева вежливо попросили нас не фотографировать и не снимать видео производственных процессов.
Продолжение экскурсии – на открытой технологической площадке. Здесь происходят проверки и окончательные регулировки уже готовой продукции.
Эта экскурсия на головное предприятие MAGIRUS GmbH состоялась более десяти лет назад. Можно с уверенностью сказать, что немецкие производители пожарной техники продолжили совершенствовать свое производство.
Многому за эти годы научились и отечественные производители. Лестница, а точнее, пожарная лестница живет и работает, спасая людей. А потому – С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, один из главных инструментов спасения!
Материалы из личного архива автора,
открытых источников, https://вдпо.рф/search?q=лестница&fbclid=IwAR3GMO