9 апреля 1992 года с базы авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина в Жуковском вылетел экипаж Ил-76МД под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Рауфовича Закирова. Маршрут транспортника лежал в Армению. Там, в пригороде Еревана, горели и взрывались склады боеприпасов СНГ, которые Армения уже объявила своей собственностью. Уровень опасности был таков, что из прилегающих районов было эвакуировано почти 300 тысяч жителей.
В течение суток экипажем было выполнено 5 полетов со сбросом воды для уничтожения очагов пожара в различных местах склада. Полеты проходили на малой (в десятки метров) высоте, невзирая на опасность поражения осколками от взрывающихся боеприпасов. При каждом пролете в очаг пожара сбрасывалось порядка 30 тонн воды, и пожар был потушен.
«Впервые в истории спасательных операций пожарному самолету ставилась задача сбросить тонны воды с высоты всего лишь 30 метров (!) на горящие воинские склады, пролетев над территорией, которая непрерывно вела «обстрел» во всех направлениях из всех видов боеприпасов. «Русская рулетка» в чистом виде! Никто до нас не знал, что будет с горящим арсеналом, над которым распылят 32 тонны воды – взорвется все сразу или огонь затухнет и снаряды прекратят рваться.»
Героическому экипажу ИЛ-76 по руководством Игоря Рауфовича Закирова удалось справиться с поставленной задачей. В том числе и за эту уникальную операцию Игорю Рауфовичу в 1994 году было присвоено звание Герой Российской Федерации.
Закиров Игорь Рауфович - заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик- испытатель Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина. капитан запаса, первый из уроженцев Башкирии, удостоенный звания Героя Российской Федерации. Награжден орденом «За личное мужество», медалями.
Так как же самолет-транспортник стал пожарным? Решить проблему помогла инициативная разработка ОАО «Авиационный комплекс им С.В. Ильюшина» - выливной авиационный прибор.
Уже через два года доработанное оборудование для тушения площадных пожаров было принято на вооружение. С того времени оно успешно применяется на самолетах ИЛ-76 МЧС и МО.
Система ВАП-2 (выливной авиационный прибор), разработанная для самолетов Ил-76МД, включает в себя два цилиндрических резервуара, объемом по 21000 литров огнегасящего состава каждый.
Площадь поверхности смачивания этим составом при последовательном сливе из двух баков составляет 600 х 80 метров, при скорости слива 280 км/ч и высоте слива 80 метров, при этом концентрация огнегасящего состава в центре зоны сброса на земле составляет 5,2 л/м2. Слив состава из самолета происходит за 6-8 секунд.
Заправка ВАП осуществляется на аэродроме через рукава, заведенные в грузовую кабину от гидрантов или пожарных систем. Время заправки составляет 10-30 мин.
Использование при пожаротушении растворов пенообразователей и ретардантов повышает эффективность пожаротушения по сравнению с чистой водой в среднем в 2,8 раза. При этом увеличивается размер смачиваемой полосы, повышается надежность подавления очага пожара, снижается потребное количество самолетовылетов.
Как отмечают специалисты, наряду с большой эффективностью, оборудование обладает одной уникальной особенностью – его можно установить на любой самолет Ил-76М, Ил-76Т, Ил-76МД и Ил-76ТД без каких-либо доработок самолета, что сокращает время готовности экстренных сил реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Первые пять комплектов оборудования емкостью 42000 литров были изготовлены по контракту с МЧС России и в течение семнадцати последующих лет эффективно применялись для тушения пожаров как природного, так и техногенного происхождения на территории нашей страны и за ее рубежами.
Интересно, что «эмчеэсовское» продолжение в истории пожарного транспортника ИЛ-76, тоже связано с именем Закирова. Только уже другого – Рафаиля Шакуровича Закирова, одного из создателей и первого руководителя авиации МЧС России.
Рафаиль Шакурович Закиров (1949 — 2020) — советский и российский военный лётчик, генерал-лейтенант. Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (1992), лауреат премии МЧС России (1998). Один из создателей авиации МЧС России, руководил воздушными силами ведомства в 1995—2011 годах.
Именно к заслугам Закирова относят освоение и совершенствование водосливных устройств для тушения пожаров на транспортных самолетах ИЛ-76. Все экипажи МЧС России под руководством Рафаиля Шакуровича в короткий срок научились работать на пожарах.
«Самым сложным для действий авиации являются условия работы: задымленность, плохая видимость объектов. Например, сейчас приходится действовать в Сарове по просьбе руководителей учреждений, наших предприятий, ядерного центра. «Главное, чтобы авиация работала – пусть вы не видите цели, вы льете там, где нужно». По координатам – они нам дают координаты, и мы по ним работаем, и это тоже дает эффект.
С точки зрения безопасности мы работаем на предельных условиях, особенно по видимости. Но экипажи у нас очень подготовленные, у них имеется большой опыт тушения различных лесных пожаров, не только в России, но и за рубежом. И они справляются».
В жаркое лето 2010 года стихия нанесла стране колоссальный ущерб: площадь, пройденная лесными пожарами, составила не менее 8 миллионов гектаров, 150 населенных пунктов сгорело полностью или частично, в огне погибло более 70 человек, еще несколько десятков тысяч стали жертвами дыма и экстремальной жары.
Авиация МЧС России и ряда зарубежных стран помогла победить в этой битве с огнем. Например, Франция отправила в Россию пожарный самолет Dash 8. Это канадский самолет, который может перевозить 10 тысяч литров воды.
После аномального лета 2010 г. поручением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 г. за № 3912 п-П4 было предписано оснастить самолеты военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС выливными авиационными приборами ВАП-2, разработанными специалистами Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина.
Заказ на изготовление пятнадцати комплектов ВАП-2 поступил в ЗАО «ИЛ СЕРВИС», а техническое сопровождение их изготовления выполнялось конструкторами ОАО «Ил».
Уже в апреле 2011 г. экипажи военно-транспортной авиации в рамках поручения правительства от 2010 года приступили к переподготовке для участия в тушении лесных пожаров на самолетах Ил-76МД.
На территории авиабазы Сеща (Брянская область) инструкторские экипажи Псковской, Таганрогской, Тверской и Оренбургской авиабаз ВТА в рамках сборовых мероприятий отработали теоретические и практические навыки по тушению лесных пожаров. Сброс огнегасящих составов с самолетов Ил-76МД был освоен довольно быстро, поскольку экипажи имеют большой опыт десантирования грузов.
К великому сожалению, воздушные пожарные подвергаются огромному риску. Трагедией закончилась работа по тушению горящей тайги одного из самолетов ИЛ-76 МЧС России.
«Эмчеэсовский» Ил-76 прибыл из Москвы в Иркутск на борьбу с лесными пожарами в середине июня 2016 года. За время работы в Иркутской области экипаж самолета из 10 человек спас от огня 37 поселков Приангарья с населением более чем 50 000 человек.
1 июля 2016 года команда опытнейшего военного летчика Леонида Филина, прошедшего войну в Афганистане, вылетела в зону бедствия, сбросила на тайгу 42 тонны воды и вернулась в иркутский аэропорт на дозаправку, а потом улетела. Когда в назначенное время Ил-76 не вышел на связь, МЧС начало спасательную операцию. Но те, кто знает эту местность, понимали: приземлиться там просто негде…
Сегодня, три десятилетия спустя, благодаря проявленной инициативе, обобщенному опыту применения, подготовленности экипажей, авиация МЧС и Минобороны России эффективно применяется в труднодоступных районах, там, где тушение пожаров иными способами невозможно.
Воздушный пожарный ИЛ-76 продолжает делать свое дело.
открытые источники, http://www.ilyushin.org/press/news/ev1697/?print=y