Жизнь за ближнего… Трагедии воздушных пожарных

Жизнь за ближнего… Трагедии воздушных пожарных

img
Память о героях остается в наших сердцах. Их имена – на страницах Книги памяти, на каменных обелисках и памятниках. Особенно тяжело воспринимаются жертвы мирных боев, боев за спасение человека и природы. Речь пойдет о воздушных пожарных.


Трагедия случилась 3 мая 2003 года. В 14.54 по местному времени в 50 км юго-восточнее Читы. Вертолет Ми-26Т МЧС России потерпел катастрофу. Экипаж производил работы по тушению лесного пожара в 40 км юго-восточнее Читы с помощью водосливного устройства ВСУ-15 на внешней подвеске. После сброса воды сильным порывом ветра трос пустого водосливного устройства забросило на хвостовой винт вертолета. В результате наматывания троса на винт произошло его разрушение с отделением концевой балки от вертолета, который в результате потерял управляемость, столкнулся с землей, разрушился и загорелся. Все 7 членов экипажа, а также находившиеся на борту 4 журналиста из Москвы  и сотрудник Читинской базы авиалесоохраны, погибли.

Специальный корреспондент «Комсомольской правды» Александр КОЦ нашел очевидца катастрофы:

«20-летний житель поселка Новокручининский Степан Харитонов возвращался домой от знакомой. Он видел, как Ми-26 сбросил воду на горящий лес и начал разворачиваться. Но пустое водосливное устройство вдруг стало резко раскачиваться, и его затянуло наверх.

- Эта резиновая штуковина сверху упала на большой винт, - рассказывает Степан. - Вертолет быстро завращался и потом резко начал падать вниз. Когда раздался взрыв, я кинулся домой и позвонил в милицию»...

Предварительную версию трагедии по горячим следам озвучил министр МЧС России Сергей Шойгу: после слива воды трос от внешней подвески вертолета из-за сильного порыва ветра попал под лопасти хвостового винта и обмотал его втулку. Хвостовая балка отвалилась, и Ми-26 рухнул на землю.

Баки были полны горючего, и от удара произошел взрыв. Обломки вертолета разбросало на площади около ста метров, но хвостовой винт лежал на небольшом удалении. Это подтверждало версию о том, что трос, к которому было закреплено водосливное устройство, от сильного порыва ветра намотало на задний винт. Винт оторвало, и вертолет потерял управление.

В ходе расследования не исключались  и другие версии: столкновение с проводами линии электропередачи в задымленных условиях или отказ техники.

Бортовые самописцы, так называемые черные ящики, были обнаружены. Их отправили в лабораторию на расшифровку. Между тем, первую версию о том, что вертолет мог зацепиться за линию электропередач, практически сразу отвергли, так как высоковольтные провода на месте падения вертолета не были повреждены.

Роковое стечение обстоятельств…Оно, к сожалению, имеет место быть в нашей жизни. Это как ружье, висящее на театральной сцене в первом акте, во втором – оно обязательно должно выстрелить. Ничем иным, как стечением обстоятельств, нельзя объяснить факт, что винтокрылая машина повторила судьбу летчика, чье имя носила на своем фюзеляже. В 1998 году в Железногорске Красноярского края  на Ми-8 разбился экипаж Вакиля Махмутова. Чтобы увековечить память о  Вакиле, его именем был назван Ми-26. Спустя пять лет вертолет «Вакиль Махмутов» повторил судьбу погибшего пилота...

 

НАША СПРАВКА

6 июля 1998 года вертолет Ми-8 136-го отдельного вертолетного отряда Восточно-Европейского регионального центра МЧС России, участвовавший в соревнованиях летчиков МЧС, поднялся в воздух в 12.25 по красноярскому времени. Примерно 15 минут полет проходил нормально, пилоты выполнили несколько фигур высшего пилотажа.
Что произошло дальше, точно не известно. По словам некоторых очевидцев, пролетая на небольшой высоте, Ми-8 зацепился за дерево, после чего потерял управление и рухнул на землю. Командир экипажа полковник Вакиль Махмутов и старшие лейтенанты Сергей Шубин и Андрей Баранов получили тяжелые травмы и были отправлены в больницы Красноярска и Железногорска. Однако спасти жизнь Махмутова врачам не удалось.
Махмутов прослужил в авиации МЧС пять лет и имел общий налет 3200 часов. По словам коллег Махмутова, его профессионализм не вызывает сомнений и, скорее всего, экипаж подвела техника.
Катастрофа произошла на глазах у руководителя МЧС России Сергея Шойгу и губернатора Красноярского края Александра Лебедя, приехавших на соревнования.

В этом, как оказалось, последнем полете на борту Ми-26Т №31123 «Вакиль Махмутов»  находились 12 человек, 7 – члены экипажа, 4 журналиста и специалист авиалесоохраны.

В Книге памяти МЧС России записаны имена героев-летчиков:






  Вместе с пилотами до конца исполнил свой долг и Владимир Фомич Турицын - наблюдатель лесоохраны по Чите области.

Прерванный полет не позволил завершить свою работу и группе журналистов. В катастрофе погибли журналистка программы канала «Россия» «Мир на грани» Юлиана Находкина, оператор Константин Козарь и корреспонденты «Еженедельного журнала» Галина Ковальская и Руслан Ямалов.

Гибель самого большого в мире вертолета Ми-26 при тушении ландшафтного пожара заставила специалистов еще и еще раз проверить как надежность вертолета, так и конструкцию водосливного устройства. Было получено заключение: к технике нет вопросов.

Остаются роковые обстоятельства. Возможно, именно они погубили и прямого прародителя Ми-26 – вертолет Ми-6 в далеком 1967 году.

 

НАША СПРАВКА

В августовские дни 1967 года ТАСС сообщал:

«В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6ПЖ.
Опытный экипаж под руководством командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Юрия Александровича Гарнаева обрабатывал горящий лесной массив близ городка Ля Ров на юге Франции. В условиях плохой видимости вертолёт задел скалу (по другим данным линию электропередач) хвостовым винтом, который разрушился. После чего корпус вертолета начал произвольно раскручиваться вокруг вертикальной оси. Экипаж пытался посадить вертолёт на площадку сверху плоскогорья, однако вертолёт, вращаясь, сорвался с обрыва и упал вниз на горящий в ущелье лес и горел там еще почти пять часов».
 В результате командир корабля Ю. А. Гарнаев, второй пилот Ю. Н. Петер, штурман В. Ф. Иванов, бортинженер С. А. Бугаенко, бортрадист Б. Н. Столяров, инженеры-испытатели А. Я. Чулков, В. П. Молчанов и двое французских специалистов: Сандоз и Тэпфер — погибли.

Расследование катастрофы вертолета Ми-6ПЖ вела французская сторона. Данных об официальных выводах, к которым пришла французская комиссия, в русскоязычных источниках обнаружить не удалось. Однако до настоящего времени существует несколько версий  причин катастрофы. Кроме уже названной, рассматривалась резкая потеря высоты из-за помпажа двигателя в результате попадания вертолёта в зону высокой температуры в момент нахождения над горящим лесом. Не исключался и диверсионный акт.
Экипаж Юрия Гарнаева во Франции

К великому сожалению огненная стихия продолжает собирать свою страшную дань. В августе 2021 года во время тушения лесных пожаров в Турции разбился самолет-амфибия Бе-200 Минобороны России. Пятью годами раньше в Иркутской тайге погиб Ил-76 МЧС России.

Светлая память пилотам, отдавшим свою жизнь в борьбе с огненной стихией!

 

Использованы материалы из открытых источников https://www.kp.ru/daily/23025/3473/
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества