Памятный знак Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, врученный шофер-механику В.Т. Кузнецову в 1 августа 1939 года за 1 место в конкурсе на лучшую автоцистерну полузакрытого типа.
В конце 30-х годов в мастерских пожарных команд сразу нескольких городов начинают создаваться пожарные автомобили с так называемым «полузакрытым кузовом»: с закрытой кабиной боевого расчета и открытой задней частью автомобиля.
К кузовам так называемого «полузакрытого» типа одновременно приходят все лидеры в развитии пожарной техники того периода: Москва, Ленинград и Краснодар. Кульминацией становится участие их автомобилей в 1939 году в первой экспозиции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. К сожалению, достаточной информации по этим автомобилям не сохранилось. Все они были созданы на шасси ЗИС-5, и, видимо, имели одинаковую емкость - 1500 л. Не вызывает сомнения и оборудование их стандартными для тех лет насосами Д-20, других ведь просто не было. До наших дней дошло лишь описание конструкции автоцистерны, разработанной Краснодарским заводом противопожарного оборудования.
Имеющиеся фотоматериалы и описания не позволяют сделать однозначный вывод что это было - собственная разработка или переоборудованная серийная ПМЗ-2. Учитывая славные традиции Краснодара в деле строительства автоцистерн и наличие в городе своего завода, вполне возможно, что машина была создана «с нуля».
Особенности конструкции.
Наверху, на кронштейнах над кузовом, размещался типичный для того времени набор пожарных лестниц: трехколенная, штурмовка, лестница-палка. Причем, все лестницы закреплялись одним креплением, благодаря хитрому устройству которого можно было снимать или каждую лестницу отдельно или все лестницы сразу. Размещение штурмовой лестницы на автомобиле позволяло решить один из серьезных конструктивных недостатков автомобилей того времени - крюк штурмовки мешал снятию рукавной катушки. На краснодарской автоцистерне она укладывалась «косой вниз», и крюк этой «косы» входил в специально предусмотренную выемку в баке цистерны. Это позволяло беспрепят-ственно снимать заднюю рукавную катушку. По бокам цистерны имелись четыре ящика, по два с два с каждой стороны, которые предназначались для пенопорошка в количестве 60 кг и шести напорных (выкидных) рукавов. Рукава в скатках размещались в специальных гнездах. Остальные рукава, положенные по табелю на автоцистерну, вывозились на задней рукавной катушке в количестве шести штук (120м). Всё необходимое противопожарное оборудование размещалось в нижних боковых ящиках и на подножках автомобиля.
Работа по созданию автоцистерны проводилась под руководством В.Т.Кузнецова. И представлять новую машину в Москве было поручено именно ему. Автоцистерну доставили в Москву по железной дороге вместе с кубанской делегацией.
Красавица-машина, сверкая свежей краской, не уступающая внешним видом заводским образцам, вызывала большой интерес, как у профессионалов, так и у простых посетителей выставки. Как, впрочем, и две другие новые автоцистерны - московская и ленинградская.
Испытания автомобилей, входившие в программу выставки, были проведены авторитетной комиссией, которая по их результатам присудила первое место краснодарцам 1 августа 1939 года.