Для защиты от пожара наиболее важных объектов, таких как Камский автогигант, объекты водозабора, Набережночелнинская ТЭЦ, Нижнекамская ГЭС, объекты «Камгэсэнергостроя» в 1973 году на базе военизированных пожарных частей №№ 18, 38 и 39 был создан отряд государственной противопожарной службы № 4, во главе которой стал майор В.Г. Волков.
В 1976 году было принято решение о создании военизированной пожарной части № 45, руководителем которой был лейтенант М. Ш. Ситдиков. Основу ВПЧ-45 составили подразделения временных поселков и отдельный пост, обслуживающий объекты Набережночелнинской ТЭЦ.
В 1977 году на базе отдельного поста, расположенного на литейном заводе ПО «КАМАЗ», была организована пожарная часть № 46, а на кузнечном заводе — пожарная часть № 51, которой руководил капитан Ю. Б. Янтимиров. В 1982 году для ВПЧ № 46 было построено здание пожарного депо, а в 1986 году для охраны объектов ПО «КАМАЗ» была организована пожарная часть № 74, которая охраняла организации промышленно-коммунальной зоне,руководителем этой части был капитан С. Э. Трофимов.
До 2005 года в городе было семь пожарных частей:ПЧ № 51 (командир — подполковник Р. Б. Вафин), ПЧ№ 45 (командир — майор С. М. Ломасов), ПЧ № 46 (командир — подполковник И. М. Исламов), ПЧ № 18 (командир — майор А. П. Западнов), ПЧ № 38 (командир — подполковник З. С. Газизов), ПЧ № 39 (командир — капитан В. Р. Ахмадеев), дополнительно склад военного имущества и отдельный пост технической службы. Начальниками отряда с 1973 по 1977 год были В. Г. Волков, М. Т. Амирханов, А. А. Евстигнеев. После реорганизации ОГПС-4 в 2006 году в его составе были оставлены ВПЧ-45, обслуживающая ТЭЦ, и ВПЧ-18, обслуживающая Нижнекамскую ГЭС. Было создано новое управление пожаротушения и противопожарной профилактики по охране акционерного общества «КАМАЗ» в составе пожарных часте №№ 1, 2, 3.Коллектив ОГПС-4 гордится своими ветеранами,такими как Ю. П. Десятинов, К. А. Юзликеев, А. Н. Егоров, М. М. Гимадеев, Р. А. Тазетдинов, Р. С. Фазлеев, А. М. Филимонов, А. Е. Паймухин, А. М. Протасов, А. К. Петриковский.
Из книги Людмилы Ризаевой, Игоря Зуева «Набережные Челны: подвиг поколений»
ХРОНИКА РОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОТРЯДА
В 1960-е годы при выборе площадки для строительства нового автомобильного комплекса большегрузных тягачей Государственным планом СССР было тщательно изучено около семидесяти вариантов, остановились на наиболее экономически выгодном варианте размещения автогиганта в Набережных Челнах на берегу Камы. И вот, 14 июля 1969 года в город прибыла Государственная комиссия, а 14 августа того же года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Вскоре эта стройка была объявлена комсомольской ударной.
К лету 1973 года почти все корпуса основных заводов уже были возведены, и назрела насущная потребность в государственной надежной пожарной охране этих объектов. Так что, с первых же шагов деятельности КАМАЗа появилась и пожарная охрана автогиганта на Каме.
16 марта 1972 года
Создана пожарная часть № 18 для охраны от огня строящихся производственным объединением «Камгэсэнергострой» объектов, согласно совместному договору между УС «Камгэсэнергострой» и Управлением пожарной охраны МВД ТАССР. Эта часть, состоящая из 86 сотрудников и 4 единиц пожарной техники, разместилась в здании пожарного депо профессиональной пожарной части № 3, что находилась на улице Центральной в доме №55.
24 июля 1973 года
На основании постановления Совета министров СССР от 30 марта 1973 года и в соответствии с приказом МВД СССР от 24 июля 1973 года создаются военизированные пожарные части № 38 и № 39 с целью организации пожарной охраны объектов КАМАЗа и Теплоэлектростанции.
23 августа 1973 года
Согласно приказу МВД ТАССР от 21 августа 1973 года все объекты КАМАЗа приняты под охрану Военизированной пожарной охраны МВД ТАССР.
1 ноября 1973 года.
Приказом МВД ТАССР создан отряд военизированной пожарной охраны № 4 в Набережных Челнах на базе имеющихся там военизированных пожарных частей № 18, 38 и 39.
Июнь 1974 год.
ВПЧ № 38 передислоцировалась в бывший гараж УС «Металлургстрой». Она уже охраняет более 20 объектов, в том числе прессово-рамный завод (ПРЗ) и «КАМАЗинструментспецмаш»
Лето 1974 года
ВПЧ № 39, до этого размещавшаяся в вагончиках вдоль автодороги № 44 напротив автомобильного завода, переведена на территорию автомобильного завода. За ней для охраны закреплены: автомобильный завод, завод двигателей, термогальванический корпус № 402, ТЭЦ КАМАЗа, стройплощадка Автозаводстроя № 1. Позднее за ВПЧ № 39 закрепили также объекты «Турбодизель» и «Дизельстрой».
26 декабря 1976 года.
На базе отдельного поста на ТЭЦ была создана новая военизированная пожарная часть – ВПЧ № 45. Эта часть начала обслуживать объекты на ТЭЦ КАМАЗа, микрорайон поселка Энтузиастов, поселок Колосок.
1977 год.
Была создана новая военизированная часть – ВПЧ № 46 на базе отдельного пожарного поста на литейном заводе (ЛЗ). Ее задачи: обеспечение профилактической работы и пожарная охрана объектов литейного завода. Часть размещалась в корпусе серого и ковкого чугуна, состояла из 11 сотрудников.
Сформирована военизированная пожарная часть - ВПЧ № 51 с личным составом в количестве 51 человек, которая разместилась в корпусе № 204 кузнечного завода. Пожарная часть начала охранять объекты кузнечного завода, автоматно-токарного корпуса, завода малолитражных автомобилей и другие.
октябрь 1981 год.
Организована техническая ВПЧ № 59.
август 1986 год.
Приказом МВД ТАССР № 0111 от 28 августа 1986 года организована ВПЧ № 74 для охраны объектов акционерного общества «КАМАЗ», расположенных в Промкомзоне: завода ремонта двигателей, ГАТП, научно-технического центра, СМУ № 4, КАМАЗавтоцентра и других объектов.
Уже в период строительства, и далее – в процессе эксплуатации охраняемых объектов, с целью обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - сотрудники отряда вносили в проектную документацию специальные технические (неординарные) решения, которые на тот момент не были регламентированы действующими нормативными документами. Вот некоторые из них:
- учитывая конструктивные особенности и объемы заводских корпусов – на основных проездах зданий установили пожарные гидранты для подключения пожарных машин непосредственно внутри заводов;
- устройство противопожарных поясов на сгораемой кровле заводов, с последующим их увеличением с 6м до 12м.
Учитывая масштабы и сроки ввода в эксплуатацию объектов строительства, в целях оперативного рассмотрения проектной документации на соответствие требованиям пожарной безопасности, впервые в республике, на базе отряда была создана нормативно-техническая группа инженеров, которая в тесном сотрудничестве с инженерно-техническими работниками проектных, строительных организаций и заводов КамАЗа, осуществляла проверку рабочей документации и реализацию предложенных противопожарных мероприятий.
Следует отметить, что также, впервые в республике, сотрудники отряда (инспекторский состав и начальник отряда) были наделены правами ГПН по составлению административных дел на нарушителей требований пожарной безопасности, в соответствие с требованиями КоАП
Многонациональный по составу, разный по образованию и подготовке, коллектив встретился с необычайной службой, со сложностями в ней, учитывая, что подразделения создавались на голом месте. Однако руководство КАМАЗа, Камгэсэнергостроя, МВД ТАССР помогали становлению коллектива, живо откликались на нужды пожарной охраны. Вся передовая, по тем временам, пожарная техника и вооружение, которой не было в республике, да и в стране, была в эксплуатации. Все это поднимало дух и гордость пожарного отряда.
1998 год
В состав отряда входят 7 военизированных пожарных частей (18, 38, 39, 45, 46, 51, 74) со штатной численностью более 500 человек.
К этому времени значительно устарел автомобильный парк. Требовались неординарные меры. Было найдено правильное решение: по совместной инициативе руководства 4 отряда и руководства ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» в 1999 году был изготовлен опытный образец пожарного автомобиля на базе автомобиля «КамАЗ». В дальнейшем, благодаря усилиям КИСМ и отряда, пожарные автомобили начали изготавливать партиями.
Пожар 1993 года на заводе двигателей АО КамАЗ
Начиная с 1997 года, в течение 10 лет, в результате экономических реформ, проводимых в государстве, финансовой нестабильности, изменений в нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности, в отряде были сокращены 5 пожарных частей.
Но сложный экономический период не сломил отряд, в котором оставшиеся подразделения сохраняли высокую боеготовность и бережно относились к своим традициям.
История отряда, к сожалению, была отмечена огненными вехами, когда пожарным приходилось проявлять мужество и бесстрашие и даже ценой своей жизни.
22 декабря 2006 года в 03 часа 15 минут произошло срабатывание пожарной сигнализации в холодном гараже, который был пристроен к пожарному депо 18 пожарной части, с выходом сигнала на приемно-контрольный прибор установленный в помещении пункта связи части.
Радиотелефонист пожарной части подняла дежурный караул по тревоге, и доложила о происшествии старшему лейтенанту внутренней службы Рыжову Сергею Александровичу, начальнику караула части который в свою очередь дал команду личному составу караула о предварительном боевом развертывании караула и готовности к тушению возможного пожара. Пока дежурная смена проводила необходимые действия, Рыжов С.А. решил проверить причину срабатывания сигнализации и взяв ключи прошел в пристроенный гараж. При открытии дверей гаража, из-за доступа в помещение свежего воздуха, произошел взрыв горящих на тот момент пиротехнических изделий, хранящихся в помещении гаража. Взрывной волной Рыжова С.А. отбросило от здания.
В дальнейшем, начальник караула Рыжов Сергей Александрович был найден без признаков жизни приблизительно в 30 метрах от помещения пристроенного гаража.
12 мая 2010 года в 16 часов 30 минут произошел взрыв воздушно-масленной смеси в компрессорном цехе Нижнекамской ГЭС. На момент прибытия первого пожарного подразделения дежурного караула 18 пожарной части из главного корпуса шел густой дым. После проведенной разведки руководителем тушения пожара капитаном внутренней службы Ниловым Александром Сергеевичем, начальником караула 18 пожарной части была поставлена первоочередная задача – спасение и эвакуация работников станции.
Нилов А.С. во главе звена газодымозащитной службы производил эвакуацию работников Нижнекамской ГЭС. Поиск и эвакуация пострадавших затруднялись из-за сильного задымления, а также из-за разрушения строительных конструкций и монтажного оборудования, что значительно затрудняло ориентирование в пространстве. Чтобы окончательно убедиться в полном отсутствии людей, оказавшихся в опасной зоне, начальник караула Нилов А.С. принял решение провести полное обследования всех задымленных помещений. Следуя первым в составе звена ГДЗС, он прошел в помещение компрессорной и в этот момент произошло обрушение металлической конструкции, в результате чего Нилов А.С. сорвался в технологический проем, глубина которого была более 18 метров.
За самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей во время техногенной катастрофы, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении служебного долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни капитан внутренней службы НИЛОВ Александр Сергеевич награжден государственной наградой Российской Федерации - Орденом Мужества (посмертно).