Пожар на заводе двигателей КАМАЗа, г. Набережные Челны.

31
марта
1
апреля
2
апреля
3
апреля
4
апреля
5
апреля
6
апреля
7
апреля
8
апреля
9
апреля
10
апреля
11
апреля
12
апреля
13
апреля
14
апреля
15
апреля
16
апреля
17
апреля
18
апреля
19
апреля
20
апреля
21
апреля
22
апреля
23
апреля
24
апреля
25
апреля
26
апреля
27
апреля
28
апреля
29
апреля
img

14 апреля 1993 года днем на заводе прошли учения по гражданской обороне, а вечером, в 18.45, когда вторая смена (около 4000 человек) находилась на обеденном перерыве, загорелась кабельная трасса от подстанции ГПП-12, питающей оборудование завода. Огонь, мгновенно распространяясь по кабелям, воспламенил пенополистирольный утеплитель, а затем и крышу. Пожарные в условиях плотного задымления и высокой температуры тушили пожар сначала на кровле, затем в здании и подвалах.

Причина крупномасштабного, не имеющего аналогов в стране пожара – в пренебрежении элементарными противопожарными требованиями. По распоряжению ответственных лиц была отключена система пожаротушения – это более 400 установок. Воду пришлось брать с наружных гидрантов, также использовали пенообразователь.

Восемь дней и ночей шла самоотверженная борьба с огнем.

21 апреля 1993 года сложный, крупномасштабный, не имеющий аналогов в стране пожар был ликвидирован. Удалось спасти 50 % оборудования, 85 % колонн и 40 % наружных стен. Однако производственный корпус завода площадью 420 тыс. м2 был выведен из строя.

Из акта правительственной комиссии:

«Пожар в надземной части производственного корпуса и на кровле был ликвидирован 15 апреля в 11.00, тушение горящего масла в подвале продолжалось до 19 апреля. Всего в ликвидации пожара участвовало 560 работников пожарной охраны, 54 военнослужащих Гражданской обороны, 64 единицы пожарной техники, 236 машин. В результате пожара производственный корпус двигателей площадью около 420 тысяч кв. м выведен из строя».

Как это было

Пожар начался в 18:41 из‑за короткого замыкания в силовом кабеле, что ведёт к трансформаторной подстанции. Виктор Волков, в то время начальник военизированной пожарной охраны промышленных объектов МВД РТ, вспоминал: днём на заводе прошли учения по гражданской обо­роне. Может быть, поэтому на характерные хлопки никто не отреагировал: думали, продолжаются учения… А огонь по кабельным каналам стремительно разлетался во все стороны. Через шахту вентиляции выбрался на крышу – вспыхнули гудрон, утеплитель…

Первым тревогу поднял слесарь-ремонтник. Почувствовав запах горевшей изоляции, приоткрыл дверь подстанции – и едва не задохнулся от дыма. Дальше события развиваются стремительно.

О том, с какими трудностями пришлось столкнуться при ликвидации одного из крупнейших в истории страны пожаров, поведал тогдашний начальник СПАСР МВД России, генерал-майор внутренней службы В. Дедиков.

В тот день первая смена в главном корпусе завода двигателей КамАЗа уже закончилась, а вторая только приступила к работе. Шел на свой участок и слесарь-ремонтник И. Байлычев. И тут его насторожил сильный запах горевшей изоляции. Подойдя к щиту главной понизительной подстанции № 12 (ГПП-12), рабочий заглянул в приоткрытую дверь. Из полутьмы на него надвигалась стена удушливого дыма… Через минуту по телефону И. Байлычев сообщил об увиденном диспетчеру энергослужбы завода и далее от обслуживающего персонала завода на ЦППС ОВПО-4 передали сообщение о взрыве трансформатора. Было это около 19 часов 00 минут.

Уже потом, в ходе расследования, выяснится, что первые признаки пожара замечены были около 18 часов 45 минут. Но хлопки и потрескивания, доносившиеся из помещения подстанции, рабочие приняли за обычный производственный шум. А тем временем огонь, полностью охвативший ГПП-12, по вертикальной кабельной трассе уже выходил на крышу корпуса…

Диспетчер отряда выслал на место аварии пожарные подразделения по рангу пожара № 2 (8 отделений на автоцистернах, отделение на автолестнице, отделение на автомобиле воздушно-пенного тушения, отделение на автомобиле порошкового тушения, автомобиль быстрого реагирования).

В 19 часов 4 минуты на пожар непосредственно в главный корпус прибыло отделение ВГГЧ-39 на автомобиле быстрого реагирования (АВР) во главе с заместителем начальника части Цыганковым Н.Н. (РТП-1). В это время горели покрытие на площади 600 м2, воздуховоды и электрокабели практически над всем пространством ГПП-12, слышались сильные «хлопки». В верхней зоне помещения был густой дым, создалась высокая температура. Электроосвещение отсутствовало. С горящей крыши стекали расплавленные битум, рубероид и пенополистирол. Учитывая высокую скорость распространения огня по покрытию (6…8 м/мин) (этому способствовал порывистый ветер), РТП-1 объявил вызов № 3 – максимальный для гарнизона пожарной охраны г. Набережные Челны. Отделению АВР была поставлена задача эвакуировать рабочих и служащих из корпуса.

В 19 часов 6 минут прибыл дежурный караул ВПЧ-51 на двух автоцистернах во главе с начальником караула Скаловым Ф.Л., который дал команду установить автомобили на водоисточники и подать два лафетных ствола на тушение пожара внутри и снаружи здания.

В 19 часов 14 минут прибыли заместитель начальника ОВПО-4 Чумаков АВ. (РТП-2) и дежурная служба пожаротушения. Прибывающая на пожар техника (9 автомобилей) устанавливалась на гидранты, были поданы 6 лафетных стволов на покрытие и ствол «А» внутрь корпуса.

В 19 часов 20 минут прибыл начальник ОВПО-4 Волков В.Г. (РТП-3). В это время горело покрытие на площади около 8 тыс. м2.

Скрытое горение пенополистирольного утеплителя в гофрах профнастила охватывало новые площади, огонь вырывался через световые фонари и ствольщики оказались в его окружении. Скорость распространения горения достигла 10 м/мин.

Оценив обстановку, РТП-3 объявил повышенный номер вызова по республиканскому расписанию, сбор всего личного состава, организовал штаб пожаротушения, дал указание о введении в боевой расчет резервной техники, создал 4 боевых участка (по 2 на покрытии и в корпусе).

В 19 часов 25 минут была закончена расстановка сил и средств, прибывших по рангу пожара № 2, поданы стволы: на покрытие – 6 лафетных, внутрь здания – 2 лафетных и 1 «А». Однако этими средствами не удалось даже ограничить распространение пожара, так как фактический расход воды составил около трети требуемого (более 600 л/с). Горение пенополистирольного утеплителя, уложенного на стальной настил, охватывало все новые площади, огонь вырывался через световые фонари, и нередко ствольщики оказывались в огненном кольце.

Начальник 4 ОВПО В. Волков, возглавивший тушение, был вынужден объявить повышенный номер вызова сил и средств по республиканскому расписанию, дал указание о сборе всего личного состава пожарной охраны и введении в боевой расчет резервной техники.

К 19 часам 52 минутам на ЦППС города пришло сообщение, что площадь горения составляет на покрытии четвертую часть общей площади корпуса (около 103 тыс. м2), имеются обрушения и деформации металлоконструкций, в связи с чем требуется дополнительное количество автоподъемников. В штаб пожаротушения были введены специалисты завода.

В 20 часов 19 минут были сосредоточены силы и средства по рангу пожара № 3, созданы 9 боевых участков, в борьбе с огнем использовалось около 30 лафетных и переносных стволов. В помощь пожарным был вызван полк гражданской обороны.

Но остановить огонь не удавалось. К 21 часу 31 минуте уже вся кровля более чем километровой длины корпуса была охвачена пожаром.

Пожарные подразделения соседних гарнизонов (Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги) прибывали до 22 часов 37 минут.

В 00 часов 47 минут 15 апреля 1993 года на место пожара прибыли: заместители начальника ПАСС МВД Республики Татарстан Низамутдинов И.А. (РТП-4) и Лобов Н.М., а также первая оперативная группа противопожарной аварийно-спасательной службы.

РТП-4 произвел передислокацию сил и средств. Оперативный штаб возглавил Лобов Н.М. Одновременно проводилась разведка тоннелей стружкоуборки, где уровень воды поднялся до 1 м.

В 2 часа 50 минут на пожар прибыла вторая оперативная группа ПACC МВД Республики Татарстан во главе с начальником Службы Красько Н.Н. (РТП-5). По его указанию произведено наращивание сил и средств из соседних гарнизонов.

В 5 часов 5 минут на пожар из Москвы прибыли начальник СПАСР МВД России Дедиков В.Е. (РТП-6) и заместитель начальника отдела СПАСР Молчанов В.П. К этому времени обстановка на покрытии корпуса, несмотря на то, что находилась под контролем, осложнилась.

Тоннели, проложенные на глубине до 9 м, оказались крепким орешком, «разгрызать» который пожарным пришлось в течение шести суток. Горящая масса полистирола, битумной мастики стекала по конструкциям, технологическим проемам и лоткам в подвальные помещения, где возникали новые очаги пожара. Огонь угрожал установкам и емкостям с маслом, общий объем которого составлял около 1700 м3.

Попытки проникнуть в тоннели к успеху не привели. Мешали плотное задымление, высокая температура, узость и ограниченное количество входов. Нужно было найти решение из тех, что называют нестандартными.

К 11 часам 00 минутам удалось ликвидировать горение на покрытии и отметке 0,0 м. Всего было подано стволов: лафетных – 24, РС-70 – 32, PC-50 –13, СВП – 2. Общий расход воды составил 720 л/с. Теперь все внимание штаба было переключено на тоннели.

Итак, перед нами стояла задача прекратить горение в подвальной части корпуса протяженностью 6,8 км общим объемом 344 тыс. м3. Причем сделать это предстояло, исключая непосредственный доступ к очагам горения.

Штабом были изучены инженерно-технические и организационные возможности, эффективность нескольких способов тушения:

  • подачи огнетушащего порошка, углекислоты и пара для объемного тушения;
  • подачи газоводяной струи от автомобиля газоводяного тушения в целях изменения направления воздушных потоков;
  • затопления всего объема тоннелей водой
  • контролируемого выгорания масла с защитой не задетой пожаром части маслонодвала, а также объемного тушения тоннелей пеной средней кратности.

Однако ни один из них в полной мере удовлетворить не мог. Например, применить, казалось бы, наиболее приемлемый способ объемного тушения с помощью пены средней кратности мешали слишком большой объем тоннелей и высокая температура. Расчеты показывали, что для заполнения подвала пеной понадобилось бы около 1000 пожарных машин, 4000 пеногенераторов ГПС-600 и 2000 магистральных линий. Понятно, что технически это было неосуществимо.

В итоге штаб принял следующее решение: снизить интенсивность горения за счет увеличения теплоотвода от нагретых емкостей и конструкций и ограничения доступа кислорода в зону пожара. С этой целью была организована непрерывная, в течение 26 часов (до 19 апреля 1993 года), подача в подвал пены от 45 ГПС-600 и герметизация технологических проемов и других отверстий минеральной ватой, были созданы 4 боевых участка. Одновременно боевые расчеты не оставляли попыток проникнуть внутрь тоннелей. Однако высокая температура (500…600 °С) и плотное задымление не позволяли этого сделать.

17 апреля 1993 года возникла новая проблема. Из-за подъема уровня воды в тоннелях нависла угроза распространения огня на помещение станции испытания двигателей (СИД), расположенной на отм. –5,2 м, в которой размещались емкости с маслом и дизельным топливом. Штабом было принято решение изолировать СИД, заложив участок тоннеля, соединяющий станцию с основным подвалом, гравием и кирпичной кладкой. СИД удалось спасти.

Только 18 апреля 1993 года снизилась интенсивность горения и температура в тоннелях (120…140 °С). Это дало возможность проникнуть к масляным установкам и организовать подачу огнетушащих средств непосредственно в очаги пожара.

Руководство тушением пожара осуществлял начальник СПАСР МВД России Дедиков В.Е. В организации тушения пожара, координации действий, связи с руководством МВД республики принимал участие заместитель министра внутренних дел Татарстана Гараев Ф.Ф.

Оперативный штаб пожаротушения менялся ежесуточно. В состав штаба и боевых участков входили должностные лица гарнизона пожарной охраны города и ПАСС МВД Татарстана. В работе штаба и на боевых участках принимали участие представители СПАСР МВД России, ПАСС МВД Татарстана, а также администрации объекта.

На пожаре круглосуточно находилась бригада скорой помощи, работал теплопункт.

При ВПЧ-51 производилась перезарядка групповых и индивидуальных фонарей. Для проведения разведки в тоннелях стружкоуборки, заполненных водой на глубину более 2 м, предпринята попытка использовать плавсредства.

С начала пожара до его ликвидации личный состав подразделений работал в двухсменном режиме (через сутки).

Для ликвидации пожара привлекался личный состав и техника Набережно-Челнинского, Нижнекамского, Альметьевского, Елабужского и Казанского гарнизонов пожарной охраны. Оказывалась помощь со стороны пожарной охраны республик Удмуртской и Башкортостан, Самарской и Нижегородской областей. На пожаре постоянно работали 64 ед. пожарной техники, 560 человек личного состава пожарной охраны, 54 военнослужащих полка гражданской обороны, 236 различных машин и механизмов.

Большая помощь оказана администрацией завода в организации питания пожарных, обеспечении огнетушащими средствами, ГСМ, а также необходимой информацией по планировке здания и особенностям размещения технологического оборудования Обеспечена доставка пенообразователя в количестве 2,5 тыс. т, при этом израсходовано более 2,4 тыс. т. пенообразователя (при тушении пожаров на Киришском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) было израсходовано 900 т пенообразователя, а на Московском НПЗ – 500), 110 т порошка.

21 апреля 1993 года сложный, крупномасштабный, не имеющий аналогов в стране пожар был ликвидирован. Удалось спасти 50 % оборудования, 85 % колонн и 40 % наружных стен. Однако производственный корпус завода площадью 420 тыс. м2 был выведен из строя.

Причины и выводы

Начальник Государственной инспекции пожарного надзора СПАСР МВД России Е.Е. Кирюханцев:

Пожар явился следствием непродуманных действий органов управления различных уровней, а также стремления руководителей достичь сиюминутной выгоды посредством экономии на мерах пожарной безопасности. В результате ограждающие конструкции зданий многих особо важных объектов содержат утеплители из пенополистирола (Атоммаш, ВАЗ, ряд атомных электростанций). На КамАЗе тоже еще сохранились такие корпуса. Руководители КамАЗа, администрация завода двигателей знали о пожарной опасности пенополистирола, однако надлежащих мер по поддержанию необходимого уровня противопожарной защиты корпуса завода не принимали.

Более 40 % мероприятий по обеспечению пожарной безопасности КамАЗа, изложенных в предписаниях органов государственного пожарного надзора, своевременно не выполняются и переносятся из предписания в предписание.

Деятельность территориального органа госпожнадзора в основном была направлена на сохранение численности подразделений, охраняющих КамАЗ и оказывающих решающее влияние на организацию тушения пожаров в г. Набережные Челны. Возникшее противоречие между необходимостью сохранения подразделений пожарной охраны и требованием обеспечения действенного государственного пожарного надзора на объекте было разрешено путем компромисса. В результате проиграла Россия, которая понесла огромные потери от пожара. В этом есть доля вины и органов государственного пожарного надзора, не проявивших в данном случае необходимой настойчивости и принципиальности.

Непосредственной причиной пожара, как выявило расследование, было короткое замыкание в кабельной линии ГПП-12. Возникшее пламя прожгло стальную броню кабелей, воспламенив изоляцию. Огонь начал быстро распространяться по кабельным пучкам и минут через 17-20 по вертикальной трассе, как уже было сказано, вышел на кровлю. Именно кровля, вернее, ее утеплитель из пенополистирола ПСБ-С сыграл роковую роль в дальнейшем развитии пожара.

Думаю, специалистам пожарной охраны этот утеплитель давно и хорошо известен. И все же напомню его свойства. Легко загорается от пламени газовой горелки, обильно выделяя токсичный дым. Полистирол, из которого на 90-92 % состоит утеплитель, известен как основной компонент твердого ракетного топлива и по своим горючим свойствам сравнивается с напалмом. К этому надо добавить такое качество утеплителя, как легкоплавкость. Словом, мы имеем материал, будто специально созданный для быстрого распространения пламени. Но именно таким материалом в то время были покрыты многие крупнейшие объекты Российской Федерации. Среди них и промышленные предприятия-гиганты, и объекты энергетического комплекса, в том числе атомные электростанции. Чем это чревато, наглядно показал пожар на КамАЗе. Впрочем, примеры были и раньше. Еще в 1972 году сгорело 17 тыс. м2 кровли на Житомирском заводе строительных конструкций, год спустя огонь уничтожил 44 тыс. м2 покрытия на Бухарском хлопчатобумажном комбинате… В общем, покрытие с утеплителем из пенополистирола вполне можно назвать, как выразилась одна из газет, «крышей замедленного действия».

Пожарные забили тревогу уже в 1973 году. Тогда МВД дважды информировало Совмин СССР о недопустимости строительства зданий больших площадей с использованием пенополистирола и просило обязать Госстрой СССР совместно с Минавтопромом решить вопрос о замене опасного материала в покрытиях строящихся зданий КамАЗа на несгораемые или трудносгораемые утеплители. И Госстроем было принято решение об устройстве в покрытиях корпусов, в том числе и завода двигателей, противопожарных преград шириной 6 м, разделяющих кровлю на отсеки площадью 10-12 тыс. м2. Конечно, это был компромисс, кардинально проблемы не решающий. Но даже и такое решение полностью не было реализовано. Дело в том, что устройство противопожарных поясов предусматривалось только на незавершенных покрытиях. А на заводе к тому времени 80 % кровли уже было завершено. Разумеется, переделывать готовое покрытие никто не стал: КамАЗ был нашей очередной «стройкой века» и сооружался ускоренными темпами.

Корпус сдали в эксплуатацию в 1976 году. Кстати, несмотря на то, что сооружение его велось по американской технологии, страховать объект наши друзья из-за океана отказались, узнав об использовании огнеопасного утеплителя. Но и после этого пожарные не успокоились. Устройство противопожарных поясов на кровле главного корпуса в числе других мероприятий было по предложению объектового 4 ОВПО включено в план организационно-технических мероприятий на 1986-1990 годы. И опять до выполнения не дошли руки. Очень уж хлопотное дело, а голова у руководства, как всегда, была занята в первую очередь планом…

Правительственная комиссия, занимавшаяся расследованием пожара на КамАЗе, пришла к однозначному выводу о повышенной пожарной опасности зданий из легких металлических конструкций в сочетании со сгораемым утеплителем, их низкой устойчивости при пожаре и невозможности успешного тушения огня в данных условиях. В акт комиссии включены предложения о необходимости принятия мер по усилению противопожарной защиты аналогичных зданий.

Пожар на КамАЗе на страницах печати часто сравнивали с Чернобыльской катастрофой, и это не случайно. Конечно, если сравнивать потери, эти два события рядом едва ли поставишь. Слава Богу, на КамАЗе обошлись без человеческих жертв, да и материальный ущерб был в конечном итоге меньше, чем после Чернобыля. И все же есть нечто общее у этих двух бед. И та, и другая стали возможны в обстановке тотальной безответственности, пренебрежения к элементарным и очевидным требованиям безопасности.

Источники:
- научно-технический журнал «Пожарная безопасность, информатика и техника» (2(4), 1993 год).
- https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozhar-na-kamaze-gorkij-urok/?ysclid=lgfa7gnl87654177422
- https://www.vestikamaza.ru

Поделиться: