В течение 10 часов огонь бушевал в здании Службы морского флота Минтранса России (улица Рождественка, 1/4) 11 февраля 1998 года. В тушении пожара участвовало 400 человек, использовались вертолеты и спецтехника. Тем не менее здание практически полностью сгорело. Пострадали десятки человек. Но самое главное, огнем был уничтожен морской архив и центр спутниковой связи.
Из искры возгорелось пламя
Первым, еще около 4 часов дня, загорелся морской архив, расположенный на 3-м этаже министерского здания. Там велись сварочные работы. Ремонтники меняли отопительную систему, но делали это спустя рукава, или, выражаясь официальным языком, с грубыми нарушениями техники безопасности. (Эти работы производились рабочими государственного предприятия по эксплуатации и развитию административных зданий Минтранса.) Искры от сварки попали в коммуникационный короб, проходивший через все семь этажей, и подожгли его деревянную обшивку. Сквозняки быстро раздули пламя. Сварщики вызвали пожарных только через час — все это время они пытались потушить.
Корреспонденты Ъ приехали на Рождественку вместе с пожарными расчетами. Вокруг горящего здания уже было выставлено милицейское оцепление. С верхних этажей взывали о помощи отрезанные огнем люди. Пожарные спешно разматывали рукава брандспойтов, разворачивали спецтехнику и подавали автоматические лестницы к окнам и балконам. Вскоре по лестницам спустились первые погорельцы. «У меня в кабинете остались паспорт, деньги, а главное — рукопись диссертации, над которой я работал больше года»,— сказал один из них корреспонденту Ъ и показал на окно, из которого вырывались языки пламени.
Всего из горящего здания пожарные эвакуировали 100 человек. Еще 200 служащих смогли выбраться самостоятельно. «Мы боялись, что люди начнут выталкивать друг друга с подоконников на мостовую»,— сказал корреспондентам Ъ один из пожарных. И добавил: «Мы были готовы к тому, чтобы не столько тушить, сколько ловить выбрасывающихся из окон людей».
Кромешный ад
Примерно в 7 часов вечера прилетел пожарный вертолет. Милиция отодвинула собравшуюся вокруг здания толпу зевак, и сверху на горящую крышу обрушился поток воды. Но сбить пламя таким образом не удалось. Вертолет еще 15 раз сбрасывал воду на здание, но потом его отправили на базу. Руководители штаба пожаротушения посчитали, что крыша может не выдержать и обрушиться на головы работавших внутри здания пожарных.
«Там кромешный ад,— сказал выбравшийся из здания прапорщик Игорь Никитин.— Мы все время были вынуждены передвигаться гуськом по горящему деревянному полу. Сверху сыпались головешки и лилась вода. Несколько наших получили ранения».
В штабе пожаротушения позже уточнили, что всего пострадало 15 служащих министерства и трое пожарных. Шестерых из них пришлось госпитализировать. Один из бойцов пожарной охраны находится в реанимации — у него тяжелая травма позвоночника и ожоги.
Борьба с огнем продолжалась с переменным успехом. Каждые два часа подразделения пожарных сменяли друг друга: одни тушили, другие разбирали завалы в поисках тех, кто, возможно, не успел выскочить из здания. Всего в тушении пожара участвовало более 400 человек. Они поливали горящее здание из 36 брандспойтов водой и пеной.
По словам пожарных, главным было не допустить распространение огня на близлежащие здания — гостиницу «Савой» и «Детский мир». В самом «Савое» паники не было. Немногочисленные гости гостиницы (она в это время года заполнена наполовину) высыпали на улицу и с любопытством наблюдали за работой пожарных. Некоторые даже фотографировались на фоне горящего здания.
Пожар удалось локализовать к половине десятого вечера. Отдельные очаги загорания дотушивали до утра следующего дня. Разбор образовавшихся внутри здания завалов займет по меньшей мере неделю.
Сотрудникам министерства еще предстоит подсчитать сумму ущерба. Но уже сейчас ясно, что всему морскому флоту нанесен непоправимый ущерб. Дело в том, что огнем были уничтожены не только весь морской архив, международные контракты, документы сотрудников и бухгалтерия бывшего министерства. Главная беда в том, что сгорел размещавшийся на 3-м и 4-м этажах центр спутниковой связи, с помощью которого поддерживался постоянный контакт со всеми российскими кораблями.
Газета «Коммерсантъ» №24 от 13.02.1998, стр. 7